Кривошипно-шатунный механизм А-41 и А-01М

Кривошипно-шатунный механизм (рис. 119) находится в блоке цилиндров и состоит из шести поршней 8 с кольцами и пальцами 9, шести шатунов 10 и коленчатого вала 6 с маховиком 19. Детали кривошипно-шатунного механизма показаны на рис. 120.
Поршень 4 отлит из алюминиевого высококремнистого сплава. На головке поршня установлены три компрессионных
кольца и одно маслосъемное. Верхнее компрессионное кольцо 1 хромировано, два остальных имеют луженые канавки. В нижней части юбки поршня расположено второе маслосъемное кольцо.
Поршневой палец устанавливают в бобышки поршня с натягом. Для обеспечения этого натяга поршни и пальцы разбивают на три раз­мерные группы и подбирают их при сборке. По наружному диа­метру поршни подразделяют на четыре размерные группы для выборочной сборки с гильзами. В днище поршня расположена камера сгорания с непосредственным впрыском топлива.


Шатун 5 изготовляют штамповкой из хромистой стали.
Стержень шатуна имеет двутавровое сечение. Для подачи масла к поршневому пальцу в стержне выполнено сквозное сверление, смещенное относительно оси шатуна. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка 11. Нижняя головка шатуна имеет косой разъем. Стык шатуна с крышкой выполнен по типу «елочка».
Коленчатый вал 6 (см. рис. 119) изготовляют из леги­рованной стали. Он имеет шесть шатунных и семь коренных шеек, которые подвергают поверхност­ной закалке. Шатунные шейки имеют полости, в которых масло очищается, после чего поступает в шатунные подшипники. В рез­ультате очистки масла шатунные подшипники меньше изнашиваются.
Коленчатый вал двигателей А-01М имеет шесть противовесов 7.
На передней части коленчатого ва­ла последовательно расположены шестерни 4 привода смазочного насоса, шестерня привода меха­низма газораспределения, масло­ отражательная шайба, шкив 2.
Все эти детали зажимаются на ва­лу специальным болтом с шайбами.
Шестерня привода механизма га­зораспределения и шкив имеют шлицевую посадку. Шестерня при­ вода смазочного насоса посредст­вом торцовых шлицев соединяется с шестерней привода механизма газораспределения. Храповик 1, служащий для проворачивания двигателя вручную, прикреплен к шкиву 2 болтами с шайбами.
Задняя шейка коленчатого вала заканчивается упорным буртом, за ним находится маслоотражате­льная шайба. К фланцу хвосто­вика болтами 18 прикреплен ма­ховик 19.
Опорами коленчатого вала 6 служат семь коренных подшипни­ков. Коренные и шатунные под­шипники имеют по два вкладыша — верхний и нижний. Вкладыши стальные, тонкостенные, взаимоза­меняемые, покрыты слоем свинцовистой бронзы толщиной 0,5— 1,2 мм. В верхних вкладышах сделано по одному отверстию для подвода масла.
Зазоры в коренных и шатунных подшипниках не регулируются.
По достижении предельного износа шейки вала перешлифовывают и устанавливают утолщенные ремонтные вкладыши.
Осевые усилия, передаваемые на коленчатый вал, восприни­маются через упорный бурт полукольцами, которые выполнены из стали с заливкой свинцовистой бронзой. Для фиксирования вкла­дышей в осевом направлении на их цилиндрической поверхности выштамповано по одному выступу. Эти выступы входят в соответ­ствующие пазы постели. При таком способе фиксации верхние вкладыши можно вынимать для осмотра, не снимая коленчатого вала.