Кривошипно-шатунный механизм (рис. 119) находится в блоке цилиндров и состоит из шести поршней 8 с кольцами и пальцами 9, шести шатунов 10 и коленчатого вала 6 с маховиком 19. Детали кривошипно-шатунного механизма показаны на рис. 120.
Поршень 4 отлит из алюминиевого высококремнистого сплава. На головке поршня установлены три компрессионных
кольца и одно маслосъемное. Верхнее компрессионное кольцо 1 хромировано, два остальных имеют луженые канавки. В нижней части юбки поршня расположено второе маслосъемное кольцо.
Поршневой палец устанавливают в бобышки поршня с натягом. Для обеспечения этого натяга поршни и пальцы разбивают на три размерные группы и подбирают их при сборке. По наружному диаметру поршни подразделяют на четыре размерные группы для выборочной сборки с гильзами. В днище поршня расположена камера сгорания с непосредственным впрыском топлива.
Шатун 5 изготовляют штамповкой из хромистой стали.
Стержень шатуна имеет двутавровое сечение. Для подачи масла к поршневому пальцу в стержне выполнено сквозное сверление, смещенное относительно оси шатуна. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка 11. Нижняя головка шатуна имеет косой разъем. Стык шатуна с крышкой выполнен по типу «елочка».
Коленчатый вал 6 (см. рис. 119) изготовляют из легированной стали. Он имеет шесть шатунных и семь коренных шеек, которые подвергают поверхностной закалке. Шатунные шейки имеют полости, в которых масло очищается, после чего поступает в шатунные подшипники. В результате очистки масла шатунные подшипники меньше изнашиваются.
Коленчатый вал двигателей А-01М имеет шесть противовесов 7.
На передней части коленчатого вала последовательно расположены шестерни 4 привода смазочного насоса, шестерня привода механизма газораспределения, масло отражательная шайба, шкив 2.
Все эти детали зажимаются на валу специальным болтом с шайбами.
Шестерня привода механизма газораспределения и шкив имеют шлицевую посадку. Шестерня при вода смазочного насоса посредством торцовых шлицев соединяется с шестерней привода механизма газораспределения. Храповик 1, служащий для проворачивания двигателя вручную, прикреплен к шкиву 2 болтами с шайбами.
Задняя шейка коленчатого вала заканчивается упорным буртом, за ним находится маслоотражательная шайба. К фланцу хвостовика болтами 18 прикреплен маховик 19.
Опорами коленчатого вала 6 служат семь коренных подшипников. Коренные и шатунные подшипники имеют по два вкладыша — верхний и нижний. Вкладыши стальные, тонкостенные, взаимозаменяемые, покрыты слоем свинцовистой бронзы толщиной 0,5— 1,2 мм. В верхних вкладышах сделано по одному отверстию для подвода масла.
Зазоры в коренных и шатунных подшипниках не регулируются.
По достижении предельного износа шейки вала перешлифовывают и устанавливают утолщенные ремонтные вкладыши.
Осевые усилия, передаваемые на коленчатый вал, воспринимаются через упорный бурт полукольцами, которые выполнены из стали с заливкой свинцовистой бронзой. Для фиксирования вкладышей в осевом направлении на их цилиндрической поверхности выштамповано по одному выступу. Эти выступы входят в соответствующие пазы постели. При таком способе фиксации верхние вкладыши можно вынимать для осмотра, не снимая коленчатого вала.