Схема работы карбюраторов

Состав смеси, соответствующий режиму работы двигателя, автоматически обеспечивает карбюратор, который выполняет сле­дующие функции: осуществляет дозирование топлива и воздуха в соотношениях, зависящих от режима работы двигателя; производит распыление топлива, частичное его испарение и перемешивание с воздухом; регулирует в зависимости от нагрузки количество горючей смеси, поступающей в цилиндры двигателя; обеспечивает быстрый и надежный пуск двигателя в различных условиях; под­держивает устойчивую работу двигателя на холостом ходу.
Работа карбюраторов основана на принципе пульверизации.
Простейший карбюратор (рис. 28) состоит из поплавковой ка­ меры 7, поплавка 2 с игольчатым клапаном 4, жиклера 17 с распылителем 16, диффузора 12, дроссельной 10 и воздушной 14 заслонок и смесительной камеры 11.
Поплавковая камера 1, сообщающаяся с атмосферой отверстием, и поплавок 2 с игольчатым клапаном предназначены для поддер­жания постоянного уровня топлива в распылителе. Жиклер 17 представляет собой металлическую пробку с калиброванным от­верстием, с помощью которого дозируется топливо. Пропускная способность жиклера зависит от диаметра отверстия, длины канала и качества его обработки. Распылитель 16 изготовлен из трубки, входной конец которой располагается по оси диффузора 12 у узкого сечения последнего.
Смесительной камерой 11 называют участок трубы карбюратора от самой узкой части диффузора (горловины) до оси дроссельной заслонки 10. Дроссельной заслонкой 10 изменяют количество горю­чей смеси, подаваемой в цилиндры двигателя. Для повышения мощ­ности двигателя дроссельную заслонку открывают больше. Прикры­вая воздушную заслонку 14 и обогащая тем самым рабочую смесь, обеспечивают пуск двигателя. При работе прогретого двигателя воздушная заслонка полностью открыта.
Карбюратор работает следующим образом. Из бака 6 по топ­ливопроводу 5 топливо поступает в поплавковую камеру 1 и за­полняет ее. При достижении определенного уровня пустотелый поплавок 2, всплывая, прижимает игольчатый клапан 4 к его седлу и доступ топлива в камеру прекращается. При понижении уровня топлива в камере поплавок и клапан опускаются, открывая доступ определенной дозе топлива в камеру. Практически уровень топлива в камере 1 во время работы двигателя мало изменяется и его без большой погрешности можно принять постоянным.
Из поплавковой камеры через жиклер 17 топливо поступает в распылитель 16. Верхний срез распылителя расположен на 1— 2 мм выше уровня топлива в камере, благодаря чему топливо не выливается из распылителя при неработающем двигателе даже в случае, если машина находится на наклонном участке. Во время такта впуска создается перепад давлений, под действием которого воздух через воздухоочиститель 13, трубу 15 и диффузор 12 посту­пает в смесительную камеру 11 карбюратора, а оттуда в двига­тель.
Вследствие уменьшения проходного сечения в горловине диффу­зора 12 скорость воздуха возрастает и разрежение увеличивается.
Поскольку при этом возникает разница между атмосферным давле­нием в поплавковой камере и давлением в диффузоре, топливо на­чинает фонтанировать из распылителя 16. Воздух движется через диффузор со скоростью, примерно в 25раз большей скорости топлива.
Это вызывает распад струи топлива на мелкие капли, которые смешиваются с воздухом. В результате распыления поверхность соприкосновения частиц топлива с воздухом увеличивается, что ускоряет испарение топлива. Образовавшаяся горючая смесь по­ступает в цилиндр 9 двигателя. Для более полного испарения топ­лива впускной трубопровод 7 подогревают водой из рубашки ох­лаждения или отработавшими газами.
Режим работы двигателей может изменяться в широких преде­лах. Различают следующие режимы работы: пуск двигателя, хо­лостой ход и малые нагрузки, средние нагрузки, полную нагрузку.
Необходимо, чтобы состав горючей смеси находился в соответствии с условиями работы двигателя на каждом из перечисленных ниже режимов.
При пуске холодного двигателя смесеобразование затрудняется вследствие незначительной величины разрежения в диффузоре и низкой температуры двигателя. Поэтому при пуске должна пода­ваться богатая горючая смесь, чтобы обеспечить достаточное для воспламенения количество легких, быстро испаряющихся фракций топлива. 
Для обеспечения устойчивой работы двигателя на холостом ходу карбюратор должен приготовлять обогащенную смесь. Это объясняется тем, что на малых нагрузках скорость воздуха в диф­фузоре низкая и распыление топлива недостаточно мелкое. Кроме того, недостаточно нагреты детали, что в свою очередь затрудняет полное испарение топлива. Отрицательную роль играет и то, что температура и давление в цилиндре в период воспламенения и го­рения низкие, а доля остаточных продуктов сгорания велика. Обо­гащение же смеси улучшает условия воспламенения и сгорания топлива.
По мере повышения нагрузки, увеличения скорости воздуха в диффузоре и нагрева деталей смесеобразование и условия для вос­пламенения и горения топлива улучшаются. Поэтому горючая смесь должна постепенно обедняться.
На средних нагрузках (от 40 до 90 % полной нагрузки двигателя) в цилиндры необходимо подавать несколько обедненную горючую смесь для обеспечения экономичной работы.


При полных нагрузках для получения от двигателя максималь­ной мощности горючая смесь должна быть обогащенной.
Простейший карбюратор не обеспечивает получение наивыгод­нейшего состава горючей смеси для всех этих условий, поэтому в его конструкцию включены следующие системы и устройства: система холостого хода, главная дозирующая система, пусковое устройство, экономайзер и ускорительный насос.
Система холостого хода (рис. 29) включает топлив­ный жиклер 6, воздушный жиклер 4, канал 3, входные отверстия 2 и 12, регулировочный винт 1. При работе на холостом ходу и с малыми нагрузками дроссельная заслонка 11 почти полностью закрыта, поэтому разрежение в диффузоре и истечение топлива из распылителя главного жиклера 7 недостаточны для образования горючей смеси нужного состава.
Под действием большого разрежения за дроссельной заслонкой 11 топливо через жиклер 6 и канал 5 поступает в канал 3, куда поступает также воздух через жиклер 4. Образовавшаяся смесь топлива с воздухом (эмульсия) через отверстие 12 попадает во впуск­ной трубопровод. В это же время из смесительной камеры в канал 3 через отверстие 2 дополнительно проходит воздух (рис. 29, а), что уменьшает разрежение в канале 3. В результате уменьшается количество топлива в эмульсии. Регулируют состав горючей смеси винтом 1, которым уменьшают сечение отверстия 12. Поскольку сечения воздушных отверстий остаются неизменными при умень­шении сечения отверстия 12, разрежение в канале 3 падает и смесь обедняется.
Минимальные обороты холостого хода помимо качества смеси зависят также от ее количества. Последнее регулируется минималь­ным открытием дроссельной заслонки с помощью винта 9, поме­щенного на рычаге 10 привода заслонки. Поворот заслонки ограни­чивается упором винта 9 в прилив 8.
При переходе на малые нагрузки дроссельную заслонку нес­колько открывают. Когда кромка заслонки перекроет отверстие 2, то через него прекращается подача воздуха в канал 3 и поэтому через отверстие 12 поступает эмульсия, более богатая топливом.
Если оба отверстия 2 и 12 оказываются за дроссельной заслонкой (рис. 29, б), то эмульсия поступает в большем количестве и двига­тель развивает большую мощность. При дальнейшем открытии дроссельной заслонки подача эмульсии через систему холостого хода постепенно уменьшается, так как разрежение за дроссельной заслонкой падает, и вступает в работу главная дозирующая сис­тема .
Главная дозирующая система (рис. 30) обеспе­чивает постоянство экономичного состава смеси на широком диапа­зоне средних нагрузок. Основными элементами устройства являются воздушный жиклер 1, топливный жиклер 4 и распылитель 6. Когда двигатель не работает, топливо устанавливается в поплавковой камере 3, колодце 2 и распылителе 6 на одном уровне (рис. 30, а).
По мере открытия дроссельной заслонки 5 расход воздуха возрас­тает, разрежение в диффузоре увеличивается и из распылителя 6 начинает вытекать топливо. Уровень топлива в колодце 2 пони­жается. При определенном понижении уровня топлива через воз­душный жиклер 1 в распылитель 6 начинает поступать воздух.
Истечение топлива из жиклера 4 при этом уменьшается и смесь обедняется (рис. 30, б).
Путем подбора сечений топливного и воздушного жиклеров можно получить требуемый состав смеси. Отличительной особен­ностью описанной системы по сравнению с показанной на рис. 28 является подача через распылитель 6 не топлива, а эмульсии, которая образуется при смешении топлива с воздухом, поступающим через жиклер 1.
Пусковое устройство. При пуске двигателя частота вращения коленчатого вала невелика, поэтому разрежение в диффузоре и даже за дроссель­ной заслонкой мало. Что­бы обеспечить получение необходимого для этого случая обогащения горю­чей смеси, применяют спе­циальное пусковое устрой­ство, в качестве которого в карбюраторах исполь­зуют воздушную заслонку 3 (рис. 31, а). Ее поме­щают во входном патруб­ке 2. При закрытии воз­душной заслонки (рис. 31, б) повышается разре­жение в смесительной ка­ мере 11 и за дроссельной заслонкой. За счет интен­сивного истечения топли­ва из распылителей глав­ного дозирующего устрой­ства и системы холостого хода смесь сильно обогащается. Воздух для обра­зования смеси проникает через щели у кромки воздушной заслонки 3.
При первых вспышках в цилиндрах разрежение в смесительной камере резко возрастает и вследствие переобогащения смеси дви­гатель может заглохнуть. Чтобы избежать этого, на заслонке 3 монтируют автоматический клапан 4, который после первых вспышек под действием атмосферного давле­ния открывается и пропускает в смесительную камеру воздух, уме­ньшающий обогащение смеси.
При пуске двигателя дроссельная заслонка 10 должна быть нем­ного открыта. Достигается это с помощью тяг и рычагов, связы­вающих дроссельную 10 и воздуш­ную 3 заслонки. Управление осу­ществляют обычно вручную с по­мощью троса 1.
Экономайзер представ­ляет собой устройство для обога­щения смеси при работе двигате­ля на больших нагрузках путём подачи дополнительного количест­ва топлива в смесительную камеру. Экономайзер состоит из жик­лера 1 (рис. 32) и клапана 3, который прижимается к своему седлу пружиной. Чтобы повысить мощность двигателя при боль­ших нагрузках, дроссельную за­слонку 7 открывают полностью.
При этом рычаг 6 настолько пе­ремещает тягу 5 вниз, что шток 4 открывает клапан 3 и топливо из поплавковой камеры через жиклер 1 экономайзера посту­пает в распылитель 8 главного дозирующего устройства. Таким образом, в этот период посту­пление топлива в смесительную камеру происходит как через главный жиклер 2, так и через жиклер 1 экономайзера.
Ускорительный на­сос (рис. 33) предназначен для дополнительного обогащения смеси в случае резкого откры­тия дроссельной заслонки. При закрытии дроссельной заслон­ки 14 рычаг 13 через тяги 12 и 11 и пластинку 3 поднимает вверх шток 5 с поршнем 9. Впускной клапан 7 открывается и топливо из поплавковой камеры перетекает в цилиндр 8. Выпускной клапан 10 при этом закрыт.
Если резко открыть дроссельную заслонку 14, то рычаг 13 быстро переместит тяги 12 и 11 и пластинку 3 вниз. Пружина 4, сжимаясь, толкает поршень 9 вниз. Под давлением топлива клапан 7 закроется, а клапан 10 откроется и через жиклер 2 в смесительную камеру будет впрыснута порция топлива. Пружина 4, разжимаясь, удли­няет впрыск топлива до 1—3 с, что улучшает приемистость дви­гателя.
Канал 1 соединяет распылитель жиклера 2 с воздушным прост­ранством поплавковой камеры. Это снижает разрежение у жик­лера 2 и предотвращает подсасывание топлива в смесительную камеру из системы ускорительного насоса, когда он не работает.
Отверстие 6 служит для слива в поплавковую камеру топлива, про­шедшего вверх через неплотности между поршнем 9 и цилиндром 8 при закрытой дроссельной заслонке.