Пуск двигателей П-23 производится либо электростартером СТ-204, питающимся от аккумуляторной батареи, или рукояткой вручную с помощью пускового приспособления.
Стартер предназначен для проворачивания коленчатого вала пускового двигателя в момент его пуска и представляет собой электродвигатель постоянного тока. Он установлен на кожухе муфты сцепления пускового двигателя. Вал стартера (со стороны шестерни привода) вращается по часовой стрелке. Мощность стартера 1,55 кВт.
Стартер состоит из корпуса 1 (рис. 170) с полюсными башмаками 4 и обмоткой 5 возбуждения, якоря 2 с обмоткой и коллектором 9, крышек и щеток 27 с щеткодержателями. В связи с необходимостью иметь при пуске двигателя большую силу тока (до 600 А) обмотка якоря и обмотка возбуждения выполнены из толстого медного провода прямоугольного сечения. Обмотка возбуждения включена
последовательно в цепи якоря. Для создания значительной силы тока при вращении якоря в корпусе стартера установлены четыре полюсных башмака с катушками обмотки возбуждения. Стартер имеет четыре медно-графитовые щетки, две из которых соединены с «массой» стартера, а две другие изолированы от «массы» и соединены с концами катушек обмотки возбуждения.
Для соединения шестерни 28 вала якоря с зубчатым венцом маховика пускового двигателя на время его пуска и немедленного разъединения вала стартера с венцом маховика после пуска на стартере установлен привод.
Приводной механизм состоит из рычага 19 включения, имеющего регулировочный болт 16 с головкой, и муфты свободного хода
Муфта свободного хода служит для отключения вала стартера от пускового двигателя сразу после пуска, когда двигатель начинает вести якорь стартера. Муфта снабжена шлицевой втулкой 24. на заднем конце которой насажено кольцо 22 с канавкой для соединения с вилкой рычага включения стартера. Во внутренней обойме, изготовленной заодно с шестерней привода, нарезаны четыре паза, в которые уложены ролики 26 муфты свободного хода. Под действием пружин ролики заклиниваются между наклонной поверхностью паза внутренней обоймы и внутренней поверхностью наружной обоймы 25, жестко соединенной со шлицевой втулкой.
При нажатии на рычаг включения кольцо и пружина передвигаются, вводя шестерню включения стартера в зацепление с зубчатым венцом маховика двигателя. К этому моменту регулировочный винт рычага включения головкой нажимает на плунжер включателя 1 (рис. 171) стартера, замыкая его контакты. Ток от аккумуляторной батареи через замкнутые контакты включателя поступает на щетки и в обмотку якоря стартера, а также в обмотку возбуждения. В результате взаимодействия магнитных полей обмоток якоря и возбуждения якорь начинает вращаться, вращая шлицевую втулку, наружную обойму и через заклиненные ролики внутреннюю обойму муфты свободного хода с шестерней. Шестерня вращает маховик пускового двигателя.
После того как двигатель начнет работать, маховик станет вращать шестерню и связанную с ней внутреннюю обойму муфты свободного хода быстрее, чем вращаются вал стартера и шлицевая втулка. При этом ролики муфты сдвинутся силой трения по наклонной поверхности в более широкую часть паза и разъединят шлицевую втулку и вал стартера с шестерней привода.