Механизм передачи ПД-8

Механизм передачи состоит из редуктора, муфты сцепления и механизма привода.
Муфта сцепления позволяет плавно соединять пусковой двига­тель с валом 23 (рис. 155) и разъединять их. Механизм привода дает возможность вводить шестерню 24 привода в зацепление с зубчатым венцом 20 маховика дизеля. Муфта свободного хода разъединяет вал редуктора с венцом маховика сразу же после пуска дизеля.
От коленчатого вала 3 пускового двигателя через промежуточную шестерню 5 вращение передается шестерне 28 редуктора. Эта шестер­ня вместе с прикрепленным к ней ведущим барабаном 18 вращается на валу 23 редуктора на игольчатом подшипнике. Когда включена муфта сцепления, шестерня 28 передает вращение валу 23 редуктора, который через ведущую шлицевую втулку 27 и муфту свободного хода вращает шестерню 24 привода. Если шестерня привода введена в зацепление с зубчатым венцом маховика, то при включенной муфте сцепления она вращает коленчатый вал дизеля.
 Муфта сцепления состоит из ведущей, ведомой частей и механизма выключения. Ведущая часть состоит из ведущего бара­бана 18 и ведущих дисков 15. Через шестерни редуктора она связана с коленчатым валом пускового двигателя. Ведомая часть состоит из ведомых дисков 16, нажимного диска 17 с пружинами 8 и паль­цами 14.
Механизм выключения муфты состоит из диска 9 выключения сцепления, соединенного с пальцами 14 пружин, вилки выключения 10 со штоком и привода выключения, состоящего из рычагов 11 и 22 и соединяющей пружины 12.
 

Во время работы пускового двигателя ведущая часть муфты сцепления вращается посредством шестерен 4, 5 и 28. При вклю­ченном положении муфты ведомая часть получает движение от веду­щей за счет трения, возникающего от сжатия ведущих и ведомых дисков. Диски сжимаются пружинами 5, которые одним концом упи­раются в ведомый барабан 7, а другим действуют на пальцы 14 и через них на нажимной диск 17. Пружины прижимают все диски к выступу ведомого барабана. Ведомые и ведущие части вращаются как одно целое за счет трения между сжатыми дисками.
Выключают муфту сцепления, устраняя трение между ее дисками, т. е. разъединяя их. Для выключения муфты поворачивают рычаг выключения 22 на себя, тогда рычаг 11, поворачиваясь влево, регулировочным болтом нажимает на шток вилки 10, которая через упорный шарикоподшипник 13 перемещает диск 9. Вместе с диском 9 перемещаются пальцы 14 пружин и нажимной диск 17, который прекращает давить на диски 15 и 16, и муфта выключается. При этом пружины 8 дополнительно сжимаются.
Для включения сцепления рычаг 22 возвращают в исходное положение и пружины, разжимаясь, включают муфту сцепления.
 Механизм привода состоит из обоймы 25 муфты свобод­ного хода, жестко связанной с ней шестерни 24, ведущей втулки 27 с выступами, посаженной на винтовых шлицах вала 23 редуктора, и четырех заклинивающих роликов 26, расположенных между веду­щей втулкой и обоймой.
К механизму включения привода относятся рычаг 19 включения шестерни с вилкой, возвратная пружина 12, тяга и педаль 21.
Для ввода шестерни 24 привода в зацепление с венцом маховика дизеля машинист выключает муфту сцепления пускового двига­теля и нажимает педаль 21. При этом рычаг 19, поворачиваясь, передвигает влево по винтовым шлицам втулку 27 вместе с муфтой свободного хода и вводит шестерню привода в зацепление. Винтовые шлицы вала сообщают вращательное движение шестерне привода; это облегчает зацепление ее с зубьями венца маховика.
Чтобы провернуть коленчатый вал дизеля, плавно включают муфту сцепления (опустив рычаг выключения муфты). Пусковой двигатель вращает вал дизеля.
Как только дизель начнет работать, машинист снимает ногу с педали запуска и возвратная пружина возвращает детали меха­низма включения в первоначальное положение. Приводная шестерня выходит из зацепления с венцом маховика. Если машинист не от­пустит педали запуска, после того как дизель начал работать, зубча­тый венец маховика начнет вращать шестерню привода и наружную обойму 25 быстрее, чем вращаются вал привода и втулка 27. Ролики муфты отойдут в вырезы втулки, освободив наружную обойму с шестерней, и муфта начнет проскальзывать, автоматически отклю­чив маховик дизеля от вала редуктора. Этим предотвращают возмож­ную аварию («разнос») пускового двигателя от чрезмерного увели­чения частоты вращения его вала, которое может сообщить ему дизель.