Система пуска

Для пуска двигателя внутреннего сгорания его коленчатому валу необходимо сообщить некоторую частоту вращения, обеспе­чивающую смесеобразование, заполнение цилиндров, сжатие и воспламенение. Минимальная частота вращения коленчатого вала, при которой получаются первые вспышки в двигателе, называется пусковой.
Для вращения коленчатого вала в период пуска требуется при­ложить большой крутящий момент, затрачиваемый на преодоление сопротивления сжимаемой смеси (или воздуха), а также на преодо­ление сопротивлений, вызываемых трением между движущимися деталями и работой всех механизмов и систем двигателя. Кроме того, нужен избыток крутящего момента для разгона движущихся масс двигателя от состояния покоя до пусковой частоты вращения.
Крутящий момент, нужный для пуска при низкой температуре двигателя, возрастает вследствие увеличения вязкости масла. Пу­сковой момент для дизелей выше, чем для карбюраторных двига­телей равной мощности, вследствие более высокой степени сжатия у дизелей.
Пусковая частота вращения у карбюраторных двигателей должна быть не менее 40—50, а у дизелей — 150—300 об/мин. Если частота вращения ниже, то пуск двигателей затрудняется, так как при медленном протекании процесса сжатия увеличивается теплоотдача
стенкам и головке цилиндров и происходит утечка смеси (воздуха) через неплотности.
По этим причинам умень­шаются давление и темпера­тура смеси (воздуха) в конце сжатия. Кроме того, при по­ниженной частоте вращения ухудшаются условия для сме­сеобразования и сгорания.
Для быстрого и надежного пуска двигателя применяют специальные механизмы и устройства, составляющие систему пуска. Различают следующие способы пуска двигателей: электрическим стартером и вспомогательным карбюраторным дви­гателем.
Пуск электрическим стартером (рис. 57) при­ меняют на многих дизелях и карбюраторных двигателях. Электро­стартер 3 представляет собой электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения с включающим устройством и меха­низмом привода. Стартер питается от аккумуляторной батареи 1 током низкого напряжения. В период пуска шестерню 4 стартера вводят в зацепление с зубчатым венцом 5 маховика двигателя.
Передаточное число между шестерней стартера и венцом маховика подбирается с таким расчетом, чтобы сообщить коленчатому валу необходимую для пуска частоту вращения.
Стартер должен иметь достаточную мощность для вращения ко­ленчатого вала с требуемой частотой, автоматически выключаться после пуска двигателя и не включаться во время его работы, раз­вивать большой крутящий момент при возможно меньшем токе.
Щетки коллектора стартера должны отличаться высокой износо­стойкостью.
Для включения электрической цепи стартера при пуске двига­теля и выключения ее после пуска предназначены включающие устройства с непосредственным (механическим) или дистанцион­ным (электромагнитным) управлением. При непосредственном уп­равлении электрическая цепь стартера замыкается включателем — электроконтактным устройством, действующим при нажатии на педаль стартера. Такое управление применяют, если стартер и аккумуляторная батарея расположены вблизи места водителя.
При дистанционном управлении электрическая цепь стартера замыкается специальным реле, представляющим собой электромаг­нит с дистанционным управлением. Это позволяет избежать сложной системы привода, сократить длину провода, соединяющего аккуму­ляторную батарею со стартером. Механизм привода, служащий для сцепления и расцепления приводной шестерни стартера с венцом маховика двигателя, может быть механическим и электромагнит­ным.
В механическом приводе шестерня стартера вводится в зацепле­ние с венцом маховика рычажным устройством, которое водитель включает ногой. Электрическая цепь стартера подключается к ак­кумуляторной батарее после того, как его шестерня войдет в зацеп­ление с венцом маховика. Так как угловые скорости шестерни стар­тера и венца маховика равны нулю, то сцепление их происходит безударно. Такой способ может быть применен для стартеров любой мощности. Механизм привода выключается, когда водитель снимает ногу с педали стартера.
Чтобы избежать разносных оборотов якоря, после того как дви­гатель начнет работать, шестерню стартера устанавливают на муфте свободного хода роликового или фрикционного типа.


В электромагнитном приводе сцепление приводной шестерни с венцом маховика осуществляется специальным электромагнитом.
Последовательность включения шестерен и замыкание электриче­ской цепи стартера такие же, как и при механическом способе: вначале вводятся в зацепление шестерни, а затем замыкается эле­ктрическая цепь стартера. Шестерня автоматически выключается за счет ЭДС генератора после того, как двигатель начнет работать и приведет генератор в действие. Электромагнитный привод исклю­чает возможность ошибочного включения стартера при работаю­щем двигателе, так как при работающем генераторе исключается действие электромагнита приводного механизма.
Электродвигатели постоянного тока с последовательным воз­буждением (у которых обмотка возбуждения соединена последова­тельно с обмоткой якоря) развивают максимальный пусковой мо­мент при торможении якоря, т. е. когда якорь неподвижен и в его обмотках ЭДС не индуктируется.
Это качество необходимо в начальный период вращения двига­теля при пуске, когда момент сопротивления вращению имеет мак­симальную величину.
Обмотки якоря и обмотки возбуждения стартера — минималь­ного сопротивления, так как они незначительной длины и большого сечения. При включении стартера или полном торможении якоря сила пускового тока у стартера различного типа достигает 550—1100 А. По мере возрастания частоты вращения сила тока и крутя­щий момент уменьшаются.
Двигатели, оборудованные электрическим стартером, имеют пу­сковую рукоятку для проворачивания вала перед пуском холодною двигателя и при проведении технического ухода. У карбюраторных двигателей и у дизелей малой мощности пусковая рукоятка служит резервным средством для пуска, когда разряжена аккумуляторная батарея или неисправен стартер.
Система пуска вспомогательным карбюраторным двигателем применяется на дизелях Д-65, СМД-14, Д-108 и др. Для передачи вращения от вала пускового двигателя валу дизеля в систему пуска включена силовая передача. Когда дизель начинает работать, пусковой двигатель вместе с силовой передачей автоматически отключается от вала дизеля. Для облег­чения пуска дизеля водяные системы охлаждения пускового дви­гателя и дизеля связаны между собой, что обеспечивает прогрев дизеля.
Пусковые карбюраторные двигатели обладают в эксплуатации некоторыми преимуществами по сравнению с электрическими стар­терами. Система пуска с помощью пускового двигателя надежна при любых температурных условиях, но обслуживание ее и опера­ции при пуске сложнее, чем при пуске электрическим стартером, который не требует затраты больших физических усилий. Вместе с тем стартеры, питающиеся током от громоздких аккумуляторных батарей, требуют тщательного ухода и установки специального зарядного оборудования. Стартеры не могут длительно вращать коленчатый вал двигателя и тем самым разогревать масляные пленки в подшипниках и цилиндрах, а последнее очень важно для нор­мальной работы кривошипно-шатунного механизма.
Для устранения отмеченных недостатков на некоторых дизелях, например СМД-14, Д-108, на пусковом бензиновом двигателе уста­новлен стартер. Таким образом, пуск карбюраторного пускового двигателя и дизеля производится без больших усилий машиниста.