Система зажигания двигателей П-23

 Система зажигания состоит из магнето М-48В-1, двух свечей зажигания, выключателя и электропроводов.
Магнето М-48В-1 (рис. 167) — левого вращения, двухискровое с автоматическим регулированием опережения зажигания, прикреплено двумя болтами к корпусу регулятора и состоит из следующих основных сборочных единиц: корпуса 13, ротора 17, крышки 8, трансформатора с конденсатором 7, прерывателя, распре­делителя и автоматической муфты 16 опережения зажигания.
Корпус магнето с залитыми в нем полюсными башмаками 14 отлит из цинкового сплава и служит для монтажа основных сборочных единиц. С внутренней стороны корпуса имеется расточка, в которую запрессована наружная обойма шарикоподшипника, в нижней части — вентиляционное отверстие. К полюсным башмакам двумя винтами прикреплена катушка зажигания.
Ротор 17, предназначенный для изменения величины магнитного потока, проходящего через сердечник 9 катушки зажигания, состоит из вала 15 и пакета ламелей, запрессованных в магнит. Вал и магнит с ламелями скреплены цинковым сплавом. На валу ротора установлены муфта 16 и кулачок 18 прерывателя. Вал приводит во вращение бегунок 19 распределителя.
Крышка 8 отлита из цинкового сплава. В ее расточку запрессо­вана наружная обойма второго подшипника вала ротора.
Катушка зажигания, предназначенная для создания электро­движущей силы (ЭДС) при вращении ротора, включает в себя сер­дечник 9, собранный из отдельных пластин электротехнической стали. На сердечнике намотаны первичная 11 и вторичная 12 обмот­ки, соединенные с конденсатором 7, предназначенным для умень­шения искрения контактов прерывателя при размыкании.


С торцов катушка защищена гетинаксовыми щетками, на которых закреплена соединительная пластина. К соединительной пластине припаян конец первичной обмотки, начало вторичной обмотки и один вывод конденсатора, к ней же прикреплен провод низкого напряжения, идущий к рычагу прерывателя.
Конец вторичной обмотки через токосъемник 6 соединен с кон­тактами бегунка 19, распределяющими ток высокого напряжения через распределитель по свечам цилиндров двигателя.
Рычаг 2 прерывателя и контактная стойка с контактами 3 раз­мещены на пластине, прикрепленной к корпусу магнето. В пластине прерывателя имеются два продолговатых отверстия для установки точного абриса — угла между осью симметрии магнето и осью полю­сов ротора в момент искрообразования. Абрис в пределах 8—10° устанавливается поворотом пластины прерывателя после ослабле­ния винтов крепления. Следовательно, при смещении оси ротора от оси корпуса на 8—10° должно быть установлено начало размы­кания контактов прерывателя.
Крышка 4 распределителя с двумя боковыми и одним централь­ным электродами изготовлена из карболита и предназначена для распределения тока высокого напряжения по свечам цилиндров двигателя. Электроды пронумерованы в порядке чередования искр.
Провод от свечи первого цилиндра необходимо соединять с клем­мой 20 в отверстии распределителя, пронумерованной цифрой 1.
Автоматическая муфта 16 опережения зажигания центробежного типа установлена на валу ротора магнето и предназначена для автоматического изменения момента зажигания в пределах 8—26° угла поворота коленчатого вала до в.м.т.
Ведомые и ведущие части муфты могут поворачиваться отно­сительно друг друга под действием центробежной силы грузиков, преодолевающих натяжение пружины. Поводок привода магнето прикреплен к переднему торцу корпуса муфты двумя заклепками, одна из которых окрашена. Окрашенной заклепкой пользуются при регулировании момента зажигания. Контакты прерывателя магнето должны начинать размыкаться в момент, когда окрашенная заклепка находится в верхнем положении.
Магнето работает следующим образом. При вращении вала 15 ротора в сердечнике 9 создается магнитный силовой поток, дважды изменяющий за каждый оборот направление и значение. Вследствие этого в первичной обмотке 11 будет индуктироваться электрический ток низкого напряжения. Этот ток создает вокруг первичной об­ мотки сильное магнитное поле, которое складывается с магнитным полем ротора. В момент, когда первичный ток и созданное им маг­нитное поле становятся наибольшими, кулачок 18 размыкает кон­такты прерывателя, разрывая таким образом цепь первичной обмот­ки. При этом во вторичной обмотке 12 индуцируется ток высокого напряжения, способный пробить искровой промежуток в свече.
С помощью распределителя ток высокого напряжения в определен­ные моменты подается к свечам пускового двигателя.
Для поглощения тока самоиндукции, который возникает в пер­вичной цепи в момент размыкания контактов прерывателя, в эту цепь включен конденсатор 7. Конденсатор уменьшает искрение и подгорание контактов 3 и, кроме того, способствует более быстрому исчезновению первичного тока в момент размыкания цепи, увеличи­вая напряжение во вторичной обмотке.
 Свеча зажигания предназначена для получения в каме­ре сгорания двигателя искрового разряда (электрической искры), воспламеняющего топливную смесь. На пусковом двигателе П-23 установлены неразборные запальные свечи (см. рис. 56). Свеча состоит из металлического корпуса, сердечника из керамического материала уралита, являющегося изолятором, центрального и бокового электродов, зажимной гайки провода к центральному электроду.
Искровой зазор между электродами свечи, который должен на­ходиться в пределах 0,7—0,85 мм, регулируют подгибанием боко­вого электрода и проверяют щупом.
Между головкой цилиндров и корпусом свечи ставят медно-ас­бестовую кольцевую прокладку, препятствующую проходу газов из цилиндров двигателя.