Система зажигания состоит из магнето М-48В-1, двух свечей зажигания, выключателя и электропроводов.
Магнето М-48В-1 (рис. 167) — левого вращения, двухискровое с автоматическим регулированием опережения зажигания, прикреплено двумя болтами к корпусу регулятора и состоит из следующих основных сборочных единиц: корпуса 13, ротора 17, крышки 8, трансформатора с конденсатором 7, прерывателя, распределителя и автоматической муфты 16 опережения зажигания.
Корпус магнето с залитыми в нем полюсными башмаками 14 отлит из цинкового сплава и служит для монтажа основных сборочных единиц. С внутренней стороны корпуса имеется расточка, в которую запрессована наружная обойма шарикоподшипника, в нижней части — вентиляционное отверстие. К полюсным башмакам двумя винтами прикреплена катушка зажигания.
Ротор 17, предназначенный для изменения величины магнитного потока, проходящего через сердечник 9 катушки зажигания, состоит из вала 15 и пакета ламелей, запрессованных в магнит. Вал и магнит с ламелями скреплены цинковым сплавом. На валу ротора установлены муфта 16 и кулачок 18 прерывателя. Вал приводит во вращение бегунок 19 распределителя.
Крышка 8 отлита из цинкового сплава. В ее расточку запрессована наружная обойма второго подшипника вала ротора.
Катушка зажигания, предназначенная для создания электродвижущей силы (ЭДС) при вращении ротора, включает в себя сердечник 9, собранный из отдельных пластин электротехнической стали. На сердечнике намотаны первичная 11 и вторичная 12 обмотки, соединенные с конденсатором 7, предназначенным для уменьшения искрения контактов прерывателя при размыкании.
С торцов катушка защищена гетинаксовыми щетками, на которых закреплена соединительная пластина. К соединительной пластине припаян конец первичной обмотки, начало вторичной обмотки и один вывод конденсатора, к ней же прикреплен провод низкого напряжения, идущий к рычагу прерывателя.
Конец вторичной обмотки через токосъемник 6 соединен с контактами бегунка 19, распределяющими ток высокого напряжения через распределитель по свечам цилиндров двигателя.
Рычаг 2 прерывателя и контактная стойка с контактами 3 размещены на пластине, прикрепленной к корпусу магнето. В пластине прерывателя имеются два продолговатых отверстия для установки точного абриса — угла между осью симметрии магнето и осью полюсов ротора в момент искрообразования. Абрис в пределах 8—10° устанавливается поворотом пластины прерывателя после ослабления винтов крепления. Следовательно, при смещении оси ротора от оси корпуса на 8—10° должно быть установлено начало размыкания контактов прерывателя.
Крышка 4 распределителя с двумя боковыми и одним центральным электродами изготовлена из карболита и предназначена для распределения тока высокого напряжения по свечам цилиндров двигателя. Электроды пронумерованы в порядке чередования искр.
Провод от свечи первого цилиндра необходимо соединять с клеммой 20 в отверстии распределителя, пронумерованной цифрой 1.
Автоматическая муфта 16 опережения зажигания центробежного типа установлена на валу ротора магнето и предназначена для автоматического изменения момента зажигания в пределах 8—26° угла поворота коленчатого вала до в.м.т.
Ведомые и ведущие части муфты могут поворачиваться относительно друг друга под действием центробежной силы грузиков, преодолевающих натяжение пружины. Поводок привода магнето прикреплен к переднему торцу корпуса муфты двумя заклепками, одна из которых окрашена. Окрашенной заклепкой пользуются при регулировании момента зажигания. Контакты прерывателя магнето должны начинать размыкаться в момент, когда окрашенная заклепка находится в верхнем положении.
Магнето работает следующим образом. При вращении вала 15 ротора в сердечнике 9 создается магнитный силовой поток, дважды изменяющий за каждый оборот направление и значение. Вследствие этого в первичной обмотке 11 будет индуктироваться электрический ток низкого напряжения. Этот ток создает вокруг первичной об мотки сильное магнитное поле, которое складывается с магнитным полем ротора. В момент, когда первичный ток и созданное им магнитное поле становятся наибольшими, кулачок 18 размыкает контакты прерывателя, разрывая таким образом цепь первичной обмотки. При этом во вторичной обмотке 12 индуцируется ток высокого напряжения, способный пробить искровой промежуток в свече.
С помощью распределителя ток высокого напряжения в определенные моменты подается к свечам пускового двигателя.
Для поглощения тока самоиндукции, который возникает в первичной цепи в момент размыкания контактов прерывателя, в эту цепь включен конденсатор 7. Конденсатор уменьшает искрение и подгорание контактов 3 и, кроме того, способствует более быстрому исчезновению первичного тока в момент размыкания цепи, увеличивая напряжение во вторичной обмотке.
Свеча зажигания предназначена для получения в камере сгорания двигателя искрового разряда (электрической искры), воспламеняющего топливную смесь. На пусковом двигателе П-23 установлены неразборные запальные свечи (см. рис. 56). Свеча состоит из металлического корпуса, сердечника из керамического материала уралита, являющегося изолятором, центрального и бокового электродов, зажимной гайки провода к центральному электроду.
Искровой зазор между электродами свечи, который должен находиться в пределах 0,7—0,85 мм, регулируют подгибанием бокового электрода и проверяют щупом.
Между головкой цилиндров и корпусом свечи ставят медно-асбестовую кольцевую прокладку, препятствующую проходу газов из цилиндров двигателя.