Механизм газораспределения (рис. 121, а) состоит из распределительного вала 5, роликовых толкателей 8, штанг 31 и осей 9 толкателей, коромысел 16 клапанов, осей 15 коромысел, клапанов 11 и 12 и пружин 32 клапанов.
От коленчатого вала через шестерню 1 и промежуточную шестерню 3 приводится во вращение распределительный вал 5. При вращении распределительного вала кулачки в определенное время поочередно поворачивают роликовые толкатели 8 и через штанги 31 и коромысла 16 открывают клапаны 11 и 12. В это время в цилиндры поступает воздух или из них выпускаются отработавшие газы.
При дальнейшем вращении кулачков под действием пружин клапаны закрываются.
Распределительный вал имеет семь шеек и двенадцать кулачков. Кулачки и шейки закалены токами высокой частоты. Подшипники вала расположены в блоке двигателя. Смазочный материал к подшипникам поступает под давлением через сверления из главной масляной магистрали.
На переднем конусе распределительного вала крепится шестерня привода распределительного вала болтом-поводком 4, который также служит приводом счетчика мото-часов. От осевых перемещений вал удерживается упорной шайбой.
Роликовый толкатель 8 представляет собой одноплечий рычаг, конец которого заканчивается вилкой. В отверстие вилки установлена ось 22 ролика 23. Ролик 23 вращается на игольчатом подшипнике. Толкатели 8 качаются на оси на бронзовых втулках. Во втулках для лучшего распределения смазочного материала имеется кольцевая канавка. В расточку на конце толкателя впрессована пята 24 со сферическим гнездом, в которое упирается наконечником 30 штанга 31. Через сверления в наконечнике, пяте, толкателе и втулке смазочный материал проходит под давлением из полости толкателей.
Ось толкателей 9 представляет собой трубчатый стержень, который опорами 10 крепится к блоку двигателя. Для под вода масла из внутренней полости оси толкателей к кольцевым канавкам втулок толкателей на оси имеется шесть отверстий. В полость оси смазочный материал поступает из главной магистрали через сверления в блоке и маслоподводящей опоре. На двигателе установлены две оси толкателей.
Штанга толкателей 31 (рис. 121, б) изготовлена из стальной трубы. В трубу с концов запрессованы наконечники 30 со сферическими калеными поверхностями. Верхний наконечник упирается в конец регулировочного винта 28, ввернутого в коромысло 16 клапана. В наконечниках 30 и винте 28 просверлено отверстие для подвода смазочного материала.
Коромысла клапанов 16 представляют собой двуплечие рычаги. Плечо коромысла, действующее на клапан, обработано по радиусу и отполировано. На этом же конце коромысла имеется площадка, в которую упирается винт 27 механизма декомпрессии. На втором плече коромысла находится отверстие с резьбой под регулировочный винт 28. Внутри коромысла просверлены каналы, по которым масло поступает от штанги 31 к опоре коромысла, а также для смазки поверхностей трения клапанов 11 и 12.
Клапаны 11 и 12 во время работы двигателя могут вращаться под воздействием коромысла 16 и вибрации пружины 32, что обеспечивает равномерный износ торца стержня клапана и рабочей фаски на тарелке клапана. Каждый клапан прижат к гнезду головки 13 цилиндров двумя пружинами 32.
Шестерни распределения 1—3, 7, 29, 37, 38 (рис. 121, в) имеют обозначенные буквами метки. При установке шестерен необходимо совмещать метки, обозначенные одинаковыми буквами.
Шестерни размещены в отдельном картере, который крепят болтами к передней плоскости блока. Между блоком и картером шестерен установлена картонная прокладка. Все шестерни, кроме шестерни 37 привода смазочного насоса, имеют косые зубья. Привод шестерен осуществляется следующим образом: шестерня 1 коленчатого вала приводит во вращение через промежуточную шестерню 3 шестерню 7 топливного насоса и шестерню 2 распредели тельного вала. Шестерни 7 и 2 находятся в зацеплении с шестернями 29 и 38 привода гидронасосов.
Механизм декомпрессии (рис. 122) состоит из валиков 1 и 5, корпуса 8 и рукоятки 10, плунжера 9, пружины 11 и рычажного привода. Каждый из валиков установлен в трех стойках 4. Стойки крепят к опорам осей коромысел шпильками 6 и 13. На поверхности валика имеются три резьбовых отверстия, в которые ввернуты специальные винты 15 для регулирования механизма декомпрессии.
Винты контрят гайками 14.
Валики 1 и 5 соединены между собой двумя осями 2, опорами которым служат отверстия в колпаке головки цилиндров. Выходы осей из колпака уплотнены самоподжимными сальниками 3.
Рукоятка 10 жестко сидит на оси 7. Рычагом 12 рукоятку можно установить в положения «Декомпрессор включен» или «Декомпрессор выключен». Для удержания рукоятки в одном из этих положений на корпусе 8 имеются два паза, в которые под действием пружины 11 входит плунжер 9. При повороте рычага винты 15 упираются закрепленными концами в конец коромысла и приоткрывают клапаны.