Механизмы газораспределения и декомпрессии А-41 и А-01М

Механизм газораспределения (рис. 121, а) состоит из распреде­лительного вала 5, роликовых толкателей 8, штанг 31 и осей 9 толкателей, коромысел 16 клапанов, осей 15 коромысел, клапанов 11 и 12 и пружин 32 клапанов.
От коленчатого вала через шестерню 1 и промежуточную ше­стерню 3 приводится во вращение распределительный вал 5. При вращении распределительного вала кулачки в определенное время поочередно поворачивают роликовые толкатели 8 и через штанги 31 и коромысла 16 открывают клапаны 11 и 12. В это время в цилиндры поступает воздух или из них выпускаются отработавшие газы.
При дальнейшем вращении кулачков под действием пружин кла­паны закрываются.
 Распределительный вал имеет семь шеек и две­надцать кулачков. Кулачки и шейки закалены токами высокой ча­стоты. Подшипники вала расположены в блоке двигателя. Смазоч­ный материал к подшипникам поступает под давлением через свер­ления из главной масляной магистрали.
На переднем конусе распределительного вала крепится шестерня привода распределительного вала болтом-поводком 4, который также служит приводом счетчика мото-часов. От осевых перемеще­ний вал удерживается упорной шайбой.
 Роликовый толкатель 8 представляет собой одно­плечий рычаг, конец которого заканчивается вилкой. В отверстие вилки установлена ось 22 ролика 23. Ролик 23 вращается на иголь­чатом подшипнике. Толкатели 8 качаются на оси на бронзовых втулках. Во втулках для лучшего распределения смазочного ма­териала имеется кольцевая канавка. В расточку на конце толка­теля впрессована пята 24 со сферическим гнездом, в которое упи­рается наконечником 30 штанга 31. Через сверления в наконеч­нике, пяте, толкателе и втулке смазочный материал проходит под давлением из полости толкателей.
 Ось толкателей 9 представляет собой трубчатый стер­жень, который опорами 10 крепится к блоку двигателя. Для под­ вода масла из внутренней полости оси толкателей к кольцевым ка­навкам втулок толкателей на оси имеется шесть отверстий. В по­лость оси смазочный материал поступает из главной магистрали через сверления в блоке и маслоподводящей опоре. На двигателе установлены две оси толкателей.
 Штанга толкателей 31 (рис. 121, б)  изготовлена из стальной трубы. В трубу с концов запрессованы наконечники 30 со сферическими калеными поверхностями. Верхний наконечник упирается в конец регулировочного винта 28, ввернутого в коро­мысло 16 клапана. В наконечниках 30 и винте 28 просверлено от­верстие для подвода смазочного материала.


 Коромысла клапанов 16 представляют собой дву­плечие рычаги. Плечо коромысла, действующее на клапан, обрабо­тано по радиусу и отполировано. На этом же конце коромысла имеется площадка, в которую упирается винт 27 механизма деком­прессии. На втором плече коромысла находится отверстие с резьбой под регулировочный винт 28. Внутри коромысла просверлены ка­налы, по которым масло поступает от штанги 31 к опоре коромысла, а также для смазки поверхностей трения клапанов 11 и 12.
Клапаны 11 и 12 во время работы двигателя могут вращаться под воздействием коромысла 16 и вибрации пружины 32, что обес­печивает равномерный износ торца стержня клапана и рабочей фаски на тарелке клапана. Каждый клапан прижат к гнезду го­ловки 13 цилиндров двумя пружинами 32.
 Шестерни распределения 1—3, 7, 29, 37, 38 (рис. 121, в) имеют обозначенные буквами метки. При установке шестерен необходимо совмещать метки, обозначенные одинаковыми буквами.
Шестерни размещены в отдельном картере, который крепят болтами к передней плоскости блока. Между блоком и картером шестерен установлена картонная прокладка. Все шестерни, кроме шестерни 37 привода смазочного насоса, имеют косые зубья. При­вод шестерен осуществляется следующим образом: шестерня 1 коленчатого вала приводит во вращение через промежуточную ше­стерню 3 шестерню 7 топливного насоса и шестерню 2 распредели­ тельного вала. Шестерни 7 и 2 находятся в зацеплении с шестер­нями 29 и 38 привода гидронасосов.
 Механизм декомпрессии (рис. 122) состоит из валиков 1 и 5, корпуса 8 и рукоятки 10, плунжера 9, пружины 11 и рычажного привода. Каждый из валиков установлен в трех стойках 4. Стойки крепят к опорам осей коромысел шпильками 6 и 13. На поверхности валика имеются три резьбовых отверстия, в которые ввернуты специальные винты 15 для регулирования механизма декомпрессии.
Винты контрят гайками 14.
Валики 1 и 5 соединены между собой двумя осями 2, опорами которым служат отверстия в колпаке головки цилиндров. Выходы осей из колпака уплотнены самоподжимными сальниками 3.
Рукоятка 10 жестко сидит на оси 7. Рычагом 12 рукоятку можно установить в положения «Декомпрессор включен» или «Декомпрес­сор выключен». Для удержания рукоятки в одном из этих положе­ний на корпусе 8 имеются два паза, в которые под действием пру­жины 11 входит плунжер 9. При повороте рычага винты 15 упираются закрепленными концами в конец коромысла и приоткры­вают клапаны.