Техническое обслуживание системы охлаждения

Нормально действующая система охлаждения позволяет поддер­живать требуемый температурный режим работы двигателя в любое время года.
В качестве охлаждающей жидкости используют чистую мягкую воду (лучше дождевую или кипяченую). Жесткую воду кипятят или добавляют в нее 6—7 г каустической соды или 10—20 г бельевой соды на 10 л воды. Тщательно перемешанному раствору дают отсто­яться не менее 3 ч. Лучше всего смягчать воду добавлением сухого гексамета: 3 г на 1 л воды.
Заполняют систему охлаждения водой через воронку с мелкой сеткой из чистой посуды до уровня 4—5 см от верхней плоскости заливной горловины. Понижение уровня воды при работе допуска­ется не более чем на 4 см от этого уровня.
Температуру воды в системе поддерживают в пределах 75,—95 °C, в случае закипания воды работу прекращают. В нагретый двига­тель нельзя заливать холодную воду, так как от резкого перепада температуры могут образоваться трещины в головке и рубашке блока. По этой же причине нельзя заливать зимой в холодный дви­гатель слишком горячую воду.
Для удаления осадка и частичек грязи через каждые 400—500 ч работы промывают систему охлаждения. Воду спускают сразу же после останова двигателя, когда частицы находятся во взвешенном состоянии. После остывания двигателя через систему пропускают 5— 7 ведер воды.
Через 900—1000 ч работы систему очищают от накипи; заливают в нее раствор, состоящий из 0,8—1 кг каустической или бельевой соды и 0,5 л керосина на 10 л воды. Через 10—12 ч работы двига­теля сливают раствор из системы и тщательно промывают ее чистой водой.
Во время длительных остановок при температуре воздуха ниже 0 °C сливают охлажденную до 60 °C воду из системы. Затем прокру­чивают коленчатый вал дизеля, чтобы убедиться, что вся вода из системы спущена. Спускные краники оставляют открытыми.
Во избежание замерзания воды в системе и повреждения двига­теля в зимнее время в систему охлаждения заливают антифриз или спиртовые растворы.
Имеются стандартные этиленгликолевые смеси марок 40 и 65 (ГОСТ 159—52), которые не замерзают при температуре соответ­ственно до -40 и -65 °C. Эти жидкости различают по цвету: жид­кость марки 65 имеет оранжевый, а марки 40 — желтоватый цвет.
Так как антифриз при нагревании расширяется, то его заливают на 6— 8 % меньше, чем воды. Нужно помнить, что антифриз ядовит и при работе с ним надо соблюдать меры предосторожности.


Перед заполнением антифризом систему охлаждения тщательно промывают и проверяют герметичность, так как этиленгликолевые смеси просачиваются через соединения, обычно непроницаемые для воды. Заливать смесь следует только из чистой посуды, промы­той горячей водой. Даже незначительное количество нефтепродук­тов (бензин, керосин, масло и пр.) в смеси снижает ее теплопровод­ность и вызывает появление пены.
Этиленгликолевые смеси надо хранить в стальной таре (ГОСТ 6247—72). Их нельзя хранить в оцинкованной таре, так как этилен­гликоль, взаимодействуя с цинком, образует белый порошкообраз­ный осадок, который при заполнении системы охлаждения забивает трубки радиаторов.
 Температура замерзания спиртовых растворов зависит от соотно­шения их составляющих. Так, смесь на 50 % денатурированного спирта и 50 % воды замерзает при -28 °C, а аналогичная смесь древесного спирта и воды при -50 °C. Так как спирт испаряется, для поддержания нужного соотношения составляющих в растворе проверяют его плотность, пользуясь ареометром.
 Водяной радиатор. Даже при незначительном загряз­нении внешней поверхности радиатор промывают водой. Несмывающиеся пыль и грязь удаляют мягкой металлической щеткой, не до­ пуская повреждения и смятия пластин радиатора. Радиатор после очистки протирают сухой тряпкой и продувают сжатым воздухом.
Признаки сильного загрязнения радиатора — быстрое нарастание температуры и кипение воды при нормальном режиме работы.
Клапан и трубки сердцевины периодически очищают от накипи и грязи; паровоздушный клапан радиатора снимают и его детали тщательно очищают волосяной щеткой. При уходе за радиатором сле­дят за состоянием его крепления. Течь жидкости из радиатора не допускается.
 Водяной насос. Работу водяного насоса проверяют при работающем двигателе: снимают крышку заливной горловины и про­веряют состояние жидкости в системе охлаждения. Если насос рабо­тает нормально, жидкость интенсивно циркулирует.
 Вентилятор. Необходимо своевременно смазывать шари­коподшипники ступицы вентилятора и правильно регулировать на­тяжение ремней. Во избежание пробуксовывания ремней их очищают от масла слегка смоченными в бензине тряпками или промывают горячей водой с мылом.
Натягивают ремни вентилятора в соответствии с инструкцией по эксплуатации двигателя; натяжение должно быть таким, чтобы усилием руки, приложенным в середине ремня, он отжимался при­ мерно на 15—25 мм. Разница в натяжении отдельных ремней не должна превышать 10 мм.
 Термостат. Контролируют температуру начала (75 °C) и полного открытия (85 °C) клапана термостата. Для этого термостаты опускают в ведро с горячей водой соответствующей температуры.
Если клапан термостата открывается при значительном отклонении от указанных выше температур (более 10 °C), термостат заменяют.