Уход за смазочной системой двигателя заключается в осмотре механизмов и приборов системы, поддержании необходимого уровня масла в поддоне, периодической очистке фильтров, смене фильтрующих элементов тонкой очистки и смене масла.
При работе двигателя необходимо систематически следить по контрольным приборам за давлением и температурой масла, которые должны быть в пределах, указанных заводом-изготовителем, и периодически в течение смены проверять, нет ли течи масла в местах соединения маслопроводов, через неплотности в отдельных сборочных единицах, смазочной системы и из поддона картера.
Температура масла в системе должна быть 70—80 °C и не выше 100 °C. Давление в смазочной системе зависит от марки двигателя (табл. 6).
Перед началом работы и в середине смены следует проверять уровень масла в картере двигателя масломерной линейкой. Уровень масла в картере при неработающем двигателе должен совпадать или быть выше на 15—20 мм верхней метки на линейке (дизель Д-108). Если масло не доходит до нижней метки на линейке, то работать нельзя, так как это может привести к аварии.
Следует использовать только те сорта масел, которые указаны в инструкции. При наступлении холодов необходимо применять менее вязкие (более жидкие) зимние сорта масел.
При длительных остановках и в зимнее время сразу после останова двигателя масло сливают из картера в чистую посуду. Перед пуском двигатель разогревают. Для этого масло заливают в смазочную систему разогретым до 70—80 °C и одновременно в радиатор заливают горячую воду. При заправке подогретым маслом двигатель быстрее прогревается и, следовательно, уменьшаются расход топлива на его прогрев, а также износ деталей двигателя.
Подогревают застывшее масло в специальных маслоподогревателях. Нагревать масло на костре или плите запрещается, так как оно при этом разлагается и теряет свои смазочные свойства. Если же масло не было спущено, его подогревают вместе с двигателем, устанавливая под картер жаровню с горячими углями, покрытую металлическим листом с отверстиями.
Через 240—360 ч работы в зависимости от типа двигателя полностью меняют масло и промывают всю смазочную систему. Сразу же после остановки двигателя сливают горячее масло из смазочной системы и очищают магнитную пробку картера. В картер заливают дизельное топливо (например, для двигателя Д-65) или смесь, состоящую из 50 % дизельного топлива и 50 % дизельного масла (для двигателя Д-108); запускают двигатель на 3—5 мин на самых малых оборотах, после останова двигателя смесь сливают из системы. Затем картер заливают свежим маслом и после работы двигателя в течение 5 мин доливают масло до необходимого уровня.
Отработанное масло следует сливать из картера двигателя аккуратно, собирая в бачки для отправки на центральный склад с целью последующей переработки и восстановления — регенерации.
Существует также способ промывки системы с помощью специальной установки, нагнетательный шланг которой присоединяют так, чтобы промывочная жидкость, нагнетаемая в магистраль, предварительно проходила через масляный фильтр двигателя. Промывку производят в течение 15 мин смесью, состоящей из 80 % дизельного топлива и 20 % дизельного масла (во время промывки периодически прокручивают коленчатый вал вручную). Затем продувают систему сжатым воздухом до полного удаления промывочной жидкости.
Заправляют маслом механизмы двигателя с помощью предназначенных для этой цели устройств и чистой заправочной посуды.
При смене масла разбирают сапун и промывают его набивку в керосине или дизельном топливе. Затем набивку смачивают дизельным маслом и, дав маслу стечь, собирают сапун.
Необходимо ежесменно контролировать работу центробежного масляного фильтра. Для этого устанавливают максимальную частоту вращения коленчатого вала дизеля и дают ему проработать на этом режиме 2—3 мин. Затем, выключив подачу топлива, останавливают двигатель и определяют на слух продолжительность вращения ротора фильтра. При нормальной работе должен прослушиваться характерный, постепенно затухающий шум вращения ротора в течение 20—40 с.
Очищать и промывать ротор фильтра следует через 120—240 ч работы дизеля при смене масла.
Для промывки реактивной центрифуги снимают колпак фильтра, отвертывают гайку крепления верхнего упора ротора, снимают ротор, отвертывают гайку крепления крышки ротора, снимают крышку и сетчатые колпачки заборных трубок ротора. Перед промывкой внутреннюю полость ротора очищают от отложений деревянными скребками.
Пользоваться металлическими предметами и тряпками для очистки фильтров запрещается. Все детали центрифуги промывают в дизельном топливе. Каналы форсунок и маслозаборных трубок очищают медной проволокой.
При сборке ротора между его корпусом и крышкой осторожно укладывают паронитовую прокладку, чтобы не повредить ее. Собранный и установленный на ось ротор должен легко вращаться от руки.
После заправки картера маслом прокручивают основной двигатель пусковым двигателем. При этом проверяют, как вращается ротор и как просачивается масло из опор ротора. Допускается небольшое просачивание масла. Затем устанавливают колпак фильтра и запускают двигатель.
Работу центрифуги проверяют после остановки двигателя. При этом ротор должен вращаться некоторое время по инерции, создавая характерный равномерный шум.