Техническое обслуживание смазочной системы

Уход за смазочной системой двигателя заключается в осмотре механизмов и приборов системы, поддержании необходимого уровня масла в поддоне, периодической очистке фильтров, смене фильтру­ющих элементов тонкой очистки и смене масла.
При работе двигателя необходимо систематически следить по контрольным приборам за давлением и температурой масла, кото­рые должны быть в пределах, указанных заводом-изготовителем, и периодически в течение смены проверять, нет ли течи масла в местах соединения маслопроводов, через неплотности в отдельных сборочных единицах, смазочной системы и из поддона картера.
Температура масла в системе должна быть 70—80 °C и не выше 100 °C. Давление в смазочной системе зависит от марки двигателя (табл. 6).
Перед началом работы и в середине смены следует проверять уровень масла в картере двигателя масломерной линейкой. Уровень масла в картере при неработающем двигателе должен совпадать или быть выше на 15—20 мм верхней метки на линейке (дизель Д-108). Если масло не доходит до нижней метки на линейке, то ра­ботать нельзя, так как это может привести к аварии.
Следует использовать только те сорта масел, которые указаны в инструкции. При наступлении холодов необходимо применять менее вязкие (более жидкие) зимние сорта масел.
При длительных остановках и в зимнее время сразу после оста­нова двигателя масло сливают из картера в чистую посуду. Перед пуском двигатель разогревают. Для этого масло заливают в смазоч­ную систему разогретым до 70—80 °C и одновременно в радиатор заливают горячую воду. При заправке подогретым маслом двига­тель быстрее прогревается и, следовательно, уменьшаются расход топлива на его прогрев, а также износ деталей двигателя.
Подогревают застывшее масло в специальных маслоподогревателях. Нагревать масло на костре или плите запрещается, так как оно при этом разлагается и теряет свои смазочные свойства. Если же масло не было спущено, его подогревают вместе с двигателем, устанавливая под картер жаровню с горячими углями, покрытую металлическим листом с отверстиями.
Через 240—360 ч работы в зависимости от типа двигателя пол­ностью меняют масло и промывают всю смазочную систему. Сразу же после остановки двигателя сливают горячее масло из смазоч­ной системы и очищают магнитную пробку картера. В картер зали­вают дизельное топливо (например, для двигателя Д-65) или смесь, состоящую из 50 % дизельного топлива и 50 % дизельного масла (для двигателя Д-108); запускают двигатель на 3—5 мин на самых малых оборотах, после останова двигателя смесь сливают из си­стемы. Затем картер заливают свежим маслом и после работы двигателя в течение 5 мин доливают масло до необходимого уровня.


Отработанное масло следует сливать из картера двигателя аккуратно, собирая в бачки для отправки на центральный склад с целью последующей переработки и восстановления — регенера­ции.
Существует также способ промывки системы с помощью специ­альной установки, нагнетательный шланг которой присоединяют так, чтобы промывочная жидкость, нагнетаемая в магистраль, предва­рительно проходила через масляный фильтр двигателя. Промывку производят в течение 15 мин смесью, состоящей из 80 % дизельного топлива и 20 % дизельного масла (во время промывки периодиче­ски прокручивают коленчатый вал вручную). Затем продувают си­стему сжатым воздухом до полного удаления промывочной жидкости.
Заправляют маслом механизмы двигателя с помощью предназна­ченных для этой цели устройств и чистой заправочной посуды.
При смене масла разбирают сапун и промывают его набивку в керо­сине или дизельном топливе. Затем набивку смачивают дизельным маслом и, дав маслу стечь, собирают сапун.
Необходимо ежесменно контролировать работу центробежного масляного фильтра. Для этого устанавливают максимальную ча­стоту вращения коленчатого вала дизеля и дают ему проработать на этом режиме 2—3 мин. Затем, выключив подачу топлива, оста­навливают двигатель и определяют на слух продолжительность вращения ротора фильтра. При нормальной работе должен прослу­шиваться характерный, постепенно затухающий шум вращения ро­тора в течение 20—40 с.
Очищать и промывать ротор фильтра следует через 120—240 ч работы дизеля при смене масла.
Для промывки реактивной центрифуги снимают колпак фильтра, отвертывают гайку крепления верхнего упора ротора, снимают ротор, отвертывают гайку крепления крышки ротора, снимают крышку и сетчатые колпачки заборных трубок ротора. Перед про­мывкой внутреннюю полость ротора очищают от отложений дере­вянными скребками.
Пользоваться металлическими предметами и тряпками для очистки фильтров запрещается. Все детали центрифуги промывают в дизельном топливе. Каналы форсунок и маслозаборных трубок очищают медной проволокой.
При сборке ротора между его корпусом и крышкой осторожно укладывают паронитовую прокладку, чтобы не повредить ее. Соб­ранный и установленный на ось ротор должен легко вращаться от руки.
После заправки картера маслом прокручивают основной двига­тель пусковым двигателем. При этом проверяют, как вращается ротор и как просачивается масло из опор ротора. Допускается небольшое просачивание масла. Затем устанавливают колпак филь­тра и запускают двигатель.
Работу центрифуги проверяют после остановки двигателя. При этом ротор должен вращаться некоторое время по инерции, создавая характерный равномерный шум.