Смазочная система Д-65

Принципиальная схема смазочной системы дизелей Д-65 подобна описанной здесь (см. рис. 45). Подшипники коленчатого и распре­делительного валов, промежуточной шестерни и шестерни топлив­ного насоса, а также коромысел клапанов смазываются под давле­нием от смазочного насоса. Гильзы, поршни, поршневые кольца, кулачки распределительного вала, втулки верхних головок шату­нов, привод смазочного насоса двигателя и привод насоса гидро­системы смазываются разбрызгиванием.
Смазочная система включает в себя привод смазочного насоса, смазочный насос с маслоприемником, центробежный фильтр очистки масла и масляный радиатор.
 Насос 2 (рис. 98) через маслоприемник 1 забирает масло из под­дона 8 двигателя и по косому патрубку 15 подает его под давле­нием в каналы в блоке цилиндров и далее в центральную литую полость во фланце корпуса центрифуги 7. По сверлениям в кор­пусе фильтра масло подается в полость центральной бобышки корпуса, проходит через кольцевое отверстие между трубкой и осью ротора и через нижние горизонтальные отверстия в оси и корпусе ротора выходит в полость ротора фильтра. Часть масла из полости ротора через отверстия на тарелке корпуса ротора под­ водится к жиклерам, ввернутым в бобышки корпуса ротора. Масло вытекает из жиклеров с большой скоростью в противоположные стороны. В результате действия реактивных сил, возникающих при вытекании масла из сопел, ротор приводится во вращение.
При температуре масла 90—95 °C и давлении его в магистрали двигателя 0,2—0,3 МПа ротор делает около 5000 об/мин. Под действием центробежных сил посторонние примеси, содержащиеся в масле, находящемся в роторе, а также продукты старения масла, взвешенные в нем, отбрасываются к стенкам ротора и отлагаются на них в виде смолянистого слоя. Масло, очищенное в фильтре, поступает в радиатор 4. Охлажденное в радиаторе масло возвра­щается в корпус масляного фильтра и оттуда по сверлению в блоке идет в центральный масляный канал 10, проходящий вдоль блока.
Когда масло в двигателе холодное, оно в радиатор не посту­пает. В этом случае сила сопротивления при продавливании масла через радиатор больше, чем усилие пружины редукционного кла­пана, который открывается и пропускает холодное масло помимо радиатора в корпус фильтра, откуда оно поступает в каналы блока цилиндров.
Из центрального масляного канала 10 блока цилиндров масло по сверлениям поступает ко всем пяти коренным шейкам коленча­того вала и смазывает их. По сверлениям в коренных шейках масло попадает внутрь шеек. Сверления в коренных шейках пересекаются с косыми сверлениями, идущими из полостей в шатунных шейках коленчатого вала. Попадая в полости шатунных шеек, масло под­вергается дополнительной центробежной очистке в этих полостях.
Полости шатунных шеек с поверхностями шеек соединены отвер­стиями, в которых развальцованы специальные трубки. Концы трубок выходят в те места полостей шеек, где масло наиболее чистое. Таким образом, на поверхности шатунных шеек и их поло­стей подается по трубкам наиболее очищенное масло.
Под давлением смазываются также подшипники распределитель­ного вала, промежуточной шестерни, шестерни топливного насоса и подшипники коромысел клапанов.
К первому и третьему подшипникам распределительного вала масло поступает по сверлениям в блоке от первого и пятого корен­ных подшипников коленчатого вала. Ко второму подшипнику распределительного вала масло поступает по сверлениям в блоке из масляного фильтра. Во второй шейке вала выполнены два пере­секающихся косых отверстия.
 При вращении вала одно из них периодически совпадает с от­верстием в блоке для подвода масла ко второй шейке вала, дру­гое в этот момент соединяется с вертикальным каналом 12 в блоке, который соединен с таким же вертикальным каналом, проходящим через головку в блоке. Этот канал соединен трубкой с полой муф­той, надетой на полые валики коромысел. Таким образом, периоди­чески во время совпадения отверстий во второй шейке распредели­ тельного вала с отверстиями в блоке масло поступает внутрь вали­ков коромысел, а оттуда по сверлениям в валиках на подшипники коромысел клапанов. В коромыслах клапанов выполнены сверле­ния, по которым масло попадает на сферы штанг толкателей.
Подшипник промежуточной шестерни смазывается следующим образом: масло из масляного фильтра по сверлениям в блоке посту­пает в кольцевую выточку на пальце промежуточной шестерни.


Из кольцевой выточки масло по сверлениям в пальце попадает на подшипники промежуточной шестерни.
Подшипник шестерни топливного насоса смазывается так: масло из центрального канала 10 в блоке через штуцер, ввернутый в блок, по наружной медной трубке 11 подается к штуцеру, ввернутому в картер распределения шестерен, и далее по сверлениям попадает в сверления втулки топливного насоса, а из них на подшипник шестерни, вращающейся на этой втулке.
Принципиальная схема смазочного насоса рассмотрена здесь (см. рис. 46).
Одноступенчатый шестеренный насос (рис. 99) системы уста­новлен на крышке третьего коренного подшипника и приводится во вращение от коленчатого вала дизеля. Производительность насоса 30 л/мин при давлении 0,65 МПа и температуре масла 75—80 °C. Насос состоит из чугунного корпуса 1 с крышкой 3, веду­щей 2 и ведомой 6 шестерен, редукционного клапана и маслоприемника, прикрепленного двумя болтами к нижнему фланцу корпуса 1.
В корпусе сделаны два литых канала, соединенных с внутренней обработанной частью корпуса, в которой находятся шестерни.
 Ведущая шестерня насажена на вал 4 и закреплена на нем сег­ментной шпонкой. Вал вращается на двух бронзовых втулках: одна из них запрессована в корпусе 1, а вторая — в крышке 3. Для ограничения осевого перемещения на валу установлено пружинное упорное кольцо.
Ведомая шестерня 6 входит в зацепление с ведущей шестерней и вращается на оси, которая закреплена в корпусе насоса. В отвер­стие шестерни запрессована бронзовая втулка. Чтобы обеспечить плотное прилегание шестерни к корпусу и создать необходимые боковые зазоры (0,07—0,21 мм) по высоте при вращении шестерен, опорные поверхности корпуса и крышки прошлифовывают.
Редукционный клапан 22, предназначенный для регулирования давления масла, а следовательно, и производительности насоса, смонтирован в крышке 3. Клапан под действием спиральной пру­жины 23 прижимается донышком к седлу. Боковой поверхностью клапан закрывает отверстие в крышке, сообщающее полость нагне­тания в корпусе насоса с полостью всасывания. Усилия сжатия пружины 23 изменяют, вращая пробку 24 в резьбовом отверстии крышки; отверстие закрывают пробкой 20.
Маслоприемник состоит из чаши 7, внутри которой помещен приемный патрубок 19, и съемной сетки 8 с большой поверхностью.
С помощью пружинной скобы 9 сетку закрепляют в чашке. Между корпусом насоса и чашкой, а также между чашкой и фланцем забор­ного патрубка ставят картонные прокладки.
Насос приводится во вращение от шестерни коленчатого вала, с которой входит в зацепление промежуточная шестерня 17, пере­дающая вращение шестерне 15. Вал 13 шестерни 15 соединен через промежуточный вал 12 и муфту 10 с валом 4 ведущей шестерни на­соса.
Литой кронштейн 14 имеет два отверстия с четырьмя бронзо­выми втулками и две лапы для крепления болтами к нижней пло­скости щита распределения.
У дизелей Д-65 в качестве масляного фильтра применяют пол­нопоточную центрифугу, как и у дизелей Д-50 (см. здесь, рис. 88).