Механизм передачи ПД-10У

 Механизм передачи (рис. 161) предназначен для передачи вращения от коленчатого вала пускового двигателя к ко­ленчатому валу дизеля во время пуска последнего и для автомати­ческого выключения шестерни привода из зацепления с маховиком дизеля после его пуска. Рассмотрим его конструкцию на примере дизелей СМД-14.
Механизм передачи смонтирован в корпусе 1, который прикреп­лен тремя болтами к фланцу картера маховика. Корпус закрыт крышкой 2, сцентрированной относительно оси корпуса направ­ляющим пояском, входящим в расточку корпуса. К корпусу 1 сверху прикреплен пусковой двигатель. Его промежуточная ше­стерня 16 зацеплена с шестерней 30, опирающейся на вал 19 через бронзовую втулку.
Вал 19 вращается в двух шарикоподшипниках 6 и 17, установлен­ных в корпусе и крышке механизма. Продольное перемещение вала ограничивается подшипником 6. Продольное перемещение шестерни 30 ограничивается с одной стороны кольцом, зажатым между тор­цовой поверхностью вала и подшипником 17, и с другой — упорным диском 15 муфты сцепления.
К шестерне приклепан шестью заклепками ведущий барабан 31 муфты сцепления. Ведущий барабан штампованный, из листовой стали, имеет четыре выступа, которые входят в пазы трех ведущих дисков 14 муфты. Три ведомых диска 13 муфты сцепления четырьмя выступами установлены в соответствующие пазы обоймы 12 обгонной муфты. Поверхности трения дисков шлифованные. Веду­щие и ведомые диски расположены между упорным диском 15 и нажимным диском 11.
Ведущие диски всегда вращаются вместе с барабаном, так как его поводки входят в вырезы дисков. Ведомые диски входят своими выступами в пазы обоймы 12, вращаются вместе с ней. Упорный диск 15 и обойма 12 обгонной муфты прикреплены четырьмя болтами к ступице муфты, свободно сидящей на валу. Обойма 12 сцентри­рована относительно ступицы двумя установочными штифтами.
В расточку ступицы установлен упорный подшипник 4, через кото­рый передается осевое усилие (когда муфта включена) валу 19 механизма и опорному подшипнику 6 вала.
Нажимной диск 11 центрируется по наружной поверхности обоймы 12 и фиксируется от проворачивания относительно обоймы двумя пальцами 37, входящими в пазы обоймы. Между нажимным диском и ступицей установлена пружина 9, которая при выключении муфты сцепления отводит нажимной диск от ведомых и ведущих дисков.


Осевое усилие, необходимое для сжатия дисков муфты сцепле­ния и ее включения, создается автоматом выключения. Этот меха­низм состоит из двух втулок, сопрягающихся по винтовой поверх­ности, и рукоятки 7. Неподвижная упорная втулка запрессована в крышку 2 и закреплена в ней дополнительно тремя шпильками.
На торце неподвижной упорной втулки есть два выступа с вин­товой поверхностью. Такие же выступы выполнены на подвижной упорной втулке, установленной в отверстии крышки 2. В расточку подвижной упорной втулки помещен упорный подшипник 4, через который передается осевое усилие нажимному диску 11.
Зубчатый венец подвижной упорной втулки входит в зацепление с шестерней, выполненной на стержне рукоятки 7. Рукоятка вра­щается в отверстии крышки и фиксируется болтом 8 от осевого перемещения. Зазор между стержнем рукоятки 7 и крышкой 2 уплот­нен резиновым кольцом.
При повороте рукоятки на себя поворачивается подвижная упор­ная втулка. При повороте она скользит по винтовой поверхности неподвижной упорной втулки и в результате перемещается вдоль оси вала. Подвижная втулка через упорный подшипник перемещает нажимный диск, сжимающий диски 13 и 14 муфты. При повороте рукоятки в обратном направлении нажимной диск, упорный под­шипник 4 и подвижная втулка под действием пружины 9 отжимаются в сторону рукоятки.
Обгонная муфта передает крутящий момент только в одном на­ правлении — от пускового двигателя к дизелю. В этом случае предотвращается резкое повышение частоты вращения пускового двигателя при запуске основного двигателя, когда шестерня 20 включения еще не вышла из зацепления с венцом маховика. Об­ гонная муфта состоит из обоймы 12, четырех роликов 35, толкателей 33 и пружин 36.
Обойма имеет четыре канавки, цилиндрическая поверхность которых суживается в направлении, противоположном вращению вала механизма. В канавках размещены ролики 35. Они отжимаются толкателями под действием пружин в направлении суженной части.
При вращении обоймы против часовой стрелки ролики под действием силы трения перекатываются в узкую часть канавки, заклинивают обойму 12 с валом и вращают его. Если вал будет вращаться против часовой стрелки быстрее обоймы, то ролики выйдут из суженной части канавки, преодолевая усилие пружин, и разъединят обойму с валом. При этом связь между обоймой и валом нарушится, ролики будут обкатываться по валу. Муфта в этом случае работает почти так же, как обычный роликовый подшипник.
 Автомат включения предназначен для введения ше­стерни 20 в зацепление с зубчатым венцом маховика дизеля и авто­матического выключения шестерни после его пуска.
Шестерня 20 с механизмом автоматического выключения установ­лена на шлицевом конце вала 19. Она свободно перемещается на шлицах вдоль вала. Продольное перемещение шестерни ограничи­вается с одной стороны втулкой сальника 18 и с другой — втулкой 22 толкателя, ввернутой в резьбовое отверстие торца вала. На ступицу шестерни надет держатель грузов 24 автомата выключения и прикреплен к ней шестью болтами, законтренными проволокой.
В пазах держателя на осях, установленных в его проушинах, сво­бодно качаются два груза 24. В них под действием усилия пружин 21, расположенных в отверстии вала, упирается толкатель 23. Он стремится вывести шестерню включения с держателем из зацепления с венцом маховика, т. е. переместить ее в крайнее заднее положение.
Шестерню 20 вводят в зацепление с венцом маховика рукояткой 27, установленной в крышке муфты сцепления основного двигателя.
При включении механизма рычаг 26, нажимая на торец держателя, перемещает его вместе с шестерней вперед, в сторону механизма передачи и вводит шестерню в зацепление с венцом маховика. Во включенном положении шестерня фиксируется грузами, которые при перемещении держателя своими уступами заходят за головку направ­ляющей втулки толкателя и удерживаются в этом положении под действием пружин 21.
Шестерня выходит из зацепления с венцом маховика автомати­чески, когда частота вращения вала повышается настолько, что возникающие центробежные силы грузов преодолевают усилие пружин и грузы расходятся.
 Механизм передачи пускового двигателя работает следующим образом. Перед включением пускового двига­теля вводят в зацепление с венцом маховика шестерню 20 включения, переместив рукоятку 27 вперед до отказа. При этом грузы механизма автоматического выключения уступами захватывают головку направ­ляющей втулки и удерживают шестерню в зацеплении. Затем отво­дят рукоятку 27 в первоначальное (заднее) положение. Муфта сцеп­ления при пуске должна быть выключена.
При работе пускового двигателя шестерня коленчатого вала через промежуточную шестерню 16 передает вращение шестерне 30 механизма передачи. Вместе с шестерней 30 вращаются ведущие дис­ки муфты. После запуска пускового двигателя плавно включают муфту сцепления. При включенной муфте сцепления вращение пере­дается через обойму 12, ролики 35, вал 19 механизма, шестерню 20 и венец маховика коленчатому валу дизеля.
При 3500 об/мин пускового двигателя коленчатый вал дизеля вращается с пусковой частотой вращения 210 об/мин. Во время пуска основного двигателя в результате возможных отдельных вспышек в цилиндрах частота вращения коленчатого вала может повышаться, одновременно будет увеличиваться частота вращения вала механизма передачи. При этом автоматически выключается обгонная муфта, предохраняя пусковой двигатель от повышения частоты вращения. Когда основной двигатель будет запущен и частота вращения его начнет увеличиваться, возрастает частота вращения вала механизма. При достижении двигателем 460—600 об/мин грузы выходят из зацепления с направляющей втулкой тол­кателя и шестерня с держателем выходит из зацепления с венцом маховика под действием пружин 21.