Система зажигания ПД-10У

Система зажигания пускового двигателя ПД-10У состоит из магнето М-124А, свечи зажигания и провода, соединяющего магнето со свечой.
Устройство и схема работы магнето показаны на рис. 160. Кор­пус 7 отлит из цинкового сплава, в нем залиты полюсные башмаки.
Внутри корпуса сделана расточка, в которую устанавливают опор­ный шарикоподшипник.
Ротор 10 служит для создания и изменения величины магнитного потока, проходящего через сердечник трансформатора. Ротор состоит из пакета ламелей, напрессованных на магнит, и двух полуваликов.
Для крепления между собой валики и магнит с ламелями заливают цинковым сплавом. На конусной части вала ротора крепят полу­муфту.
Крышку 6 магнето отливают из цинкового сплава. Внутри крыш­ки имеется расточка, в которую запрессован опорный шарикопод­шипник. В крышке монтируют прерыватель и вывод высокого напря­жения. На заднем конце вала ротора шпонкой закрепляют кулачок 11 прерывателя, состоящего из подвижного 3 и неподвижного 2 контактов. Неподвижный контакт (наковальня) приварен к регу­лировочному болту и изолирован от «массы». Подвижный контакт (молоточек) соединен с «массой» и прикреплен к рычажку с текстолитовым упором. С наружной стороны он прижимается пружиной к неподвижному контакту 2.
Трансформатор предназначен для создания тока высокого напря­жения и состоит из сердечника 8, собранного из отдельных пластин электротехнической стали, первичной 16 и вторичной 15 обмоток.


С торцов обмотки трансформатора защищены гетинаксовыми щеками.
На одной из щек трансформатора имеется наконечник с припаянным концом первичной и началом вторичной обмоток, который соеди­няется с контактной стойкой прерывателя.
Трансформатор снабжен электродом. К нему через защитную ленту припаян конец вторичной обмотки. Крышка 12 прерывателя предохраняет механизм прерывателя от попадания пыли, грязи и посторонних предметов. Полумуфтой 17 вал магнето присоединяется к шестерне привода.
При вращении ротора 10 в стойках 9 и сердечнике 8 создается переменный по величине и направлению магнитный поток. Вслед­ствие этого в первичной обмотке 16 возникает переменный ток низ­кого напряжения, который в свою очередь возбуждает переменный магнитный поток. В тот момент, когда ток достигнет своего наиболь­шего значения, цепь первичной обмотки разомкнется через преры­ватель. В результате резкого размыкания цепи ток в ней мгновенно исчезает, вместе с ним исчезает и магнитный поток. При этом во вторичной обмотке 15 ввиду резкого изменения вокруг нее магнит­ного поля индуктируется ток высокого напряжения, который по­ дается на свечу 14, образуя искровой разряд между ее электродами.
Чтобы уменьшить обгорание контактов прерывателя при размы­кании, параллельно им включают конденсатор 4. Для предохране­ния вторичной обмотки от пробивания предусмотрен искровой промежуток между контактами, через него при высоком сопротивле­нии воздушного промежутка между электродами свечи (зазор между электродами больше требуемого) проскакивает искра. Если необ­ходимо быстро остановить пусковой двигатель, нажатием кнопки 18 замыкают первичную обмотку на «массу», выключая зажигание.
В связи с тем что двигатель ПД-10У одноцилиндровый, в магнето М-124А отсутствует распределитель в отличие от описанного в статье (см. рис. 55).
Провода зажигания, подводящие ток к свечам, — многожильные медные сечением 1,3 мм2, покрыты толстой резиновой оболочкой и заключены в защитную трубку. Каждый провод снабжен двумя наконечниками для крепления к свече и установки в отверстие крыш­ки распределителя.
Выключатель магнето закрепляют двумя винтами на корпусе регулятора и соединяют проводом с пластиной, к которой припаян конец первичной обмотки. Когда рычажок выключателя находится в нижнем положении, то провод от первичной обмотки замкнут внут­ри выключателя на «массу» и магнето не дает искры в свечах.