В зависимости от времени года топливную систему заполняют летними или зимними сортами топлива. При понижении температуры окружающего воздуха от -20 до -35 °C и при отсутствии топлива марок ДА или А к дизельному топливу ДЗ или ЗС, обычно применяемому для двигателей, добавляют 10—25 % керосина.
При температуре воздуха от -35 до -60 °C к топливу добавляют 30—70 % керосина.
Топливо, заливаемое в бак двигателя, должно быть чистым, без механических примесей и выдержанным в резервуарах для хранения не менее 48 ч.
Рекомендуется заливать топливо самотеком с помощью шланга или под давлением (насосом). Как исключение разрешается при менять заправочный инвентарь (ведра, воронки с густой сеткой).
В воронку с сеткой укладывают замшу, шелковое полотно в два ряда или фланель. Заливную горловину предварительно прочищают, а фильтр, помещаемый в ней, промывают.
Скопившийся на дне топливного бака отстой (не менее 2 л) сливают перед пуском двигателя, открывая спускной кран. После фильтрации и отстаивания это топливо снова можно использовать для дизеля. Не следует полностью расходовать топливо из бака, так как это может привести к попаданию грязи в топливную аппаратуру. Необходимо оставлять в баке 10—12 % топлива от полной емкости.
Техническое обслуживание системы питания. При ТО-3 топливный бак промывают сильной струей дизельного топлива, подавая его заправочным насосом через горловину при открытом спускном отверстии в днище бака и закрытом расходном кране.
Причинами неисправности подкачивающих насосов могут быть попадание механических примесей под клапаны и снижение жесткости пружины. Первую неисправность устраняют промыванием деталей насоса в дизельном топливе, а вторую — заменой пружин.
Топливные фильтры. Срок службы топливных фильтров зависит от чистоты топлива, заливаемого в систему, и от выполнения правил, предусмотренных периодическими техническими обслуживаниями.
Во избежание скопления в фильтрах грубой и тонкой очистки воды и грязи из них сливают отстой. После спуска отстоя фильтры заполняют топливом.
Через определенные сроки работы или при значительном засорении фильтров механическими примесями и снижении их пропускной способности, что затрудняет пуск двигателя и приводит к потере мощности и дымному выпуску, фильтры промывают или заменяют фильтрующие элементы.
Перед разборкой фильтр очищают от грязи и пыли и полностью сливают находящееся в нем топливо. Фильтрующие элементы и детали их крепления промывают в дизельном топливе до полного удаления грязи. Одновременно очищают и промывают полости корпусов и крышек фильтров.
О степени загрязненности фильтрующих элементов дизелей Д-108 и Д-160 судят по падению давления топлива в системе. При этом стрелка манометра топлива перемещается из рабочего диапазона (зеленого цвета) в диапазон выключения (красного цвета).
Фильтрующие элементы, имеющие два слоя фильтровальной бумаги (например, у дизеля Д-108), можно использовать вторично после снятия наружных засоренных слоев пряжи и первого слоя фильтровальной бумаги. После повторного загрязнения все фильтрующие элементы заменяют.
Бумажные фильтрующие элементы периодически промывают противотоком топлива, а через длительные сроки работы заменяют согласно инструкции.
Топливный насос и форсунки. Для обеспечения надежности работы соблюдают следующие правила.
Не допускают превышения уровня масла в насосе и регуляторе, так как это снижает чувствительность регулятора и может привести к неустойчивой работе двигателя.
Следят за тем, чтобы в топливную систему не попадал воздух.
Контролируют по топливному манометру давление топлива, поступающего к топливному насосу от фильтра: манометр должен показывать давление 0,06—0,1 МПа.
Пользуются обогатителем (для облегчения пуска дизеля) только при износе плунжерных пар. После пуска дизеля следует убедиться, что обогатитель выключен. Работа дизеля с включенным обогатителем категорически запрещается.
Проверяют затяжку гаек и болтов крепления насоса и форсунок к двигателю. Во избежание перекоса форсунок крепящие их гайки затягивают равномерно.
Следят за тем, чтобы не было прорыва газов между форсункой и посадочным гнездом в головке блока во избежание перегрева форсунки и выхода ее из строя.
При снятии трубок высокого давления, чтобы не попала грязь в насос, форсунки и трубки, надевают на штуцера гайки-колпачки, а в накидные гайки трубок ввертывают защитные пробки.
Через каждые 240—360 ч работы сливают масло и промывают дизельным топливом корпус насоса и корпус регулятора, после чего заправляют их свежим маслом.
Неисправную форсунку заменяют запасной новой или бывшей в работе, но отрегулированной и проверенной в специальной мастерской.
Разбирать топливный насос и форсунки разрешается только опытным механикам в оборудованной мастерской с помощью специального инструмента.
Регулируют и ремонтируют топливную аппаратуру в мастерских на специальных стендах.
Карбюраторы. Неисправности карбюратора чаще всего приводят к образованию горючей смеси несоответствующего качества: слишком богатой или слишком бедной.
Причинами, вызывающими переобогащение смеси, являются повышенный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора, неполное открытие воздушной заслонки, увеличение пропускной способности жиклеров и др. Переобеднение смеси может быть вызвано засорением фильтра, жиклеров и каналов карбюратора, недостаточной подачей топлива из-за неисправностей подкачивающего насоса, проникновением воздуха через неплотности впускной системы.
Карбюраторы следует содержать в чистоте. Уход за ними заключается в проверке креплений и устранении подтекания бензина, сливе отстоя из поплавковой камеры и промывании фильтра.
При обнаружении течи топлива из карбюратора, возникающей чаще всего из-за попадания грязи под иглу запорного клапана, снимают крышку поплавковой камеры и промывают топливоподводящий канал в крышке и выходное отверстие седла клапана.
Если при нормальном поступлении топлива в поплавковую камеру и бесперебойной работе системы зажигания двигатель работает неустойчиво и не развивает полной мощности, вынимают главный жиклер (распылитель), промывают его и продувают.
Если двигатель во время прикрытия дроссельной заслонки глохнет или работает неустойчиво, вывертывают жиклер холостого хода, промывают и продувают. Очищать отверстия жиклеров проволокой запрещается, так как при этом можно изменить их пропускную способность и нарушить, регулировку карбюратора.
Периодически удаляют смолистые отложения из карбюратора, промывая его детали в ацетоне. Удалять смолистые отложения можно и без разборки карбюратора. Для этого приготовляют смесь из 0,25—0,5 л бензина и ацетона в одинаковой пропорции и дают двигателю выработать ее на холостом ходу.
Воздухоочистители. Регулярно подтягивают болты и гайки фланцевых соединений, а также заменяют все неисправные прокладки. Следят за тем, чтобы не было подсоса пыльного воздуха в цилиндры помимо воздухоочистителя, для чего соблюдают герметичность всех соединений деталей. Проверяют уровень масла в под доне.
При сильной запыленности воздуха масло в поддоне заменяют через 1—2 смены, а зимой — через 60 ч работы, разбавляя его на одну треть по объему дизельным топливом. Снимать поддон при работающем двигателе и заполнять его маслом выше кольцевого пояска запрещается.
В зависимости от запыленности воздуха через 960 ч, а в пусковых двигателях через 240 ч работы снимают воздухоочиститель и тщательно промывают топливом металлические сетки, установленные на некоторых воздухоочистителях.
Через 60—240 ч работы дизеля в зависимости от запыленности воздуха, а в особо запыленных условиях ежесменно, кассету с капроновыми элементами и фильтрующие элементы вынимают из корпуса и промывают в бензине или дизельном топливе. После промывания фильтрующий элементы отжимают. При сборке строго соблюдают порядок расположения элементов по высоте.
Регулирование топливной аппаратуры. В результате естественного износа деталей нарушается регулирование аппаратуры системы питания.
Разбирать и регулировать топливный насос, регулятор и форсунки должны квалифицированные специалисты в оборудованной мастерской, так как выполнение таких операций требует чистоты, применения специального инструмента и соблюдения особой точности.
В эксплуатационных условиях можно выполнять только такое регулирование, которое не требует разборки этих сборочных единиц: например, проверять герметичность и качество распыления топлива форсунками, регулировать форсунки на нормальное давление впрыска топлива и угол опережения подачи топлива, а также проверять работу топливного насоса и регулятора.
Форсунки. На дизели устанавливают форсунки, у которых давление впрыска топлива и угол распыления соответствуют техническим условиям завода. При изношенных деталях насосных элементов допускается использовать форсунки с давлением 1—2 МПа меньше нормального. Нарушение в работе форсунок обычно вызывается попаданием в распылитель вместе с топливом механических примесей.
Для выявления неисправной форсунки на работающем дизеле постепенно отключают подачу топлива в каждом из цилиндров: отвертывают на 1—1,5 оборота поочередно накидные гайки крепления топливопроводов высокого давления к штуцерам насосных элементов. При прекращении подачи топлива в цилиндр, в котором оно сгорает не полностью, дымность выпуска отработавших газов заметно уменьшается или совсем прекращается. Форсунку этого цилиндра снимают и осматривают торец распылителя. Если торец распылителя влажный, с большим количеством смолистых отложений, значит, имеют место плохой распыл и подтекание топлива.
Иногда на торце распылителя обнаруживаются следы ржавчины, что указывает на попадание воды в цилиндр дизеля.
Для проверки форсунки к ней присоединяют топливопровод высокого давления. У дизеля выключают компрессию и, установив полную подачу топлива, отключают форсунки, не подлежащие проверке. Затем пусковым двигателем прокручивают дизель и следят за распылом факела топлива. Форсунка должна подавать мелко распыленное топливо ровным факелом. Ось конуса факела должна совпадать с осью форсунки. Отсечка должна быть резкой, без подтекания и образования капель. Если качество распыления окажется неудовлетворительным, проверяют форсунку на давление начала впрыска и при необходимости регулируют ее максиметром или на специальном приборе.
Максиметр 4 (рис. 175) представляет собой специальную форсунку с тарированной пружиной. Пружина максиметра затянута колпаком 8, навернутым на его корпус 7. На корпусе и колпаке нанесена шкала, по которой определяют величину давления впрыска максиметром и проверяемой форсункой 1. Максиметр крепят к штуцеру 6 секции топливного насоса накидной гайкой 5. К штуцеру 3 максиметра присоединяют проверяемую форсунку через топливо провод 2 высокого давления.
При проверке форсунки

При отсутствии максиметра проверяют и регулируют форсунки контрольной форсункой, точно от регулированной на нормальное давление впрыска и качество распыла топлива.
Топливный насос. Неисправная работа топливного насоса может быть вызвана износом плунжерных пар, неплотной посадкой нагнетательных клапанов в седлах, нарушением регулировки производительности насоса и равномерности подачи топлива, неправильной установкой момента начала подачи топлива насосом и другими причинами.
В результате неплотной посадки нагнетательного клапана снижается остаточное давление в топливопроводе, запаздывает начало впрыска, ухудшается распыл и увеличивается неравномерность подачи топлива. Для проверки плотности прилегания нагнетательного клапана к седлу очищают топливный насос от пыли и грязи и отъединяют топливопровод высокого давления от проверяемой секции насоса.
Затем, проворачивая от руки коленчатый вал, устанавливают поршень, соответствующий проверяемой секции топливного насоса, в положение такта впуска или выпуска. При этом падплунжерное

Для устранения этой неисправности нагнетательный клапан снимают и промывают в чистом бензине. Если после промывания клапан работает плохо, снимают топливный насос с двигателя и отправляют его в мастерскую для ремонта. Если нагнетательный клапан работает нормально, то причиной неисправной работы проверяемой секции насоса может быть повышенный износ плунжерной пары.
Работу плунжерной пары проверяют максиметром, не снимая топливный насос с двигателя. Для этого максиметр регулируют на минимальное давление для работы насоса в условиях эксплуатации, после чего присоединяют его к штуцеру проверяемой секции насоса. Остальные секции насоса отключают.
Удалив воздух из системы питания и включив механизм декомпрессии, прокручивают коленчатый вал двигателя с помощью пускового двигателя в течение 0,5—1 мин. Если
проверяемая плунжерная пара сильно изношена, то при прокручивании коленчатого вала топливо не будет впрыскиваться через максиметр. Топливный насос с изношенной плунжерной парой снимают с двигателя и отправляют в мастерскую для ремонта.
От момента начала впрыска топлива насосом в камеру сгорания зависят своевременность воспламенения и полнота сгорания топлива. Следствием неправильной установки момента начала подачи топлива могут быть работа двигателя со стуками, снижение мощности двигателя и повышенная дымность выпуска.
Существует несколько методов контроля момента начала подачи топлива. Наиболее удобный для проведения контроля непосредственно на дизеле — метод проверки по мениску. При новых или малоизношенных парах гильза — плунжер, момент начала подачи топлива проверяют моментоскопом, состоящим из накидной гайки 4 (рис. 176), в которую вставлен отрезок топливопровода 3 высокого давления. Этот отрезок соединен резиновой трубкой 2 со стеклянной трубкой 1, внутренний диаметр которой 1—2 мм.
Моментоскоп присоединяют накидной гайкой 4 к штуцеру 5 первого насосного элемента. Остальные топливопроводы высокого давления отъединяют от насосных элементов. Затем устанавливают рычаг управления двигателем в положение наибольшей подачи, заполняют топливоподающую систему дизеля и прокачивают топливо до тех пор, пока оно не будет вытекать из стеклянной трубки 1 без пузырьков воздуха. Сбросив щелчком пальца часть топлива из стеклянной трубки, следят за движением мениска топлива в ней, медленно проворачивая вручную коленчатый вал дизеля. Момент, когда мениск начнет подниматься (дрогнет), соответствует началу подачи топлива насосом, который и фиксируют по углу поворота коленчатого вала.
Если пара гильза — плунжер изношена, то вследствие частичной утечки топлива в зазор между ними при поворачивании коленчатого вала начало подачи топлива будет запаздывать. В этом случае нужно определить угол опережения впрыска топлива форсункой.