Система пуска двигателя ПД-10У включает источник электроэнергии (аккумуляторную батарею) и потребитель (стартер). Стартер СТ-350Б (рис. 162) представляет собой электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения с питанием от аккумуляторной батареи. Стартер работает по однопроводной схеме.
Он прикреплен к картеру пускового двигателя с помощью кожуха, закрывающего маховик с зубчатым венцом.
Внутри к цилиндрическому корпусу 3 прикреплены винтами четыре полюса 11 с катушками возбуждения, последовательно соединенными между собой. Один конец обмотки возбуждения выведен к контактному болту 13включателя, закрепленному на корпусе, а другой присоединен к одному из изолированных щеткодержателей.
Якорь стартера 4 состоит из вала 1 с напрессованными на него стальными пластинами и коллектором 6. В пазы пакета сердечника уложена обмотка, концы которой соединены с пластинами коллектора.
Вал якоря установлен в крышках стартера и вращается в запрессованных в крышки бронзографитовых вкладышах 9, пропитанных жидкой смазкой. От осевого смещения вал удерживается стальными упорными шайбами, установленными в канавки вала.
К задней крышке 8, расположенной со стороны коллектора, прикреплены четыре щеткодержателя, из которых два изолированы от «массы» стартера. Изолированные щеткодержатели соединены между собой медной перемычкой, и, как указывалось выше, к одному из них присоединен конец обмотки возбуждения.
В каждом щеткодержателе с помощью гибких канатиков закреплены коллекторные щетки, которые для плотного прилегания к поверхности коллектора прижимаются специальными ленточными пружинами.
Состояние коллектора и щеток проверяют через окна в корпусе стартера, закрытые снаружи от загрязнения защитной лентой 7 с прокладкой из водонепроницаемого картона.
Включатель смонтирован на штампованной коробке 12, которая прикреплена винтами к корпусу стартера. Под коробкой положена прокладка для герметизации деталей включателя. На задней наклонной стенке закреплен контактный винт 14 с обращенной внутрь конусной головкой. Контактный винт изолирован от коробки включателя изоляционными шайбами. На внешнем резьбовом конце контактного винта 14 гайками зажимают наконечник провода от аккумуляторной батареи.
На передней наклонной стенке коробки включателя смонтирован подвижный контакт, устроенный следующим образом. В отверстие стенки вставлена и развальцована направляющая втулка 18, в которой помещен подвижный шток 17. На нижней тонкой части штока свободно установлен контактный диск 15, изолированный от штока изоляционными прокладками. Для удержания прокладок и диска от осевого перемещения нижний конец штока развальцовывают.
В верхней части штока имеется центральное резьбовое отверстие с ввернутым в него винтом, к концу которого приклепан колпачок 19. В дно колпачка упирается цилиндрическая пружина 16, опирающаяся другим концом на поверхность коробки включателя. Пружина отжимает подвижный шток наружу до упора шайбами в нижнюю кромку направляющей втулки. При этом образуется зазор между диском и головками контактных болтов.
Механизм привода с обгонной муфтой смонтирован на передней части вала якоря и состоит из направляющей втулки 29, упорной шайбы 22, стакана 24, пружины 26, обгонной муфты с шестерней привода и рычага 20 включения.
Направляющая втулка 29 привода, закрепленная на шпонке 25, вращается вместе с валом и в то же время может свободно передвигаться вдоль него по продольному шпоночному пазу. На заднем конце втулки проточена канавка, в которую вставлено стопорное кольцо 23 для удержания упорной шайбы и стакана, прижимаемых к стопорному кольцу буферной пружиной 26.
Между упорной шайбой 22 и отбуртовкой штампованного стакана 24 образована цилиндрическая впадина, в которую заведены концы вилки рычага 20 включения. Рычаг включения шарнирно установлен на оси 21, закрепленной в передней крышке 2.
Корпус 27 обгонной муфты, выполненный заодно с шестерней 31 привода, опирается ступицей на вал якоря и может, вращаясь вокруг вала, перемещаться вдоль него только вместе с направляющей втулкой 29. Внутри корпуса муфты размещены цилиндрические ролики 28, опирающиеся на направляющую втулку 29.
Обгонная муфта при запуске надежно передает вращение от вала 1 якоря стартера маховику пускового двигателя и не передает вращение в обратном направлении, т. е. автоматически разъединяет вал якоря стартера и маховик двигателя после запуска.
Принцип действия обгонной муфты таков. Цилиндрические ролики 28 муфты располагаются в корпусе 27 в специальных углублениях, которые вместе с цилиндрической поверхностью направляющей втулки 29 образуют клинообразные пазы. Смонтированные в корпусе пружины 32 (рис. 162, б) прижимают ролики к суженным концам паза. В момент пуска направляющая втулка 29, вращаясь вместе с валом 1, увлекает цилиндрические ролики в сторону сужения пазов. Ролики, заклиниваясь между поверхностями корпуса 27 и направляющей втулки 29, надежно соединяют эти детали и заставляют вращаться их как одно целое. Шестерня 31 вращает маховик, обеспечивая пуск двигателя.
Когда двигатель будет запущен, частота вращения венца маховика превысит частоту вращения якоря стартера и корпус муфты начнет обгонять направляющую втулку 29. При этом цилиндрические ролики, увлекаемые направляющей втулкой в сторону расширения пазов, сжимают пружины и выходят из сцепления, расклинивая муфту (рис. 162, в). При этом вращение от шестерни валу стартера не передается, что предохраняет его от разноса.
При включенном стартере направляющая втулка с муфтой свободного хода находится в крайнем заднем положении (как показано на рис. 162, а). В этом случае шестерня 31 привода не входит в зацепление с венцом 33 маховика пускового двигателя.
Стартер включают в цепь и шестерню привода вводят в зацепление вручную, поворачивая наружный конец рычага 20 включения к коробке включателя. Поворачиваясь вокруг оси центрального отверстия, рычаг включения верхним концом нажимает через винт с колпачком 19 на подвижный шток 17 и, сжимая пружину 16 включателя, вдвигает шток внутрь коробки до тех пор, пока колпачок не упрется в верхнюю кромку неподвижной втулки 18. При этом установленный на подвижном штоке контактный диск 15 прижимается одновременно к конусной головке винта 14, закрепленного на коробке, и к плоской головке болта 13 на корпусе, присоединенного к обмотке возбуждения. Стартер оказывается включенным в цепь аккумуляторной батареи.
Вместе с тем нижним концом рычаг 20 включения, нажимая на штампованный стакан 24, передвигает направляющую втулку 29 с обгонной муфтой и шестерней привода к венцу маховика двигателя. Если при этом шестерня привода зубьями натолкнется на зубья венца и не войдет с ними в зацепление, направляющая втулка остановится, а рычаг включения, продолжая передвигать по ней стакан с упорной шайбой, сожмет буферную пружину 26.
В конце поворота рычага включения, как указывалось выше, стартер включается в электрическую цепь и вал якоря начинает поворачиваться, увлекая во вращение и направляющую втулку 29, сцепленную роликами 28 с шестерней 31 привода. Как только зубья шестерни привода окажутся против впадин на венце маховика, буферная пружина 26, разжимаясь, введет шестерню в зацепление с маховиком и он начнет вращаться. Для облегчения ввода шестерни привода в зацепление торцы ее зубьев закруглены.
После запуска двигателя обгонная муфта освобождает вал 1 якоря от сцепления с шестерней 31 привода. Если при этом рычаг 20 включения не возвратится через некоторое время в исходное положение, шестерня привода будет свободно вращаться на конце вала якоря.
Обгонная муфта не рассчитана на длительную работу, поэтому, запустив двигатель, надо немедленно отпустить рычаг включения.
Тогда стартер отключится от аккумуляторной батареи, а механизм привода выйдет из сцепления с маховиком двигателя.
На двигателях последних выпусков устанавливают аналогичный по устройству стартер СТ-365, вместо которого может быть установлен также стартер СТ-362 (СТ-352Д).