Работа многоцилиндрового двигателя

Одноцилиндровый четырехтактный двигатель работает неравно­мерно, так как из четырех тактов только один является рабочим, а остальные — подготовительными. Для уменьшения неравномерности вращения коленчатого вала в этом случае приходится уста­навливать тяжелый маховик. Однако неравномерность работы дви­гателя при этом полностью не устраняется: коленчатый вал уско­ренно вращается во время рабочего такта и замедленно — при дру­гих тактах.
Одноцилиндровый двигатель имеет также несколько худшую приемистость, т. е. способность быстро увеличивать частоту враще­ния коленчатого вала при увеличении подачи топлива. Для полу­чения достаточно большой мощности приходится значительно увеличивать диаметр цилиндра одноцилиндрового двигателя.
По приведенным выше причинам на дорожные и строительные машины преимущественно устанавливают многоцилиндровые дви­гатели. У многоцилиндрового двигателя более частое повторение рабочих тактов обеспечивает более равномерное вращение коленча­того вала, он лучше уравновешен и меньше вибрирует. Это позво­ляет применять более легкие маховики. Многоцилиндровые двига­тели имеют в большинстве случаев четное число цилиндров.
Чтобы многоцилиндровый двигатель работал равномерно, рабо­чие такты должны следовать один за другим через равные проме­жутки времени. У четырехтактного четырехцилиндрового двигателя рабочий такт в следующем цилиндре происходит через 180° после предыдущего, т. е. через пол-оборота коленчатого вала. Таким образом, за каждые два оборота коленчатого вала (за рабочий цикл) рабочие такты совершаются во всех цилиндрах. Последова­тельность чередования рабочих тактов в цилиндрах двигателя назы­вается порядком работы цилиндров двигателя.
В четырехцилиндровом двигателе такой порядок работы цилинд­ров: 1 — 3 — 4 — 2, т. е. если при первом пол-обороте коленча­того вала рабочий такт происходит в первом цилиндре, то во время второго пол-оборота он произойдет в третьем и т. д. В таком же порядке чередуются и все остальные такты (табл. 2).

В шестицилиндровых двигателях наиболее распространен сле­дующий порядок работы цилиндров: 1 — 5 — 3 — 6 — 2 — 4. Зна­ние порядка работы цилиндров двигателей необходимо при регули­ровании зазоров в клапанах, установке зажигания в карбюратор­ных двигателях или моментов впрыска топлива в дизелях.