На дизелях Д-65 применена закрытая жидкостная система охлаждения (рис. 100). В период работы пускового двигателя до начала вращения коленчатого вала дизеля происходит термосифонная циркуляция воды. Вода, нагреваемая в рубашке 13 пускового двигателя, поднимается в его головку и оттуда по трубе 10 поступает в задний корпус термостата 6.
Далее вода протекает в головку и рубашку блока цилиндров дизеля. Отсюда она опять попадает в рубашку 13 пускового двигателя. Проходя через головку и рубашку цилиндров, вода отдает тепло их стенкам, облегчая этим пуск дизеля.
При прокручивании пусковым двигателем коленчатого вала дизеля, а также во время работы дизеля, когда температура воды ниже 70 °C, вода циркулирует по всей системе, исключая радиатор 2.
Насос 7 забирает воду из задней полости переднего корпуса термостата 6 и подает ее в водяную рубашку 16 блока цилиндров дизеля через окно во фланце крепления насоса. Полость переднего корпуса термостата в это время соединена через открытые вспомогательным клапаном боковые окна коробки термостата с полостью заднего его корпуса и полостью головки блока цилиндров дизеля.
Вода через отверстия проходит затем в головку цилиндров, а оттуда поступает в передний корпус термостата 6 и снова в водяной насос 7. Основной клапан термостата в это время закрыт (он открывается при температуре воды не ниже 70 °C) и вода в радиатор 2 не попадает. Это способствует быстрому прогреванию дизеля.
Когда температура воды в системе превысит 70 °C, откроется основной клапан термостата. Насос забирает воду из нижнего бака 1 радиатора и подает ее в рубашку 16 блока цилиндров. Вода, омывая наружные стенки гильз цилиндров, охлаждает их, затем поступает в головку цилиндров и охлаждает ее. Из головки цилиндров вода перетекает сначала в задний корпус термостата, потом в передний и через открытый основной клапан попадает в верхний бак 3 радиатора.
Перетекая из верхнего бака радиатора в нижний по трубкам, обдуваемым воздухом, который прогоняется между трубок вентилятором дизеля, вода охлаждается. Охлажденная вода из нижнего бака 1 радиатора вновь забирается насосом и подается в рубашку блоха цилиндров. На прогретом двигателе боковые окна коробки термостата закрыты вспомогательным клапаном коробки и нагретая вода из головки цилиндров не может попасть в водяной насос, не пройдя охлаждения в радиаторе.
Для отвода паров воды при ее закипании в радиаторе смонтированы паровой клапан, изготовленный заодно с заливной горловиной 4, и водяной патрубок 14.
Температуру воды контролируют дистанционным термометром 8, датчик которого установлен в патрубке верхнего бака радиатора.
Воду сливают из системы через краны 17 и 15.
Паровоздушный клапан дизелей Д-65 описан здесь (см. рис. 51, б).
Термостат состоит из коробки (рис. 101, а и б) и переднего 12 и заднего 14 корпусов (рис. 101, в). Передний корпус 12 термостата представляет собой чугунную отливку, имеющую обработанный фланец для соединения с задним корпусом 14 термостата. В средней части переднего корпуса сделана стенка, разделяющая корпус на две полости: переднюю, соединенную верхним патрубком с радиатором, и заднюю, соединенную нижним патрубком с водяным, насосом.
В стенке имеется цилиндрическое окно, соединяющее обе полости. Окно закрыто коробкой термостата и уплотнительной прокладкой. Между ее передним и задним корпусами термостата устанавливают паронитовую прокладку 17.
Задний корпус 14 термостата, также отлитый из чугуна, имеет два обработанных фланца, одним из которых задний корпус соединяется с передним корпусом термостата, другим — с фланцем на переднем торце головки цилиндров.
Задний корпус термостата для дизелей с запуском от пускового двигателя имеет специальный прилив с патрубком, соединяющим полость корпуса с водяной трубой головки цилиндра пускового двигателя. Полость заднего корпуса термостата через литые окна на фланцах соединена с одной стороны с полостью головки цилиндров, с другой — с полостями переднего корпуса термостата.Передний и задний корпуса термостата крепят один к другому и к головке блока цилиндров двумя болтами 15. Кроме того, передний корпус крепят к заднему болтом 13. Коробка термостата состоит из штампованного корпуса 1 с верхним цилиндрическим отверстием и двумя прямоугольными боковыми окнами и штампованного гофрированного сильфона 7, заполненного легкоиспаряющейся жидкостью и прикрепленного к корпусу двумя развальцованными на концах лапками 11. К сильфону припаяны два клапана: верхний тарельчатый основной 5 со стержнем 4 и нижний чашеобразный вспомогательный 2.
Установленная на двигателе коробка термостата омывается охлаждающей жидкостью. Когда вода холодная, сильфон сжат, основной клапан плотно закрывает верхнее цилиндрическое отверстие корпуса.
Когда двигатель прогреется (температура воды достигнет 70 °C), испарение жидкости в сильфоне вызовет в нем повышение давления паров, сильфон начнет удлиняться, основной клапан откроет цилиндрическое отверстие в корпусе, через которое вода пойдет на охлаждение в радиатор, а вспомогательный закроет боковые отверстия корпуса и прекратит доступ воды из термостата в водяной насос.
Водяной насос и вентилятор дизелей Д-65 имеют конструкцию, аналогичную описанной в этой статье (см. рис. 53).