Система охлаждения Д-65

На дизелях Д-65 применена закрытая жидкостная система охлаждения (рис. 100). В период работы пускового двигателя до начала вращения коленчатого вала дизеля происходит термосифон­ная циркуляция воды. Вода, нагреваемая в рубашке 13 пускового двигателя, поднимается в его головку и оттуда по трубе 10 поступа­ет в задний корпус термостата 6.
Далее вода протекает в головку и рубашку блока цилиндров дизеля. Отсюда она опять попадает в рубашку 13 пускового дви­гателя. Проходя через головку и рубашку цилиндров, вода отдает тепло их стенкам, облегчая этим пуск дизеля.
При прокручивании пусковым двигателем коленчатого вала дизеля, а также во время работы дизеля, когда температура воды ниже 70 °C, вода циркулирует по всей системе, исключая радиа­тор 2.
Насос 7 забирает воду из задней полости переднего корпуса термостата 6 и подает ее в водяную рубашку 16 блока цилиндров дизеля через окно во фланце крепления насоса. Полость переднего корпуса термостата в это время соединена через открытые вспомо­гательным клапаном боковые окна коробки термостата с полостью заднего его корпуса и полостью головки блока цилиндров дизеля.
Вода через отверстия проходит затем в головку цилиндров, а оттуда поступает в передний корпус термостата 6 и снова в водяной на­сос 7. Основной клапан термостата в это время закрыт (он откры­вается при температуре воды не ниже 70 °C) и вода в радиатор 2 не попадает. Это способствует быстрому прогреванию дизеля.
Когда температура воды в системе превысит 70 °C, откроется основной клапан термостата. Насос забирает воду из нижнего бака 1 радиатора и подает ее в рубашку 16 блока цилиндров. Вода, омы­вая наружные стенки гильз цилиндров, охлаждает их, затем посту­пает в головку цилиндров и охлаждает ее. Из головки цилиндров вода перетекает сначала в задний корпус термостата, потом в перед­ний и через открытый основной клапан попадает в верхний бак 3 радиатора.
Перетекая из верхнего бака радиатора в нижний по трубкам, об­дуваемым воздухом, который прогоняется между трубок вентилято­ром дизеля, вода охлаждается. Охлажденная вода из нижнего бака 1 радиатора вновь забирается насосом и подается в рубашку блоха цилиндров. На прогретом двигателе боковые окна коробки термо­стата закрыты вспомогательным клапаном коробки и нагретая вода из головки цилиндров не может попасть в водяной насос, не пройдя охлаждения в радиаторе.
Для отвода паров воды при ее закипании в радиаторе смонти­рованы паровой клапан, изготовленный заодно с заливной горло­виной 4, и водяной патрубок 14.
Температуру воды контролируют дистанционным термометром 8, датчик которого установлен в патрубке верхнего бака радиатора.
Воду сливают из системы через краны 17 и 15.
Паровоздушный клапан дизелей Д-65 описан здесь (см. рис. 51, б).


Термостат состоит из коробки (рис. 101, а и б) и перед­него 12 и заднего 14 корпусов (рис. 101, в). Передний корпус 12 термостата представляет собой чугунную отливку, имеющую обра­ботанный фланец для соединения с задним корпусом 14 термо­стата. В средней части переднего корпуса сделана стенка, разде­ляющая корпус на две полости: переднюю, соединенную верхним патрубком с радиатором, и заднюю, соединенную нижним патруб­ком с водяным, насосом.
В стенке имеется цилиндрическое окно, соединяющее обе по­лости. Окно закрыто коробкой термостата и уплотнительной про­кладкой. Между ее передним и задним корпусами термостата уста­навливают паронитовую прокладку 17.
Задний корпус 14 термостата, также отлитый из чугуна, имеет два обработанных фланца, одним из которых задний корпус соеди­няется с передним корпусом термостата, другим — с фланцем на переднем торце головки цилиндров.
Задний корпус термостата для дизелей с запуском от пускового двигателя имеет специальный прилив с патрубком, соединяющим полость корпуса с водяной трубой головки цилиндра пускового двигателя. Полость заднего корпуса термостата через литые окна на фланцах соединена с одной стороны с полостью головки цилин­дров, с другой — с полостями переднего корпуса термостата.Передний и задний корпуса термостата крепят один к другому и к головке блока цилиндров двумя болтами 15. Кроме того, передний корпус крепят к заднему болтом 13. Коробка термостата состоит из штампованного корпуса 1 с верх­ним цилиндрическим отверстием и двумя прямоугольными боко­выми окнами и штампованного гофрированного сильфона 7, запол­ненного легкоиспаряющейся жидкостью и прикрепленного к кор­пусу двумя развальцованными на концах лапками 11. К сильфону припаяны два клапана: верхний тарельчатый основной 5 со стерж­нем 4 и нижний чашеобразный вспомогательный 2.
 Установленная на двигателе коробка термостата омывается охла­ждающей жидкостью. Когда вода холодная, сильфон сжат, основной кла­пан плотно закрывает верхнее цилиндрическое отверстие корпуса.
Когда двигатель прогреется (температура воды достигнет 70 °C), испарение жидкости в сильфоне вызовет в нем повышение давления паров, сильфон начнет удлиняться, основной клапан откроет ци­линдрическое отверстие в корпусе, через которое вода пойдет на охлаждение в радиатор, а вспомогательный закроет боковые отверстия корпуса и прекратит доступ воды из термостата в водя­ной насос.
Водяной насос и вентилятор дизелей Д-65 имеют конструкцию, аналогичную описанной в этой статье (см. рис. 53).