Дизели Д-37Е имеют систему воздушного охлаждения, принципиальная схема которой описана здесь (см. рис. 48). Частота вращения вентилятора двигателей воздушного охлаждения значительно больше, чем у вентиляторов водяного охлаждения. Так, у дизеля Д-37Е-СЗ-1 вентилятор вращается с частотой 4360 об/мин.
Равномерное охлаждение цилиндров достигается их боковым обдувом и переменным сечением распределительного кожуха, благодаря чему давление воздуха во всех сечениях кожуха примерно одинаково. Под кожухом 12 (рис. 77) вентилятора расположен масляный радиатор 11, поэтому часть потока воздуха сначала обдувает трубки радиатора, а затем поступает в промежутки между ребрами цилиндра.
Для контроля теплового состояния двигателя в головке четвертого цилиндра установлен датчик светового сигнализатора. При перегреве головки (свыше 175° С) на щитке приборов зажигается красная контрольная лампочка, связанная с датчиком.
Показателем работы системы охлаждения служит также температура масла в картере, которая считается нормальной, если находится в пределах 70—100° С, но не превышает 115° С при работе дизеля в тяжелых условиях.
Воздух, нагнетаемый вентилятором, направляется кожухом в межреберное пространство цилиндров и головок. Передний 7, задний 1 и средний 3 дефлекторы (тонкие металлические пластинки) направляют потоки воздуха, улучшая распределение его по поверхности цилиндров и головок и способствуя равномерному охлаждению деталей. В выходных окнах средних дефлекторов 3 установлены жалюзи 5, которые представляют собой подвижные створки. Поворачивая жалюзи тягой 4, регулируют тепловой режим двигателя: чем больше открыты жалюзи, тем мощнее поток воздуха и сильнее охлаждение двигателя.
Масляный радиатор 11 выключают переключателем, расположенным на корпусе центрифуги. В холодное время года масляный радиатор отключают, а жалюзи прикрывают. Если температура окружающего воздуха повышается, радиатор включают, а жалюзи полностью открывают.
Вентилятор состоит из двух основных частей: ротора 8 с лопатками и направляющего аппарата 9 с лопастями.
Система охлаждения дизеля Д-37Е подобна описанной. Отличие состоит в том, что вентилятор имеет встроенный генератор. В связи с увеличением частоты вращения рабочего колеса вентилятора до 4900 об/мин возрастает сопротивление вращению, поэтому привод осуществлен двумя клиновыми ремнями. Это предотвращает также аварийный перегрев в случае обрыва одного ремня.