Система охлаждения Д-37Е

Дизели Д-37Е имеют систему воздушного охлаждения, принци­пиальная схема которой описана здесь (см. рис. 48). Частота вра­щения вентилятора двигателей воздушного охлаждения значи­тельно больше, чем у вентиляторов водяного охлаждения. Так, у дизеля Д-37Е-СЗ-1 вентилятор вращается с частотой 4360 об/мин.
Равномерное охлаждение цилиндров достигается их боковым обду­вом и переменным сечением распределительного кожуха, благодаря чему давление воздуха во всех сечениях кожуха примерно одина­ково. Под кожухом 12 (рис. 77) вентилятора расположен масляный радиатор 11, поэтому часть потока воздуха сначала обдувает трубки радиатора, а затем поступает в промежутки между ребрами ци­линдра.
Для контроля теплового состояния двигателя в головке четвер­того цилиндра установлен датчик светового сигнализатора. При перегреве головки (свыше 175° С) на щитке приборов зажигается красная контрольная лампочка, связанная с датчиком.
Показателем работы системы охлаждения служит также темпе­ратура масла в картере, которая считается нормальной, если нахо­дится в пределах 70—100° С, но не превышает 115° С при работе дизеля в тяжелых условиях.
Воздух, нагнетаемый вентилятором, направляется кожухом в межреберное пространство цилиндров и головок. Передний 7, зад­ний 1 и средний 3 дефлекторы (тонкие металлические пластинки) направляют потоки воздуха, улучшая распределение его по поверх­ности цилиндров и головок и способствуя равномерному охлажде­нию деталей. В выходных окнах средних дефлекторов 3 установлены жалюзи 5, которые представляют собой подвижные створки. Пово­рачивая жалюзи тягой 4, регулируют тепловой режим двигателя: чем больше открыты жалюзи, тем мощнее поток воздуха и сильнее охлаждение двигателя.
Масляный радиатор 11 выключают переключателем, расположен­ным на корпусе центрифуги. В холодное время года масляный ра­диатор отключают, а жалюзи прикрывают. Если температура окру­жающего воздуха повышается, радиатор включают, а жалюзи полностью открывают.
 Вентилятор состоит из двух основных частей: ротора 8 с лопат­ками и направляющего аппарата 9 с лопастями.

Ротор получает вращение от шкива коленчатого вала через клиновой ремень. Направляющий аппарат своими лопастями меняет направление проходящего через него воздуха: направляет его против вращения ротора. Это уменьшает потери энергии в вентиляторе и позволяет получить более высокое давление нагнетаемого воздуха. Чтобы в вентилятор не попали посторонние предметы, на направляющий аппарат 9 надевают быстросъемную защитную сетку 10.
Система охлаждения дизеля Д-37Е подобна описанной. Отличие состоит в том, что вентилятор имеет встроенный генератор. В связи с увеличением частоты вращения рабочего колеса вентилятора до 4900 об/мин возрастает сопротивление вращению, поэтому при­вод осуществлен двумя клиновыми ремнями. Это предотвращает также аварийный перегрев в случае обрыва одного ремня.