Порядок пуска дизелей рассмотрим на примере ряда конкретных моделей. Пуск всех двигателей следует производить в строгом соответствии с указаниями инструкций по их эксплуатации.
Дизели, оборудованные стартерами. Дизель Д-37Е-С1. Перед запуском дизеля проверяют положение рычагов управления: они должны находиться в нейтральном положении (при этом положении дизель отключен от силовой передачи). Это исключает неожиданную работу механизмов машины при запуске дизеля.
Открывают расходный кран топливного бака и проверяют заполнение системы питания топливом. Для этого рукояткой открывают вентиль для спуска воздуха из корпуса топливных фильтров и из спускной трубки должно потечь сплошной струей дизельное топливо.
Если топливо не течет или струя прерывистая, прокачивают систему ручным насосом. Когда через спускную трубку пойдет ровная струя топлива без пузырьков воздуха, завертывают вентиль и выпускают воздух из головки топливного насоса, отвертывая пробку.
Рычаг декомпрессионного механизма устанавливают в положение выключенной компрессии (вверх до отказа), рычаг управления ручной подачей топлива — в положение полной подачи (на себя) и нажимают рукоятку валика обогатителя на корпусе регулятора топливного насоса 37М-4ТН (у насоса 37М-4ТН-5 обогащение при запуске происходит автоматически). Закрывают жалюзи на выходе охлаждающего воздуха. При температуре воздуха выше 5 °C двигатель запускают без подогревателя, ниже 5 °C — с подогревателем.
Выполняют запуск в такой последовательности. Поворачивают влево рукоятку, включают электрофакельный подогреватель на 10—15 с; за это время спираль в контрольном элементе накаливается до ярко-красного цвета. Включают стартер, нажимая на кнопку включателя, и поворачивают рукоятку подогревателя еще на 45° влево. Прокрутив коленчатый вал двигателя стартером в течение 3—5 с, выключают механизм декомпрессии (включают компрессию). Как только двигатель начнет набирать частоту вращения, давая непрерывные вспышки, немедленно выключают стартер и подогреватель.
Продолжительность непрерывной работы стартера при запуске не должна превышать 15 с. Если двигатель после трех-четырех попыток с минутными перерывами не запустился, то последующую попытку запуска повторяют только через 2,5—3 мин (во избежание перегрузки аккумуляторных батарей). Повторно включают стартер только после полной остановки двигателя, чтобы не поломать шестерню стартера. Горячий двигатель можно запускать без включения подогревателя и декомпрессионного механизма.
Дизель Д-50. Открывают кран топливного бака, удаляют воздух из системы питания ручным насосом подкачки топлива, устанавливают рычаг управления двигателем на максимальную частоту вращения. Включают свечи накаливания, если температура наружного воздуха будет ниже 5 °C. Через 15—30 с, когда контрольный элемент свечей накалится до ярко-красного цвета, включают стартер.
Как только двигатель начнет работать, стартер сразу выключают.
После пуска проверяют работу двигателя при средней частоте вращения холостого хода в течение 2—3 мин.
Пуск дизелей пусковыми двигателями. Дизель Д-37Е-С2 с пусковым двигателем ПД-8. Запускают дизель в такой последовательности. Устанавливают максимальную частоту вращения пускового двигателя. При температуре ниже 5 °C включают пусковой подогреватель дизеля на 10—15 с, затем выключают муфту сцепления передаточного механизма пускового двигателя, выдвигая на себя рычаг включения муфты; спустя 3—5 с, нажимая ногой на педаль, вводят шестерню привода в зацепление с венцом маховика дизеля, а потом плавно отпускают рычаг выключения муфты сцепления. В течение 3—5 с проворачивают коленчатый вал дизеля без компрессии и подачи топлива, после этого включают компрессию, дают наибольшую подачу топлива и выключают подогреватель.
После непрерывных вспышек (дизель начал работать) снимают ногу с педали запуска дизеля, при этом шестерня привода пускового двигателя выходит из зацепления с венцом маховика дизеля.
Дизель СМД-14 с пусковым двигателем ПД-10У. Для пуска открывают крышку впускного патрубка карбюратора, приоткрывают воздушную заслонку карбюратора, прикрывают дроссельную заслонку и запускают пусковой двигатель нажатием на рычаг включения стартера.
Открывают полностью воздушную заслонку карбюратора и прогревают пусковой двигатель в течение 2—3 мин, затем плавно включают муфту сцепления редуктора пускового двигателя, передвинув рычаг в крайнее заднее положение (от себя). Прогревают дизель с включенным механизмом декомпрессии в течение 1—2 мин, затем выключают механизм декомпрессии и включают полную подачу топлива, передвинув рычаг управления двигателем до отказа вверх.
Как только дизель начнет работать, немедленно выключают муфту сцепления пускового двигателя и при установившейся частоте вращения переводят рычаг управления дизелем в среднее положение.
Останавливают пусковой двигатель, закрывая дроссельную заслонку карбюратора и выключая зажигание; не отпуская кнопки выключения зажигания, закрывают воздушную заслонку и крышку впускного патрубка карбюратора, а затем — кран топливного бака пускового двигателя.
После пуска прогревают дизель, чтобы температура масла достигла 45—50 °C, а воды — 50—55 °C. Давление масла в масляной магистрали прогретого двигателя должно находиться в пределах 0,25—0,35 МПа.
Дизели А-41 и А-01М с пусковым двигателем ПД-10У. После запуска пускового двигателя ПД-10У приступают к пуску дизеля.
Полностью открывают дроссельную заслонку карбюратора пускового двигателя. Плавно, но быстро переводят рычаг включения муфты редуктора пускового двигателя в крайнее заднее положение и прокручивают коленчатый вал дизеля в течение 1—2 мин на I передаче редуктора.
Затем переводят рычаг включения муфты редуктора пускового двигателя в крайнее переднее положение и прокручивают коленчатый вал дизеля в течение 1—2 мин на II передаче редуктора.
Как только дизель начнет работать, рычаг включения муфты редуктора пускового двигателя переводят в нейтральное положение.
Выключают механизм декомпрессии, поставив его рычаг в верхнее положение.
Дизель Д-108 с пусковым двигателем П-23. Устанавливают рычаг редуктора пускового двигателя в положение «Замедл.» в холодное время года или в положение «Ускорен.» в теплое время. Рычагом включения вводят шестерню привода в зацепление с венцом маховика и, повернув рычаг муфты сцепления на себя (от дизеля), включают ее. В результате движение от пускового двигателя передается дизелю.
Пусковой двигатель должен вращать дизель с номинальной часто той вращения не менее 1 мин, чтобы прогреть его. Затем выключают муфту сцепления, ставят рычаг редуктора на ускоренную передачу и снова включают муфту сцепления.
Рычаг механизма декомпрессии ставят в положение «Пуск», потом в рабочее и дизель прогревают еще 1—2 мин, после чего включают подачу топлива, переведя рычаг управления дизелем в среднее положение. Если дизель сразу не запускается, выпускают воздух через продувочные вентили топливного фильтра и повторяют запуск, как указано выше.
Когда дизель начнет работать, выключают муфту сцепления пускового двигателя. Шестерня привода разъединяется с венцом маховика автоматически. Проверяют давление масла по манометру (стрелка должна находиться в секторе зеленого цвета), останавливают пусковой двигатель, после чего дизель прогревают в течение 3 мин на малой, средней, а затем номинальной частоте вращения.
Двигатель считается прогретым и готовым к эксплуатации при температуре воды в системе охлаждения не ниже 40 °C и давлении масла 0,2—0,3 МПа. Работа дизеля на малой частоте вращения холостого хода более 30 мин при температуре охлаждающей жидкости ниже 70 °C запрещается.
Для остановки дизеля отключают его от приводимых механизмов, плавно переводят на малую частоту вращения, дают поработать 2—3 мин и выключают подачу топлива.