Дизели Д-108 (рис. 131) и Д-160 (см. табл. 4) устанавливают на тракторах Т-100М и Т-130, которые используют в качестве тягачей или базовых машин для бульдозеров, скреперов, погрузчиков, канавокопателей. Кроме того, эти дизели применяют в качестве силовых установок одноковшовых экскаваторов. Описываемые двигатели однотипны по устройству, отличаются только конструкцией отдельных сборочных единиц.
Они созданы на базе ранее выпускавшегося двигателя КДМ-100 мощностью 74 кВт. Мощность двигателя Д-160 доведена до 118 кВт за счет наддува, т. е. подачи свежего заряда в цилиндр под давлением с помощью турбокомпрессора. Помимо применения турбонаддува увеличена частота вращения коленчатого вала и подача топлива в цилиндры. Для уравновешивания сил инерции второго порядка, возрастающих в связи с повышением частоты вращения коленчатого вала, на двигателе Д-160 установлен уравновешивающий механизм. Кроме того, применен ряд принципиально новых сборочных единиц и систем, повысивших его технико-экономические показатели по сравнению с двигателем Д-108: мультициклонный грубый воздухоочиститель с эжекционным автоматическим удалением пыли, бумажный воздухоочиститель тонкой очистки, полнопоточная масляная центрифуга, дистанционная система управления, осуществляемая с центрального пульта, и др.
В то же время двигатель Д-160 имеет большую степень унификации с двигателем Д-108, широко применяемым в народном хозяйстве, что существенно облегчает его эксплуатацию и ремонт.
Блок-картер 8 (см. рис. 131) представляет собой чугунную отливку с четырьмя отверстиями под цилиндры. В блок вставлены мокрые гильзы 19 цилиндров. Пространство между стенками гильз и блока образует водяную рубашку цилиндров, заполняемую жидкостью для охлаждения стенок гильз.
В нижней части блока расположены опоры коренных подшипников коленчатого вала 34. Каждый подшипник состоит из двух сталеалюминиевых вкладышей. Верхние вкладыши устанавливают в постелях блока, а нижние — в чугунных крышках. Верхние вкладыши имеют сверления и канавки для подвода масла к коренным шейкам коленчатого вала. С правой стороны блока расположены опоры с отверстиями для подшипников распределительного вала и люки для установки кронштейнов толкателей, через эти люки возможен доступ к нижним головкам шатунов. На наружных поверхностях блока предусмотрена площадка для крепления сборочных единиц двигателей (пускового двигателя, регулятора, масляного фильтра и др.).
Поддон картера отлит из чугуна. Он прикреплен болтами к блок-картеру 8, корпусу шестерен распределения и корпусу маховика. В средней части его имеется резервуар для масла и размещения насоса 27 с маслоприемником. Для доступа к смазочному насосу в картере предусмотрены два люка с крышками. В крышке правого люка установлена трубка, в которой помещается масломерная линейка. В днище поддона имеются два отверстия для спуска масла: одно из них закрывается магнитной пробкой 28, а другое — простой резьбовой пробкой.
Картер шестерен распределения 4 отлит из чугуна и крепится болтами к блоку 8. В нижней части его передняя стенка переходит в шейку-цапфу, на которую надевается передняя опора двигателя. Внутри картера установлены две промежуточные шестерни и трубка для подвода масла к передней втулке водяного насоса.
Картер маховика 20 крепится шпильками с гайками к блок-картеру 8. С боков к картеру прикреплены две стальные лапы, являющиеся задними опорами двигателя. В верхней части картера имеется люк с крышкой, в нижней сделано спускное отверстие, закрываемое пробкой 25. На задней плоскости имеются резьбовые отверстия для крепления кожуха муфты сцепления.
Головку 9 у дизелей устанавливают одну на два цилиндра.
Внутри головки имеются каналы для впуска воздуха и выпуска от работавших газов, водяная рубашка и полость для размещения штанг толкателей и штанг декомпрессионного механизма.
Головки цилиндров отлиты из чугуна и крепятся к блок-картеру шпильками и гайками. Для уплотнения стыка между головками и блоком устанавливают медно-асбестовые прокладки. В головки монтируют форсунки 16, впускные 11 и выпускные 13 клапаны с пружинами 12. Сверху на головках цилиндров расположены детали привода клапанов, закрытые металлическими колпаками 17.
К передней стенке головки цилиндров прикреплен бензиновый бак 10.
Головка цилиндров двигателя Д-160 отличается от головки цилиндров дизеля Д-108 наличием в клапанных отверстиях вставных седел клапанов, повышающих срок службы головки и облегчающих ее ремонт.