Неподвижный остов двигателя образует защитный корпус для расположенных внутри него деталей, предохраняя их от повреждений, коррозии и загрязнения.
Детали остова (рис. 9) для повышения их жесткости выполняют более массивными, чем остальные детали двигателя, поэтому они составляют основную часть общей массы двигателя. Все детали остова надежно соединены между собой и для герметичности и пыленепроницаемости стыки в соединениях уплотнены прокладками.
Детали остова отливают из серого или легированного чугуна либо из алюминиевого сплава.
Блок-картер 7 представляет собой отливку коробчатой формы, верхняя часть которой образует блок цилиндров, а нижняя — верхнюю половину картера коленчатого вала. Жесткость блок-картера увеличена за счет постановки перегородок и оребрения внутренней поверхности. Поперечные вертикальные перегородки разделяют блок-картер на одинаковые отсеки, число которых равно числу цилиндров.
При воздушном охлаждении (рис. 9, а) поверхность охлаждения цилиндров 4 увеличена за счет ребер. При жидкостном охлаждении (рис. 9, б) между наружной поверхностью цилиндра и внутренними стенками блока создано пространство — водяная рубашка, заполняемая охлаждающей жидкостью.
На внутренних и наружных поверхностях стенок блока имеются обработанные площадки для крепления различных деталей и механизмов. Так, шпильками 19 (см. рис. 9, б) крепят масляный фильтр, а шпильками 26 — коренные подшипники коленчатого вала.
К верхней части каждого цилиндра крепят головку 3 (см. рис. 9, а), которая при воздушном охлаждении также снабжена специальными ребрами. При жидкостном охлаждении многоцилиндровый двигатель имеет либо одну общую головку цилиндров, либо одну головку на несколько цилиндров. Головку крепят к верхней обработанной поверхности блок-картера шпильками 13 (см. рис. 9, б).
Водяная рубашка блок-картера сообщается с водяной рубашкой головки цилиндров отверстиями в верхней плите.
На двух фигурных фланцах, расположенных впереди блок-картера, монтируют картер распределительных шестерен и водяной насос. Фланец в нижней части заднего торца блок-картера используют для крепления картера маховика, а также верхней 14 и нижней 18 половин корпуса уплотнения коленчатого вала. Это уплотнение не допускает вытекания масла из картера.
Хотя внутреннее пространство блок-картера тщательно закрыто и уплотнено во избежание попадания пыли и вытекания масла, однако полностью герметизировать его нельзя, потому что при работе двигателя возможен прорыв воздуха и газов из цилиндра в картер. Чтобы при этом избежать повышения давления в картере и предотвратить вытеснение из него масла, полость картера сообщена с атмосферой с помощью сапуна (рис. 9, в).
Сапун пропускает из картера наружу воздух и газы, если давление в нем выше атмосферного. Если же после остановки двигателя давление остывшего в нем воздуха стало ниже атмосферного, в картер через сапун входит воздух снаружи. Проволочная набивка 34, смоченная маслом, очищает этот воздух от пыли.
Головка цилиндров (рис. 10) у четырехцилиндрового двигателя чаще всего является общей отливкой сложной формы, которую крепят к блоку шпильками, расположенными равномерно по всей ее поверхности. Поверхность головки, соприкасающуюся с блоком, тщательно обрабатывают. Во избежание прорыва газов она должна плотно прилегать к блок-картеру. Между блок-картером и головкой создается уплотнение с помощью металлоасбестовой про кладки 7.
В головке расточены гнезда 4 и 5 под клапаны. Крайние и средние гнезда 5 соединены внутри головки каналами 1 с выхлопной трубой для удаления отработавших газов. Остальные четыре гнезда 4, имеющие больший размер, соединены другими каналами с впускной трубой 12.
Для установки форсунок служат отверстия 10, которые через вихревые камеры сообщаются с цилиндрами двигателя. Нижняя часть 3 камеры вставная и крепится в головке стопорным болтом 8.
Свечи накаливания, предназначенные для подогрева воздуха устанавливают в отверстия 9.
Для соединения водяных рубашек головки цилиндров и блок-картера в нижней стенке головки имеются отверстия, совпадающие с соответствующими отверстиями в блок-картере. Клапанный механизм, смонтированный на головке цилиндров, закрыт колпаком 13 и его крышкой. 14.
Поддон 9 (см. рис. 9, а) картера изготовляют литым или штампованным. Его крепят к блок-картеру болтами. Плоскость разъема уплотняют прокладкой 8 из пробки или другого материала.
Поддон имеет маслосливной штуцер и трубку для масломерной линейки.
Картер маховика (рис. 11) представляет собой отливку цилиндрической формы. Картер с блок-картером соединяется через фланец 4 болтами, входящими в отверстия 8. Внутренняя и наружная поверхности картера усилены ребрами. Нижняя часть перед ней стенки имеет обработанный фланец 7, к которому с наружной стороны с помощью шплинтов крепят войлочную ленту 6, уплотняющую стык в месте прилегания картера маховика к нижней 18 (см. рис. 9, б) половине корпуса уплотнения коленчатого вала.
К фланцу 1 (см. рис. 11) крепят тремя болтами электростартер.
На цилиндрической поверхности картера маховика расположены несколько приливов с обработанными поверхностями для крепления двигателя к раме.
Двигатель крепят к раме большей частью в трех точках: одна опора впереди и две — сзади. Переднюю опору обычно выполняют шарнирной. Две задние опоры чаще всего делают на картере маховика. В некоторых случаях в качестве задних опор применяют кронштейны, привернутые к блоку двигателя, или специальные лапы, отлитые вместе с блоком. Двигатель крепят на раме эластично, чтобы снизить передачу вибрации, возникающей при его работе.
Упругими элементами в опорах, как правило, являются резиновые прокладки (подушки).