В системе питания дизелей Д-50 (рис. 84) топливо, залитое через горловину 16 бака 1 и очищенное от крупных механических примесей в сетчатом фильтре горловины, протекает самотеком в фильтр 2 грубой очистки. Из фильтра 2 топливо всасывается подкачивающим насосом 5 и нагнетается в фильтр 12 тонкой очистки.
Полностью очищенное топливо подается к топливному насосу 6, который нагнетает его в форсунку 14.
Когда давление в форсунке достигает 12,5 МПа, распылитель открывается и мелко распыленное топливо впрыскивается в вихревую камеру 13. Топливо, просочившееся между деталями форсунок, по трубке 15 отводится в бак. Излишки прокачиваемого через насос топлива по перепускной трубе возвращаются во всасывающую полость подкачивающего насоса. Для удаления воздуха, попавшего в систему питания топливом, предусмотрен продувочный вентиль на фильтре тонкой очистки.
Топливные фильтры дизелей Д-50 в основном имеют такую же конструкцию, как и фильтры дизелей, описанные здесь (см. рис. 35), но отличаются числом фильтрующих элементов, размерами и устройством корпусов. Например, фильтры грубой очистки (см. рис. 84) имеют другую форму корпуса в местах крепления. Фильтр 12 тонкой очистки имеет не два, а три бумажных фильтрующих элемента.
Подкачивающий и ручной насосы у всех двигателей Д-50 одинаковые, устройство и принцип действия их описаны здесь (см. рис. 36).
На дизеле Д-50 применен четырехплунжерный топливный насос УТН-5 (см. рис. 65 и 66), который устанавливают и на дизеле Д-37Е (см. здесь). Регулятор двигателя описан здесь (см. рис. 67).
Форсунка дизеля Д-50 (рис. 85) по конструкции аналогична форсунке на рис. 39.
В центральное отверстие распылителя входит с очень малым зазором игла 8 (рис. 85). В нижней части иглы имеются четыре конические поверхности. Под действием пружины 3 игла 8 вторым сверху конусом плотно садится на коническую поверхность седла распылителя. Из отверстия в торце распылителя выступает штифт, имеющий две конические поверхности, причем одну из них — на правленную обратно запорному конусу.
Топливо из насоса поступает через канал 2 в корпусе. Так как отверстие в распылителе закрыто иглой, прижатой к седлу пружиной 5, то давление в камере 10 будет возрастать.
Когда усилие от давления топлива на иглу превысит усилие предварительного сжатия пружины, игла начнет перемещаться вверх и откроет доступ топливу в камеру сгорания через узкую кольцевую щель между выходным отверстием распылителя и штифтом иглы. Проходя под большим давлением через щель, топливо приобретает большую скорость и распыляется на мелкие частицы.
Струя распыленного топлива имеет форму конуса, что обеспечивает хорошее перемешивание топлива с воздухом в камере сгорания.
С началом впрыска топлива давление его под иглой форсунки падает и игла стремится опуститься и перекрыть струю подаваемого топлива, но так как подача топлива продолжается, игла вновь поднимается и впрыск продолжается. Таким образом, игла форсунки может совершать колебательные движения. Чтобы игла удерживалась в поднятом состоянии и впрыск топлива не затягивался, давление топлива должно постепенно повышаться в процессе впрыска. Это достигается применением специального профиля кулачка вала топливного насоса.
Как только насос прекратит подачу топлива в форсунку, давление в камере 10 упадет, под действием пружины игла прижмется конусом к седлу и закроет выходное отверстие распылителя. Прекращение (отсечка) подачи топлива должно быть резким. В против ном случае в конце впрыска топливо перестанет распыляться и у выходного отверстия распылителя образуется висящая капля, которая ухудшит образование и сгорание горючей смеси и вызовет закоксовывание отверстия распылителя.
Воздухоочиститель дизеля Д-50 подобен по конструкции воздухоочистителю, показанному на рис. 34.