Система питания Д-50

В системе питания дизелей Д-50 (рис. 84) топливо, залитое через горловину 16 бака 1 и очищенное от крупных механических примесей в сетчатом фильтре горловины, протекает самотеком в фильтр 2 грубой очистки. Из фильтра 2 топливо всасывается под­качивающим насосом 5 и нагнетается в фильтр 12 тонкой очистки.
Полностью очищенное топливо подается к топливному насосу 6, который нагнетает его в форсунку 14.


Когда давление в форсунке достигает 12,5 МПа, распылитель открывается и мелко распыленное топливо впрыскивается в вихре­вую камеру 13. Топливо, просочившееся между деталями форсунок, по трубке 15 отводится в бак. Излишки прокачиваемого через насос топлива по перепускной трубе возвращаются во всасывающую полость подкачивающего на­соса. Для удаления воздуха, попавшего в систему питания топливом, предусмотрен про­дувочный вентиль на фильт­ре тонкой очистки.
Топливные филь­тры дизелей Д-50 в основ­ном имеют такую же конст­рукцию, как и фильтры дизе­лей, описанные здесь (см. рис. 35), но отличаются чис­лом фильтрующих элементов, размерами и устройством кор­пусов. Например, фильтры грубой очистки (см. рис. 84) имеют другую форму корпу­са в местах крепления. Фи­льтр 12 тонкой очистки имеет не два, а три бумажных фильтрующих элемента.
Подкачивающий и ручной насосы у всех двигателей Д-50 одинаковые, устройство и принцип действия их описаны здесь (см. рис. 36).
На дизеле Д-50 применен четырехплунжерный топлив­ный насос УТН-5 (см. рис. 65 и 66), который устанавливают и на дизе­ле Д-37Е (см. здесь). Регулятор двигателя описан здесь (см. рис. 67).
Форсунка дизеля Д-50 (рис. 85) по конструкции ана­логична форсунке на рис. 39.
В центральное отверстие распылителя входит с очень малым зазором игла 8 (рис. 85). В нижней части иглы имеются четыре конические поверхности. Под действием пружины 3 игла 8 вторым сверху конусом плотно садится на коническую поверхность седла распылителя. Из отверстия в торце распылителя выступает штифт, имеющий две конические поверхности, причем одну из них — на­ правленную обратно запорному конусу.
Топливо из насоса поступает через канал 2 в корпусе. Так как отверстие в распылителе закрыто иглой, прижатой к седлу пружиной 5, то давление в камере 10 будет возрастать.
 Когда усилие от давления топлива на иглу превысит усилие предварительного сжатия пружины, игла начнет перемещаться вверх и откроет доступ топливу в камеру сгорания через узкую кольцевую щель между выходным отверстием распылителя и штиф­том иглы. Проходя под большим давлением через щель, топливо приобретает большую скорость и распыляется на мелкие частицы.
Струя распыленного топлива имеет форму конуса, что обеспечивает хорошее перемешивание топлива с воздухом в камере сгорания.
С началом впрыска топлива давление его под иглой форсунки падает и игла стремится опуститься и перекрыть струю подавае­мого топлива, но так как подача топлива продолжается, игла вновь поднимается и впрыск продолжается. Таким образом, игла фор­сунки может совершать колебательные движения. Чтобы игла удерживалась в поднятом состоянии и впрыск топлива не затяги­вался, давление топлива должно постепенно повышаться в процессе впрыска. Это достигается применением специального профиля кулачка вала топливного насоса.
Как только насос прекратит подачу топлива в форсунку, дав­ление в камере 10 упадет, под действием пружины игла прижмется конусом к седлу и закроет выходное отверстие распылителя. Пре­кращение (отсечка) подачи топлива должно быть резким. В против­ ном случае в конце впрыска топливо перестанет распыляться и у выходного отверстия распылителя образуется висящая капля, которая ухудшит образование и сгорание горючей смеси и вызовет закоксовывание отверстия распылителя.
Воздухоочиститель дизеля Д-50 подобен по кон­струкции воздухоочистителю, показанному на рис. 34.