Кривошипно-шатунный механизм СМД-14

Устройство кривошипно-шатунного механизма дизелей СМД-14 показано на рис. 12 и 103.
Поршень (рис. 104) изготовляют из алюминиевого сплава.
В днище поршня расположена сферическая выемка 7, улучшающая смесеобразование и способствующая более полному сгоранию топ­лива. По бокам выемки имеются две выточки 1 и 12 под клапаны, предотвращающие удары их в днище поршня в начале такта впуска и в конце такта выпуска.


 В бобышках 6 поршня расточены отверстия под поршневой палец и канавки 3 под стопорные кольца поршневого пальца. Снизу в бобышках имеются по два отверстия 10 для смазки поршневого пальца. На нижнем торце поршня выполнена выточка с острой кромкой 11, снимающая излишки масла с рабочей поверхности гильзы. На двигатель устанавливают поршни одной размерной группы. Разница в массе для комплекта поршней должна быть не более 7 г.
В поршне проточены три канавки 5 под компрессионные кольца 13 и две канавки 4 и 2 — под маслосъемные кольца 14. В канавках для маслосъемных колец и под ними просверлены отвер­стия 8 и 9 для сброса масла, снимаемого кольцами со сте­нок цилиндра.
На внутренней поверхно­сти двух нижних компрес­сионных колец 13 имеется вы­точка, создающая односторон­нее ослабление сечения коль­ца, благодаря чему кольцо скручивается и прилегает к стенке цилиндра нижней кро­мкой. При таком положении колец в цилиндре улучшают­ся их приработка и условия смазывания. На наружной цилиндрической поверхности маслосъемных колец 14 имеет­ся выточка со сквозными фрезерованными канавками для отвода масла от стенок гильзы цилиндров в картер двигателя (через отверстия в поршне). На дизелях СМД-14Н в утолщенном днище поршня расположена камера сгорания, сме­щенная относительно оси поршня на 6 мм.
Шатун двутаврового сечения (рис. 105) — штампованный из хромистой стали. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка 13. Для смазки поршневого пальца 10 в верхней головке имеются три отверстия 1. Нижняя головка 6 шатуна разъ­емная. Крышку 8 нижней головки крепят двумя болтами 4 с корон­чатыми гайками 5, фиксируемыми шплинтами 7.
Постели под вкладыши 9 и торцы нижней головки шатуна обра­батывают совместно с крышкой, поэтому крышку нужно устанавли­вать в определенном положении относительно шатуна. Разница в массе шатунов в комплекте допускается не более 12 г.
Поршневой палец 10 плавающего типа изготовлен из легирован­ ной стали. Его наружная поверхность цементирована и закалена.
Осевое перемещение пальца ограничивается стопорными кольцами 11. Комплект поршневых пальцев для одного двигателя под­бирают по массе. Разница в массе для комплекта поршневых пальцев должна быть не более 5—6 г.
Коленчатый вал, маховик (см. рис. 19) и механизм газораспре­деления (см. рис. 20) дизелей СМД-14 описаны здесь и здесь.