Дизели СМД-14 устанавливают на тракторах Т-74, ДТ-75, которые используют в качестве базовых машин или тягачей для бульдозеров, скреперов, грейдер-элеваторов. Кроме того, дизели СМД-14 являются силовыми установками одноковшовых, роторных и траншейных экскаваторов, погрузчиков, самоходных кранов (см. табл. 1 и 3).
Существует несколько модификаций дизелей СМД-14. Дизели СМД-14 и СМД-14Б отличаются от базовой модели СМД-14 расположением отдельных сборочных единиц (водяного насоса, масляного фильтра) и системой пуска. Общее устройство остова (см. рис. 9, б), головки цилиндров (см. рис. 10) и картера маховика (см. рис. 11) дизелей типа СМД-14 описано здесь. Особенность двигателя СМД-14Н заключается в применении более экономичного рабочего процесса— непосредственного впрыска топлива в камеру поршня. Претерпели изменения такие детали и сборочные единицы дизеля, как головка цилиндров, поршень, шатун, форсунка. Топливный насос имеет измененную регулировку частоты вращения кулачкового валика и часовой подачи топлива. В связи с установкой на различные машины модификации двигателя СМД- 14Н отличаются друг от друга комплектностью и расположением таких сборочных единиц, как водяной насос, масляный фильтр, системой пуска, установкой турбокомпрессора, а также регулировкой топливной аппаратуры.
Остов двигателей СМД-14 образуют неподвижные корпусные детали: блок-картер 10 (рис. 102), головка 2 цилиндров, картер 9 маховика, картер 16 и крышка распределительных шестерен. С правой стороны остова расположены топливный насос 14 с регулятором, форсунки 4, пусковой двигатель 8, фильтры грубой 15 и тонкой 6 очистки топлива, маслозаливная горловина 12. В передней части смонтированы водяной насос 1 с патрубком и вентилятор 18. Сзади к двигателю прикреплен корпус муфты сцепления. Сверху на головке 2 цилиндров находятся впускной коллектор 5 с предпусковым подогревателем 7 и водоотводящая трубка 3.
В поперечном разрезе дизели типа СМД-14 рассмотрены на примере дизеля СМД-14А (рис. 103). С левой стороны блок-картера находится коробка распределения, через которую проходят штанги
22 толкателей 23. В нижней части коробки расточены восемь отверстий, в них перемещаются толкатели 23 механизма газораспределения. В приливах средней поперечной перегородки, передней и задней стенок блок-картера расточены отверстия под подшипники распределительного вала 5.
В наклонные отверстия головки 9 цилиндров, сообщающиеся с камерой сгорания 15, устанавливают форсунки 13. Каждую из них крепят двумя шпильками к головке 9.
Поддон 21, расположенный в нижней части блок-картера, штампуют из листовой стали и крепят к блок-картеру болтами. Плоскость разъема уплотнена специальной прокладкой из пробки, оклеенной бумагой. К поддону снизу приварен маслосливной штуцер с резьбой под пробку и вварена под углом к вертикальной плоскости трубка для масломерной линейки 20. С обеих сторон поддона 21 приварены по две бобышки с отверстиями для крепления поддона подогревателя.