Кривошипно-шатунный механизм Д-37Е

На дизелях Д-37Е применена неразделенная камера сгорания, в которой высокое давление газов; поэтому кривошипно-шатунный механизм (рис. 59) имеет усиленную конструкцию.
Поршни 7 отливают из алюминиевого сплава. На наружной боковой поверхности поршня сделано пять канавок для поршневых

колец. Три верхние канавки предназначены для компрессионных колец 8, а две нижние — для маслосъемных колец 9— 11. В каждой нижней канавке устанавливают по два маслосъемных кольца вы­ точками вниз. В этих же канавках сделаны сквозные отверстия для отвода излишков масла с рабочей поверхности цилиндра.


На нижнем торце поршня проточен скребок, который так же, как и маслосъемные кольца, снимает масло с зеркала цилиндра и сгоняет его в картер. В днище поршня расположены камера сгора­ния полусферической формы и две выемки, размещенные против клапанов. Выемки предотвращают удар поршня о клапаны.
На внутренней поверхности поршня расположены две массивные бобышки с отверстиями для поршневого пальца 14. Каждая бобышка соединена с днищем толстым ребром. Снизу в бобышках просверлено по два отверстия для подвода масла к поршневому пальцу.
Поршневые кольца отливают из специального чу­гуна. Верхнее компрессионное кольцо покрыто слоем хрома тол­щиной от 0,13 до 0,2 мм. Для лучшей приработки кольца и удержа­ния смазочного материала поверхностный слой хрома пористый.
Второе и третье компрессионные кольца на торцовой поверхности имеют фаску, которая улучшает их приработку и уплотняющие свойства. При постановке кольца в поршень фаска должна быть обращена вверх.
Наружная цилиндрическая поверхность верхнего маслосъем­ного кольца покрыта таким же слоем хрома, как и поверхность компрессионного кольца. Зазор в замке у колец, вставленных в ци­линдр, равен 0,3—0,8 мм. Зазор по высоте между компрессионным кольцом и буртиком канавки поршня составляет от 0,1 до 0,13 мм, а между маслосъемными кольцами и буртиком канавки — от 0,27 до 0,35 мм.
Поршневые пальцы 14 плавающего типа удерживаются от осевого перемещения стопорными кольцами. По наружному диа­метру пальцы сортируют на три размерные группы и собирают с поршнями одноименных групп. Обозначение размерной группы указывают на цилиндрической поверхности пальца.
Шатуны 12 штампуют из высококачественной стали. Отвер­стия под вкладыши 24 обрабатывают с высокой точностью совме­стно с крышкой. Крышки нельзя перевертывать или переставлять с одного шатуна на другой. На боковой поверхности крышки и ша­туна выбивают номер цилиндра.
В верхнюю головку шатунов запрессовывают втулки из высокооловянистой бронзы. По размерам внутреннего диаметра втулок шатуны сортируют на две группы: Б и М. Обозначение группы вы­бивают на верхней головке шатуна. Массу шатуна в сборе с крышками и шатунными болтами указывают на крышке.
Шатунные болты 26 изготовляют из высококачественной стали.
Болты имеют точную резьбу и хорошо обработанную нижнюю по­верхность головки, которой болт опирается на крышку шатуна.
Коленчатый вал 6 имеет пять коренных и четыре ша­тунные шейки. Рабочие поверхности шеек вала закалены, отшлифованы и отполированы. В полостях 25 происходит центробежная очистка масла. Полости соединены между собой каналами и закрыты резьбовыми пробками.
Во всех шейках просверлены радиальные отверстия для масла.
В отверстия на шатунных шейках запрессованы трубки, которые предупреждают попадание загрязнений из полости шеек на поверх­ность вкладышей. Третья коренная шейка, имеющая четыре радиаль­ных отверстия, ограничивает перемещение вала вдоль оси. Между шлифованными буртами на ее щеках и опорой в картере дизеля с ка­ждой стороны установлено по два бронзовых полукольца. Нижние полукольца удерживаются от поворота штифтами.
Передний конец коленчатого вала 6 имеет удлиненную шейку, на него насаживают шкив 1 привода вентилятора и генератора, маслоотражатель 5, шестерню 4 привода смазочного насоса и веду­щую шестерню 5 распределения. Задний конец также имеет масло­ отражатель 17 и фланец для крепления маховика. На щеках колен­чатого вала сделаны приливы, которые при балансировке можно частично или полностью срезать.
Маховик 19 устанавливают на два штифта 20, запрессован­ные в коленчатый вал, и крепят к фланцу шестью болтами 21. Зуб­чатый венец маховика перед напрессовкой нагревают до 250—300 °C.
На торцевой поверхности обода маховика расположены отверстия для крепления муфты сцепления.