Техническое обслуживание (ТО) — комплекс работ для поддержания исправности или только работоспособности изделия при подготовке и использовании по назначению, при хранении и транспортировании. Его подразделяют на два вида: ежесменное, выполняемое регулярно перед началом работы, на стыке смен и по окончании работы; периодическое, выполняемое после определенного числа часов работы двигателя по счетчику мото-часов.
Для большинства двигателей установлено три периодических обслуживания: ТО-1 — через 60 ч, ТО-2 — через 240, ТО-3 — через 960 ч работы; сезонное техническое обслуживание (СТО) — при переходе к весенне-летним и осенне-зимним условиям эксплуатации; техническое обслуживание в особых условиях эксплуатации.
Допускаются в зависимости от условий эксплуатации дизеля отклонения от установленной периодичности проведения технических обслуживаний в пределах 10 %.
Техническое обслуживание двигателей внутреннего сгорания проводится по единому графику одновременно с техническим обслуживанием машин. Каждое последующее техническое обслуживание начинается с выполнения операций предыдущего. Операции для двигателей всех марок в основном одинаковы. Некоторые различия вызваны конструктивными особенностями двигателей.
Двигатель, не прошедший очередное техническое обслуживание, эксплуатировать запрещается.
Ежесменное техническое обслуживание. На работающем двигателе проверяют, нет ли ненормальных шумов и стуков, а также показания контрольных приборов.
После остановки двигателя выполняют следующее: очищают двигатель от пыли и грязи и проверяют состояние наружных креплений сборочных единиц; проверяют, нет ли течи топлива, масла, охлаждающей жидкости; очищают сетку воздухозаборника, подтягивают барашковые гайки воздухоочистителя и проверяют герметичность соединений отсосной трубки с воздухоочистителем и выпускной трубой; доливают отстоянное или профильтрованное топливо в бак основного двигателя и, если необходимо, в бак пускового двигателя; после длительной стоянки перед заправкой сливают 2—3 л отстоя из бака основного двигателя; проверяют уровень масла и, если необходимо, доливают масло в картер двигателя (уровень масла в картере проверяют не раньше чем через 10 мин после остановки двигателя), в корпус топливного насоса (если уровень масла в насосе выше нормального, то лишнее масло слить), в корпус регулятора числа оборотов; проверяют уровень охлаждающей жидкости в радиаторе и, если необходимо, ее доливают; при работе в условиях повышенной запыленности воздуха проверяют и, если необходимо, очищают защитную сетку радиатора и щели фильтра грубой очистки воздуха; через 3—7 ч работы промывают бумажный фильтрующий элемент воздухоочистителя дизеля.
Первое техническое обслуживание. Смазывают смазкой УС-2 подшипники водяного насоса.
Проводят техническое обслуживание воздухоочистителя дизеля согласно инструкции; проверяют герметичность и подтягивают крепления воздухоочистителя и впускных трубопроводов двигателя.
Проверяют состояние зажимов, вентиляционных отверстий пробок, уровень электролита в аккумуляторной батарее и, если необходимо, очищают поверхность батареи, а также окислившиеся зажимы и наконечники проводов; смазывают неконтактные части зажимов и наконечников техническим вазелином; прочищают вентиляционные отверстия в пробках элементов аккумуляторов; доливают дистиллированную воду в аккумуляторную батарею.
Проверяют прочность крепления батареи.
Сливают отстой из топливных баков и корпусов фильтров грубой и тонкой очистки топлива. Заполняют систему питания топливом и удаляют из нее воздух.
Прочищают вентиляционное отверстие в крышке топливного бака основного двигателя и в пробке бака пускового двигателя.
Сливают масло, скопившееся в картере маховика и в корпусе муфты сцепления пускового двигателя (последнее во избежание замасливания дисков).
Проверяют и при необходимости регулируют натяжение ремней вентилятора и генератора. Проверяют крепление генератора.
При работе в пыльных условиях заменяют масло в воздухоочистителе пускового двигателя дизелей А-41, А-01М, Д-160.
Второе техническое обслуживание. Заменяют дизельное масло в картере двигателя (предварительно промыв смазочную систему при неработающем двигателе), в корпусах топливного насоса и регулятора оборотов. В некоторых двигателях заменяют масло в картере через каждые 120 ч работы.
Проверяют уровень масла и, если необходимо, доливают его в картер редуктора пускового двигателя.
Смазывают смазкой № 158 ЦИАТИМ-221 подшипники вала генератора.
Заливают 5—6 капель масла в отверстия кронштейна механизма управления двигателем.
Снимают и разбирают воздухоочиститель, промывают кассеты и смазывают их маслом, тщательно протирают корпус воздухоочистителя.
Промывают в дизельном топливе фильтрующие капроновые элементы. Собирают воздухоочиститель, проверяют герметичность его соединений, эжектора и впускного трубопровода двигателя.
Проверяют, очищают и промывают штуцер (сетку, заборную трубку) и фильтр-отстойник бака пускового двигателя, поплавковую камеру (поплавок с иглой, корпус) и топливоподводящий штуцер (сетку фильтра), корпус карбюратора, топливный фильтр грубой очистки (корпус и фильтрующий элемент), крышку (набивку, корпус) и фильтр горловины топливного бака основного двигателя, сапун двигателя.
Очищают и промывают масляную центрифугу.
Проверяют и, если необходимо, регулируют форсунки на давление начала впрыска и качество распыления топлива; очищают распылители от нагара и промывают их; проверяют и регулируют зазоры между клапанами и коромыслами, между электродами свеч (последние промывают и очищают от нагара) и между контактами прерывателя магнето.
Проверяют состояние электропроводов и, если необходимо, изолируют поврежденные места.
Очищают коллекторы, щетки и контакты генераторов и стартера, проверяют их состояние.
Проверяют плотность электролита и определяют степень разряженности аккумуляторной батареи. Если необходимо, дополнительно подзаряжают батарею или заменяют ее заряженной.
Промывают противотоком топлива фильтр тонкой очистки топлива с бумажными фильтрующими элементами.
Кроме того, через каждые 480 ч работы двигателя выполняют следующее: снимают карбюратор с пускового двигателя, разбирают его, промывают детали и каналы в бензине, продувают корпус карбюратора сжатым воздухом; продувают сжатым воздухом стартер; промывают водой под давлением и очищают сжатым воздухом водяной и масляные радиаторы.
Третье техническое обслуживание. Перед постановкой на техническое обслуживание удаляют шлам и накипь из системы охлаждения двигателя и промывают ее.
Сливают масло и промывают корпуса топливного насоса, регулятора числа оборотов, редуктора пускового двигателя.
Заменяют смазку в подшипниках водяного насоса.
Снимают с двигателя генератор и стартер, разбирают их, очищают от пыли и грязи. Если необходимо, заменяют щетки и зачищают коллектор; заменяют смазку в подшипниках генератора.
Промывают и слегка смазывают маслом подшипники и вал (шейки и ленточную резьбу) стартера.
Смачивают маслом фетровый фитиль, смазывающий кулачок прерывателя магнето.
Заливают дизельное масло в корпус регулятора пускового двигателя.
Проверяют количество отложений в полостях шатунных шеек.
Если необходимо, очищают и промывают полости всех шатунных шеек. Проверяют и, если необходимо, подтягивают крепления шатунных и коренных подшипников коленчатого вала.
Очищают и промывают сетку маслозаборника смазочного насоса и внутреннюю полость картера основного двигателя.
В случае необходимости снимают головку цилиндров, очищают ее от нагара, проверяют герметичность клапанов и, если нужно, притирают их. Регулируют зазоры между коромыслами и клапанами.
Снимают с двигателя форсунки, очищают их от нагара и промывают, проверяют форсунки на давление начала впрыска и качество распыления топлива. Неисправные форсунки сдают в ремонтную мастерскую.
Проверяют топливный насос с регулятором и форсунками в мастерской на стенде и, если необходимо, регулируют с последующей проверкой угла опережения впрыска топлива на двигателе.
Регулируют, если необходимо, в мастерской на стендах агрегаты смазочной системы двигателя и электрооборудования.
Проверяют работу контрольных приборов.
Промывают топливом топливные баки основного и пускового двигателей.
Промывают корпус фильтра тонкой очистки топлива и заменяют фильтрующие элементы.
Проверяют и, если необходимо, регулируют муфту сцепления и механизм выключения пускового двигателя.
Проверяют крепления вентилятора и, если необходимо, подтягивают болты.
Проверяют и при необходимости зачищают контакты и регулируют зазоры между контактами прерывателя и магнето. Очищают от нагара свечи и отверстия в головке двигателя, проверяют зазоры между электродами свечей.
Сезонное техническое обслуживание. Для перехода к осенне-зимнему периоду эксплуатации двигателя при выполнении операций ежесменного или очередного периодического обслуживаний необходимо дополнительно: перед остановкой двигателя на сезонное техническое обслуживание в течение последних 10 ч работы промыть систему охлаждения содовым раствором, как это указано в этой статье. Заполнить систему охлаждения антифризом; очистить паровоздушный клапан радиатора, проверить исправность термостатов; выполнить рекомендации, изложенные выше, и заменить топливо и смазку зимними сортами; закрыть шторку радиатора и установить утеплительные чехлы; проверить состояние фильтрующих элементов фильтра тонкой очистки топлива и при необходимости удалить верхний слой намотки и бумаги или заменить фильтрующие элементы новыми; промыть баки, отстойники, топливопроводы и фильтры системы питания дизеля и пускового двигателя; после заполнения бака дизельным топливом удалить из топлив ной системы воздух; проверить работу термостатов и указателя температуры воды и убедиться в их исправности; произвести корректировку плотности электролита аккумулятор ной батареи до зимней нормы; при наличии подогревателя воздуха, воды и масла установить его на двигатель.
Для перехода к весенне-летнему периоду при выполнении операций ежесменного или очередного периодического технического обслуживаний необходимо дополнительно: снять утеплительные чехлы и подогреватель (если они были установлены); открыть шторку радиатора; заменить масло и смазки зимних сортов летними сортами согласно карте смазывания; промыть систему охлаждения и заполнить ее мягкой водой; промыть топливный бак и фильтр топливного бака. Заполнить топливный бак топливом летнего сорта;
отключить забор воздуха из подкапотного пространства; произвести корректировку плотности электролита аккумулятор ной батареи до летней нормы.
Техническое обслуживание дизеля в особых условиях эксплуатации. При эксплуатации дизеля в особых условиях (в пустыне, на песчаных и болотистых почвах, каменистом грунте и т. п.) сохраняют принятую периодичность и объем работ по техническому обслуживанию дизеля, а также вводят дополнительно или выполняют более часто перечисленные ниже работы.
В условиях пустыни и на песчаных почвах при повышенной запыленности воздуха: заправляют дизель маслом и топливом только закрытым способом; операции по обслуживанию воздухоочистителя дизеля проводят ежесменно; операции по обслуживанию воздухоочистителя пускового двигателя проводят при ТО-1; при первом техническом обслуживании проверяют качество масла в картере и при необходимости заменяют; через каждые 2—3 смены производят слив отстоя из топливных баков, фильтров грубой и тонкой очистки топлива.
На болотистых почвах ежемесячно проверяют и при необходимости очищают наружные поверхности радиаторов систем охлаждения и смазки, блок-картер дизеля.
На каменистом грунте ежесменно проверяют крепление сливной пробки картера.
В высокогорных условиях изменяют цикловую подачу топливного насоса в соответствии со средней высотой расположения двигателя над уровнем моря. Для регулировки топливного насоса допускается снятие пломб с составлением соответствующего акта.
В условиях низких температур: своевременно проводят сезонное техническое обслуживание; при температуре окружающей среды -30 °C и ниже применяют топливо дизельное арктическое А ГОСТ 305—73 или ДА ГОСТ 4749—73 и зимние сорта масел; в конце смены полностью заполняют топливные баки; для заправки системы охлаждения обязательно применяют низкозамерзающую охлаждающую жидкость (антифриз).