Системы двигателя

 Система охлаждения — воздушная принудительная.
Оребренные стенки и головки цилиндра охлаждаются потоком воз­духа, создаваемым центробежным вентилятором. Ротор вентилятора укреплен на маховике 25 (см. рис. 152) двигателя, а корпус 23 и направляющие кожухи 11 и 15 — на картере, цилиндре и головке.
При вращении коленчатого вала крыльчатка ротора всасывает воздух через отверстия в корпусе 23 вентилятора, расположенные перед ручным стартером 21, подает его на оребренную поверхность цилиндра 8 и головки 14 и охлаждает их. Кожухи, закрывающие цилиндр и головку, придают потоку охлаждающего воздуха нужное направление.
Двигатель не имеет отдельной смазочной системы .
Его детали смазываются маслом, содержащимся в рабочей смеси.
Для подвода смазочного материала к подшипникам коленчатого вала в картере имеются углубления и отверстия. Для этого же в верх­ней головке шатуна сделаны отверстия с большими фасками, а в нижней головке — канавки и щели.
 Система питания состоит из топливного бачка с фильт­ром-отстойником, карбюратора, регулятора частоты вращения и воздухоочистителя. На двигателе установлен карбюратор К-16А с поплавковой камерой или взаимозаменяемый с ним карбюратор К-06 без поплавковой камеры. Устройство карбюратора К-16А описано здесь (см. рис. 159).
Карбюратор К-06 (рис. 153) однодиффузорный с горизонтальной смесительной камерой. В отличие от карбюратора К-16А поступле­ние достаточного количества топлива к жиклерам обеспечивается не поплавком, а диафрагмой 10.
Главное дозирующее устройство карбюратора состоит из жик­лера-распылителя 6, топливного клапана 7 и седла 8 клапана.
В систему холостого хода входят воздушный канал 17, жиклер 15, регулировочный винт 16, топливный 21 и эмульсионный 13 каналы и выходные отверстия 14.
Топливо поступает к главному жиклеру-распылителю 6 через топливную камеру, разделенную на две полости диафрагмой 10.
Верхняя полость камеры заполнена топливом, нижняя сообщается через отверстие 11 с атмосферой. Автоматическое регулирование
количества поступающего в камеры топлива обеспечивается упругой диафрагмой 10, воздействующей через рычаг 18 на клапан 19.
При разрежении в топливной камере, передающемся через рас­пылитель 6 из диффузора или через систему холостого хода, диаф­рагма прогибается и открывает клапан. При опускании диафрагмы клапан закрывается под действием пружины 5. Во избежание под­соса воздуха в топливную камеру через главный жиклер с распыли­телем на холостом ходу установлен клапан 7 с седлом 8.
Устройство остальных элементов карбюратора и принцип их работы аналогичны устройству и принципу работы карбюратора К-16А.
При пуске холодного двигателя дроссельную заслонку 3 откры­вают полностью, а воздушную заслонку 1 только приоткрывают.
Заслонка 1 препятствует доступу воздуха в смесительную камеру, где даже при небольшой частоте вращения коленчатого вала создает­ся значительное разрежение, под действием которого из жиклера-распылителя 6 высасывается топливо, а из отверстий 14 — эмуль­сия. При этом образуется богатая смесь. Карбюратор снабжен утопителем 12, облегчающим пуск двигателя. Нажав на утопитель, принудительно прогибают диафрагму 10 и заполняют полость над ней топливом.


Пуск прогретого двигателя аналогичен пуску холодного, но при прогретом двигателе воздушную заслонку 1 не закрывают.
При работе двигателя на холостом ходу качество смеси регу­лируют так же, как и в карбюраторе К-16А. Минимальную устой­чивую частоту вращения двигателя на холостом ходу устанавливают отдельным винтом.
При работе двигателя с нагрузкой дроссельная заслонка 3 от­крыта, поэтому разрежение в диффузоре 2 велико и вызывает истече­ние топлива из жиклера-распылителя 6. В это же время у выходных отверстий 14 разрежение настолько мало, что топливо через жиклер 15 не поступает.
При увеличении частоты вращения двигателя разрежение в диффузоре 2 увеличивается, но количество топлива, поступающего из жиклера-распылителя 6, уменьшается. Это происходит потому, что через каналы 17 и 21 и жиклер 15 в полость над диафрагмой подсасывается воздух, который уменьшает разрежение у жиклера-распылителя 6. Таким образом, с возрастанием частоты вращения двигателя смесь не обогащается.
Регулятор частоты вращения двигателя ПД-8 — центробежный однорежимный. Он поддерживает только один скоростной режим, который задают при регулировке (установке) регулятора. Регулятор состоит из корпуса 11 (рис. 154); приводного вала 18; шариков 14, вращающихся вместе с ведущим диском 16; опорного диска 15; подвижного диска (муфты) 13 в виде конусной тарелки, переходящей в удлиненную ступицу; направляющего пальца 10, который может перемещаться вдоль корпуса 11; внутреннего 6 и внешнего 4 рычагов, жестко закрепленных на оси 5, которая может вращаться в боковых отверстиях корпуса; пружины 9, установлен­ной между регулировочным винтом 7 и направляющим пальцем 10.
На приводном валу 18 установлена шестерня 17 привода регуля­тора. Шестерня 17 и вал 18 вращаются от промежуточной шестерни двигателя. Три шарика 14 помещены между ведущими 16 и подвиж­ными 13 дисками. Диск 13 свободно сидит на конце вала 18. Шарики 14 могут перемещаться в прорезях диска 16. Пружина 9 через на­правляющий палец 10 и упорный шарик 12 прижимает диск 13 к шарикам 14, заставляя их перемещаться в направлении оси вра­щения. Внешний рычаг 4 соединен с одним концом тяги 3, другим концом тяга соединена с осью дроссельной заслонки 1 карбюратора.
Когда двигатель не работает, под действием пружины рычаг 4 и тяга 3 отклонены в крайнее правое положение. В этом случае дроссельная заслонка открыта полностью, а диск 13, прижимая шарики 14, заставляет их перемещаться ближе к оси вращения вала 18.
 Когда двигатель работает, то расходящиеся в радиальном направ­лении под действием центробежной силы шарики 14, преодолевая силу пружины, заставляют диск 13 двигаться вправо вдоль вращаю­щегося вала 18. Палец 10, перемещаясь вправо, поворачивает ры­чаг 6, а следовательно, и рычаг 4. Последний через тягу 3 устанав­ливает дроссельную заслонку карбюратора в определенном положе­нии в соответствии с нагрузкой двигателя.
Если уменьшается нагрузка двигателя, частота вращения колен­чатого вала начинает увеличиваться. Вследствие возрастания
центробежной силы шарики расходятся еще больше, подвижный диск 13 несколько перемещается вправо и, преодолевая силу сжатой пружины 9, через палец 10, рычаги 6 и 4 и тягу 3 прикрывает дрос­сельную заслонку. При этом соответственно уменьшается крутящий момент двигателя, но частота вращения коленчатого вала двигателя увеличивается очень незначительно.
С увеличением нагрузки двигателя частота вращения коленча­того вала начнет уменьшаться, а соответственно уменьшается и центробежная сила шариков. В результате этого под действием сжатой пружины 9 рычаг 4 поворачивается вправо и дроссельная заслонка открывается. При этом увеличивается крутящий момент двигателя.
Таким образом, регулятор двигателя, автоматически изменяя величину открытия дроссельной заслонки, приводит крутящий момент, развиваемый двигателем, в соответствие с нагрузкой его при заданном скоростном режиме. В этом случае увеличение нагруз­ки сопровождается незначительным уменьшением частоты вращения коленчатого вала, а уменьшение нагрузки — незначительным уве­личением частоты вращения.
Чтобы установить регулятор на требуемую частоту вращения коленчатого вала, изменяют натяжение пружины 9 регулировочным винтом 7. Ввинчивая винт 7 внутрь, увеличивают натяжение пру­жины и соответственно частоту вращения коленчатого вала, и наобо­рот, вывинчивая винт наружу, частоту вращения уменьшают.
Воздухоочиститель сухого типа, устанавливаемый на двигателе ПД-8, имеет в качестве фильтрующих элементов кольца из пенопо­лиуретана.
 Система зажигания , состоящая из магнето 32 (см. рис. 152), свечи 16 зажигания и провода, соединяющего магнето со свечой, предназначена для воспламенения рабочей смеси в цилиндре двигателя. Устройство и действие приборов системы зажигания рассмотрены в этой статье (см. рис. 55).
 Система пуска двигателя ПД-8 включает электростартер СТ-350 с тяговым реле и вспомогательное реле для дистанционного включения. Стартер СТ-350 по устройству подобен стартеру СТ-212Б (см. здесь, рис. 78).
К системе пуска относится также ручной стартер 21 (см. рис. 152), используемый для запуска пускового двигателя, если электростар­тер неисправен.