Система охлаждения — воздушная принудительная.
Оребренные стенки и головки цилиндра охлаждаются потоком воздуха, создаваемым центробежным вентилятором. Ротор вентилятора укреплен на маховике 25 (см. рис. 152) двигателя, а корпус 23 и направляющие кожухи 11 и 15 — на картере, цилиндре и головке.
При вращении коленчатого вала крыльчатка ротора всасывает воздух через отверстия в корпусе 23 вентилятора, расположенные перед ручным стартером 21, подает его на оребренную поверхность цилиндра 8 и головки 14 и охлаждает их. Кожухи, закрывающие цилиндр и головку, придают потоку охлаждающего воздуха нужное направление.
Двигатель не имеет отдельной смазочной системы .
Его детали смазываются маслом, содержащимся в рабочей смеси.
Для подвода смазочного материала к подшипникам коленчатого вала в картере имеются углубления и отверстия. Для этого же в верхней головке шатуна сделаны отверстия с большими фасками, а в нижней головке — канавки и щели.
Система питания состоит из топливного бачка с фильтром-отстойником, карбюратора, регулятора частоты вращения и воздухоочистителя. На двигателе установлен карбюратор К-16А с поплавковой камерой или взаимозаменяемый с ним карбюратор К-06 без поплавковой камеры. Устройство карбюратора К-16А описано здесь (см. рис. 159).
Карбюратор К-06 (рис. 153) однодиффузорный с горизонтальной смесительной камерой. В отличие от карбюратора К-16А поступление достаточного количества топлива к жиклерам обеспечивается не поплавком, а диафрагмой 10.
Главное дозирующее устройство карбюратора состоит из жиклера-распылителя 6, топливного клапана 7 и седла 8 клапана.
В систему холостого хода входят воздушный канал 17, жиклер 15, регулировочный винт 16, топливный 21 и эмульсионный 13 каналы и выходные отверстия 14.
Топливо поступает к главному жиклеру-распылителю 6 через топливную камеру, разделенную на две полости диафрагмой 10.
Верхняя полость камеры заполнена топливом, нижняя сообщается через отверстие 11 с атмосферой. Автоматическое регулирование
количества поступающего в камеры топлива обеспечивается упругой диафрагмой 10, воздействующей через рычаг 18 на клапан 19.
При разрежении в топливной камере, передающемся через распылитель 6 из диффузора или через систему холостого хода, диафрагма прогибается и открывает клапан. При опускании диафрагмы клапан закрывается под действием пружины 5. Во избежание подсоса воздуха в топливную камеру через главный жиклер с распылителем на холостом ходу установлен клапан 7 с седлом 8.
Устройство остальных элементов карбюратора и принцип их работы аналогичны устройству и принципу работы карбюратора К-16А.
При пуске холодного двигателя дроссельную заслонку 3 открывают полностью, а воздушную заслонку 1 только приоткрывают.
Заслонка 1 препятствует доступу воздуха в смесительную камеру, где даже при небольшой частоте вращения коленчатого вала создается значительное разрежение, под действием которого из жиклера-распылителя 6 высасывается топливо, а из отверстий 14 — эмульсия. При этом образуется богатая смесь. Карбюратор снабжен утопителем 12, облегчающим пуск двигателя. Нажав на утопитель, принудительно прогибают диафрагму 10 и заполняют полость над ней топливом.
Пуск прогретого двигателя аналогичен пуску холодного, но при прогретом двигателе воздушную заслонку 1 не закрывают.
При работе двигателя на холостом ходу качество смеси регулируют так же, как и в карбюраторе К-16А. Минимальную устойчивую частоту вращения двигателя на холостом ходу устанавливают отдельным винтом.
При работе двигателя с нагрузкой дроссельная заслонка 3 открыта, поэтому разрежение в диффузоре 2 велико и вызывает истечение топлива из жиклера-распылителя 6. В это же время у выходных отверстий 14 разрежение настолько мало, что топливо через жиклер 15 не поступает.
При увеличении частоты вращения двигателя разрежение в диффузоре 2 увеличивается, но количество топлива, поступающего из жиклера-распылителя 6, уменьшается. Это происходит потому, что через каналы 17 и 21 и жиклер 15 в полость над диафрагмой подсасывается воздух, который уменьшает разрежение у жиклера-распылителя 6. Таким образом, с возрастанием частоты вращения двигателя смесь не обогащается.
Регулятор частоты вращения двигателя ПД-8 — центробежный однорежимный. Он поддерживает только один скоростной режим, который задают при регулировке (установке) регулятора. Регулятор состоит из корпуса 11 (рис. 154); приводного вала 18; шариков 14, вращающихся вместе с ведущим диском 16; опорного диска 15; подвижного диска (муфты) 13 в виде конусной тарелки, переходящей в удлиненную ступицу; направляющего пальца 10, который может перемещаться вдоль корпуса 11; внутреннего 6 и внешнего 4 рычагов, жестко закрепленных на оси 5, которая может вращаться в боковых отверстиях корпуса; пружины 9, установленной между регулировочным винтом 7 и направляющим пальцем 10.
На приводном валу 18 установлена шестерня 17 привода регулятора. Шестерня 17 и вал 18 вращаются от промежуточной шестерни двигателя. Три шарика 14 помещены между ведущими 16 и подвижными 13 дисками. Диск 13 свободно сидит на конце вала 18. Шарики 14 могут перемещаться в прорезях диска 16. Пружина 9 через направляющий палец 10 и упорный шарик 12 прижимает диск 13 к шарикам 14, заставляя их перемещаться в направлении оси вращения. Внешний рычаг 4 соединен с одним концом тяги 3, другим концом тяга соединена с осью дроссельной заслонки 1 карбюратора.
Когда двигатель не работает, под действием пружины рычаг 4 и тяга 3 отклонены в крайнее правое положение. В этом случае дроссельная заслонка открыта полностью, а диск 13, прижимая шарики 14, заставляет их перемещаться ближе к оси вращения вала 18.
Когда двигатель работает, то расходящиеся в радиальном направлении под действием центробежной силы шарики 14, преодолевая силу пружины, заставляют диск 13 двигаться вправо вдоль вращающегося вала 18. Палец 10, перемещаясь вправо, поворачивает рычаг 6, а следовательно, и рычаг 4. Последний через тягу 3 устанавливает дроссельную заслонку карбюратора в определенном положении в соответствии с нагрузкой двигателя.
Если уменьшается нагрузка двигателя, частота вращения коленчатого вала начинает увеличиваться. Вследствие возрастания
центробежной силы шарики расходятся еще больше, подвижный диск 13 несколько перемещается вправо и, преодолевая силу сжатой пружины 9, через палец 10, рычаги 6 и 4 и тягу 3 прикрывает дроссельную заслонку. При этом соответственно уменьшается крутящий момент двигателя, но частота вращения коленчатого вала двигателя увеличивается очень незначительно.
С увеличением нагрузки двигателя частота вращения коленчатого вала начнет уменьшаться, а соответственно уменьшается и центробежная сила шариков. В результате этого под действием сжатой пружины 9 рычаг 4 поворачивается вправо и дроссельная заслонка открывается. При этом увеличивается крутящий момент двигателя.
Таким образом, регулятор двигателя, автоматически изменяя величину открытия дроссельной заслонки, приводит крутящий момент, развиваемый двигателем, в соответствие с нагрузкой его при заданном скоростном режиме. В этом случае увеличение нагрузки сопровождается незначительным уменьшением частоты вращения коленчатого вала, а уменьшение нагрузки — незначительным увеличением частоты вращения.
Чтобы установить регулятор на требуемую частоту вращения коленчатого вала, изменяют натяжение пружины 9 регулировочным винтом 7. Ввинчивая винт 7 внутрь, увеличивают натяжение пружины и соответственно частоту вращения коленчатого вала, и наоборот, вывинчивая винт наружу, частоту вращения уменьшают.
Воздухоочиститель сухого типа, устанавливаемый на двигателе ПД-8, имеет в качестве фильтрующих элементов кольца из пенополиуретана.
Система зажигания , состоящая из магнето 32 (см. рис. 152), свечи 16 зажигания и провода, соединяющего магнето со свечой, предназначена для воспламенения рабочей смеси в цилиндре двигателя. Устройство и действие приборов системы зажигания рассмотрены в этой статье (см. рис. 55).
Система пуска двигателя ПД-8 включает электростартер СТ-350 с тяговым реле и вспомогательное реле для дистанционного включения. Стартер СТ-350 по устройству подобен стартеру СТ-212Б (см. здесь, рис. 78).
К системе пуска относится также ручной стартер 21 (см. рис. 152), используемый для запуска пускового двигателя, если электростартер неисправен.