Механизм газораспределения, смазочная система и система питания двигателей П-23

 Механизм газораспределения состоит из шес­терен 4, 5, 20, 60 (см. рис. 163), распределительного вала 56, впуск­ных 34 и выпускных 36 клапанов, пружин 41 клапанов, сухариков 43, направляющих втулок 33 клапанов, толкателей 45 и кронштей­нов 46 толкателей. Схема шестерен распределения показана на рис. 163, б. Ведущая шестерня 4, закрепленная на переднем конце коленчатого вала, находится в постоянном зацеплении с промежу­точной шестерней 60 и шестерней 5 распределительного вала, имею­щей в два раза больше зубьев, чем ведущая шестерня. От шестерни 5 в свою очередь приводятся во вращение шестерни 20 и 64 привода магнето и пускового приспособления.
Клапаны открываются при нажатии кулачка вала 56 на толка­тель 45, а закрываются под действием пружин 41. В толкатели ввернуты регулировочные болты 44. Распределительный вал от осевого перемещения удерживается упорной шайбой. На шейках вала нарезаны винтовые канавки для обеспечения лучшего подвода смазки к опорам. Толкатели изготовлены из углеродистой стали и упрочнены цементацией и закалкой; распределительный вал — из легированной стали и также упрочнен цементацией и закалкой.
Впускной клапан изготовлен из легированной хромово-никелевой стали и закален, выпускной клапан — из жаростойкой стали.
Распределительный вал с четырьмя кулачками вращается на двух подшипниках, установленных в блок-картере. В верхний конец толкателя ввернут регулировочный болт 44 с контргайкой, с помощью которого при прогретом двигателе устанавливают зазор 0,2 мм между головкой болта и стержнем клапана.
Клапаны, из которых два средних являются впускными, а два крайних — выпускными, установлены в верхней части блок-картера и перемещаются в направляющих втулках 33 из антифрикционного чугуна. Тарелка впускного клапана большего размера, чем тарелка выпускного клапана.
 Смазочная система. Во время вращения коленчатого вала отростки 22 (см. рис. 164) крышек нижних головок шатунов захватывают масло из углублений крышек картера и разбрызгивают его до туманообразного состояния. Масляным туманом смазываются цилиндры с поршнями, поршневые пальцы, подшипники и кулачки распределительного вала, толкатели, шарикоподшипники, шестерни и т. д.
К шатунным вкладышам и шатунным шейкам масло попадает по каналам в нижних головках шатунов и их крышек. К поршневому пальцу масло поступает со стенок цилиндра по каналам, просвер­ленным в поршне и верхней головке шатуна.
К передней шейке распределительного вала масло подводится по каналу в блоке, Кроме того, на шейке имеется винтовая канавка, в которую во время вращения вала затягивается масло и подается к упорной шайбе, обильно смазывая ее. Такая же канавка имеется и на задней шейке распределительного вала.
Шестерни распределения, валы привода магнето и пускового приспособления, трущиеся детали регулятора смазываются также масляным туманом, образующимся в кожухе распределительных шестерен во время вращения деталей. Для захвата масла из кожуха распределительных шестерен и его разбрызгивания установлена шестерня 60 (см. рис. 163).
Масло в картер двигателя заливают через отверстие в кожухе распределительных шестерен, закрываемое пробкой. Картер пуско­вого двигателя сообщается с атмосферой сапуном, имеющим волося­ную набивку. Уровень масла проверяют масломерной линейкой.
 Система питания двигателей П-23 состоит из топлив­ного бака, карбюратора К-59П, регулятора частоты вращения, воздухоочистителя и впускной трубы.
Топливный бак вместимостью 7 л установлен на кронштейне, прикрепленном к головке цилиндра дизеля. Топливо из бака в карбюратор поступает после очистки в фильтре-отстойнике, при­ соединенном к днищу бака.
Карбюратор К-59П (рис. 165) состоит из трех основных частей: воздушного патрубка, объединенного с крышкой 1 поплавковой камеры; корпуса 15 поплавковой камеры, изготовленного заодно с главным воздушным каналом и малым диффузором 24; нижнего патрубка 25 (смесительной камеры), в котором размещена дрос­сельная заслонка 23.
В смесительной камере топливо перемешивается с воздухом.
Дроссельная заслонка, автоматически управляемая регулятором, увеличивает или уменьшает количество горючей смеси, поступаю­щей в цилиндры двигателя. При пуске двигателя подсос топлива в смесительную камеру создается прикрытием воздушной заслонки 7. В случае чрезмерного разрежения в смесительной камере откры­вается предохранительный клапан 6, в результате чего повышается давление у топливных каналов карбюратора и уменьшается подача топлива. Корпус воздушной заслонки 7 соединен с патрубком воздухоочистителя, корпус дроссельной заслонки — с фланцем впускной трубы.
Поплавковая камера с помощью поплавка 17 и игольчатого кла­пана 13 поддерживает постоянный уровень топлива в каналах кар­бюратора. Топливо поступает в поплавковую камеру через сетчатый фильтр 12, установленный в крышке карбюратора. Топливо­ подводящая трубка от пускового бачка присоединена к штуцеру 11.
Поплавковая камера сообщается балансировочным каналом с воздушным патрубком. Это исключает влияние сопротивления воздухо­очистителя на состав смеси, приготовляемой карбюратором, и тем самым на экономичность двигателя.
Двигатель под нагрузкой работает при различных положениях дроссельной заслонки 23. Необходимый качественный состав смеси создается главной дозирующей системой, состоящей из топлив­ного жиклера 19, распылителя 20 с боковыми отверстиями и воздуш­ного жиклера 8, сообщающего воздушный патрубок с полостью во­круг распылителя. Конец распылителя выходит в малый диффузор 24. Большой диффузор 5 закреплен в нижнем патрубке 25.
Система холостого хода включает следующие элементы: топлив­ный жиклер 9, сообщающийся через нижние отверстия распылителя 20 с главным жиклером 19; воздушный жиклер 10 и канал с двумя выходными отверстиями 22 в нижнем патрубке 25. Сечение нижнего отверстия 22 регулируют винтом 21. Таким образом, главная дози­рующая система и система холостого хода взаимосвязаны.


Для облегчения запуска двигателя карбюратор снабжен под­качивающим насосом 2 для принудительной подачи топлива. Насос состоит из плунжера 3, впускного 27 и нагнетательного 26 клапанов и распылителя 4. Подкачивающий насос имеет механический ручной привод. При нажатии на плунжер 3 через распылитель 4 подается порция топлива. Насос не связан с дросселем карбюратора.
При холостом ходе двигателя дроссельная заслонка 23 прикрыта.
Вследствие значительного разрежения у отверстий 22 топливо поступает в жиклер 9 холостого хода. Через жиклер 10 в топливо попадает воздух и образовавшаяся эмульсия сначала либо через нижнее отверстие 22, либо через оба отверстия 22 поступает в ниж­ний патрубок 25. Благодаря наличию двух отверстий 22 пусковой двигатель плавно переходит к работе под нагрузкой.
Частоту вращения вала двигателя на холостом ходу регули­руют винтом 21 (устанавливают состав смеси) и упорным винтом, регулирующим степень прикрытия дроссельной заслонки. Упорный винт расположен в приливе корпуса смесительной каме­ры. При работе двигателя под нагрузкой разрежение в малом диффузоре 24 возра­стает по мере открытия дрос­сельной заслонки, в работу вступает главная дозирующая система, а система холостого хода постепенно отключается.
Топливо поступает через глав­ный жиклер 19 и распыли­тель 20 в малый диффузор 24.
С увеличением открытия дрос­сельной заслонки расход топ­ лива из распылителя возра­стает п уровень его в поло­сти вокруг распылителя по­нижается.
В распылитель 20 через воздушный жиклер 8 и боко­вые отверстия поступает воз­дух, вследствие чего регулируются разрежение у главного жик­лера 19, количество поступающего через него топлива и, следова­тельно, состав горючей смеси. Такое регулирование называется пневматическим торможением топлива. Диаметр отверстий жикле­ров подбирают таким образом, чтобы на всех режимах работы пу­скового двигателя создать экономичный состав смеси.
 Регулятор центробежного типа (рис. 166) предназначен для автоматического изменения количества горючей смеси, подавае­мой в цилиндры, в результате чего сохраняется постоянная частота вращения коленчатого вала двигателя.
Регулятор смонтирован на переднем конце распределительного вала. Работает он следующим образом. Вместе с шестерней 2, приво­димой в движение от коленчатого вала, вращаются шарнирно укреп­ленные на ее ступице грузы 3. Под действием центробежной силы грузы поворачиваются на осях 9 и ножками нажимают на кольцо втулки 8. Передвижению втулки вдоль оси вала противодействует натяжение пружины 6. При уменьшении нагрузки частота вращения двигателя увеличивается, грузики расходятся и сила нажатия их ножек на втулку 8 возрастает. Втулка, преодолевая натяжение пружины 6, перемещается вперед и, нажимая подшипником 4 на рычаг 5, поворачивает его. Вместе с рычагом 5 поворачивается рычаг 10 и через тягу 11 воздействует на дроссельную заслонку 12, прикрывая ее. Количество смеси, поступающей в цилиндры, умень­шается и частота вращения двигателя снижается.
При увеличении нагрузки частота вращения двигателя умень­шается и сила нажатия ножек грузиков на втулку падает. Под дей­ствием пружины 6 система рычагов перемещается, дроссельная заслонка открывается и частота вращения двигателя увеличивается.
Следовательно, при изменении нагрузки автоматически увеличи­вается или уменьшается количество горючей смеси, подаваемой в двигатель, чем поддерживается почти неизменная частота враще­ния, зависящая от натяжения пружины 6.
На заводе пружину регулятора натягивают болтом 7 таким образом, чтобы двигатель развивал мощность не менее 12,5 кВт.
 Воздухоочиститель по своей конструкции — филь­трующий двухступенчатый мокрого типа. Аналогичен по устройству воздухоочистителю, показанному на рис. 27. В корпусе на централь­ной трубе установлены восемь гофрированных оцинкованных сеток.
К корпусу прикреплен с помощью защелок поддон, в который за­ливают автотракторное масло до уровня верхней кромки чаши поддона.
Под действием разрежения, создаваемого двигателем, воздух из окружающей среды поступает внутрь центральной трубы. Опу­скаясь вниз, воздух сначала очищается в масляной ванне поддона и затем, изменяя направление, движется вверх через сетки, смочен­ные маслом, на которых и оседают все оставшиеся частицы пыли.
Чистый воздух по трубе проходит к карбюратору.