Механизм газораспределения состоит из шестерен 4, 5, 20, 60 (см. рис. 163), распределительного вала 56, впускных 34 и выпускных 36 клапанов, пружин 41 клапанов, сухариков 43, направляющих втулок 33 клапанов, толкателей 45 и кронштейнов 46 толкателей. Схема шестерен распределения показана на рис. 163, б. Ведущая шестерня 4, закрепленная на переднем конце коленчатого вала, находится в постоянном зацеплении с промежуточной шестерней 60 и шестерней 5 распределительного вала, имеющей в два раза больше зубьев, чем ведущая шестерня. От шестерни 5 в свою очередь приводятся во вращение шестерни 20 и 64 привода магнето и пускового приспособления.
Клапаны открываются при нажатии кулачка вала 56 на толкатель 45, а закрываются под действием пружин 41. В толкатели ввернуты регулировочные болты 44. Распределительный вал от осевого перемещения удерживается упорной шайбой. На шейках вала нарезаны винтовые канавки для обеспечения лучшего подвода смазки к опорам. Толкатели изготовлены из углеродистой стали и упрочнены цементацией и закалкой; распределительный вал — из легированной стали и также упрочнен цементацией и закалкой.
Впускной клапан изготовлен из легированной хромово-никелевой стали и закален, выпускной клапан — из жаростойкой стали.
Распределительный вал с четырьмя кулачками вращается на двух подшипниках, установленных в блок-картере. В верхний конец толкателя ввернут регулировочный болт 44 с контргайкой, с помощью которого при прогретом двигателе устанавливают зазор 0,2 мм между головкой болта и стержнем клапана.
Клапаны, из которых два средних являются впускными, а два крайних — выпускными, установлены в верхней части блок-картера и перемещаются в направляющих втулках 33 из антифрикционного чугуна. Тарелка впускного клапана большего размера, чем тарелка выпускного клапана.
Смазочная система. Во время вращения коленчатого вала отростки 22 (см. рис. 164) крышек нижних головок шатунов захватывают масло из углублений крышек картера и разбрызгивают его до туманообразного состояния. Масляным туманом смазываются цилиндры с поршнями, поршневые пальцы, подшипники и кулачки распределительного вала, толкатели, шарикоподшипники, шестерни и т. д.
К шатунным вкладышам и шатунным шейкам масло попадает по каналам в нижних головках шатунов и их крышек. К поршневому пальцу масло поступает со стенок цилиндра по каналам, просверленным в поршне и верхней головке шатуна.
К передней шейке распределительного вала масло подводится по каналу в блоке, Кроме того, на шейке имеется винтовая канавка, в которую во время вращения вала затягивается масло и подается к упорной шайбе, обильно смазывая ее. Такая же канавка имеется и на задней шейке распределительного вала.
Шестерни распределения, валы привода магнето и пускового приспособления, трущиеся детали регулятора смазываются также масляным туманом, образующимся в кожухе распределительных шестерен во время вращения деталей. Для захвата масла из кожуха распределительных шестерен и его разбрызгивания установлена шестерня 60 (см. рис. 163).
Масло в картер двигателя заливают через отверстие в кожухе распределительных шестерен, закрываемое пробкой. Картер пускового двигателя сообщается с атмосферой сапуном, имеющим волосяную набивку. Уровень масла проверяют масломерной линейкой.
Система питания двигателей П-23 состоит из топливного бака, карбюратора К-59П, регулятора частоты вращения, воздухоочистителя и впускной трубы.
Топливный бак вместимостью 7 л установлен на кронштейне, прикрепленном к головке цилиндра дизеля. Топливо из бака в карбюратор поступает после очистки в фильтре-отстойнике, при соединенном к днищу бака.
Карбюратор К-59П (рис. 165) состоит из трех основных частей: воздушного патрубка, объединенного с крышкой 1 поплавковой камеры; корпуса 15 поплавковой камеры, изготовленного заодно с главным воздушным каналом и малым диффузором 24; нижнего патрубка 25 (смесительной камеры), в котором размещена дроссельная заслонка 23.
В смесительной камере топливо перемешивается с воздухом.
Дроссельная заслонка, автоматически управляемая регулятором, увеличивает или уменьшает количество горючей смеси, поступающей в цилиндры двигателя. При пуске двигателя подсос топлива в смесительную камеру создается прикрытием воздушной заслонки 7. В случае чрезмерного разрежения в смесительной камере открывается предохранительный клапан 6, в результате чего повышается давление у топливных каналов карбюратора и уменьшается подача топлива. Корпус воздушной заслонки 7 соединен с патрубком воздухоочистителя, корпус дроссельной заслонки — с фланцем впускной трубы.
Поплавковая камера с помощью поплавка 17 и игольчатого клапана 13 поддерживает постоянный уровень топлива в каналах карбюратора. Топливо поступает в поплавковую камеру через сетчатый фильтр 12, установленный в крышке карбюратора. Топливо подводящая трубка от пускового бачка присоединена к штуцеру 11.
Поплавковая камера сообщается балансировочным каналом с воздушным патрубком. Это исключает влияние сопротивления воздухоочистителя на состав смеси, приготовляемой карбюратором, и тем самым на экономичность двигателя.
Двигатель под нагрузкой работает при различных положениях дроссельной заслонки 23. Необходимый качественный состав смеси создается главной дозирующей системой, состоящей из топливного жиклера 19, распылителя 20 с боковыми отверстиями и воздушного жиклера 8, сообщающего воздушный патрубок с полостью вокруг распылителя. Конец распылителя выходит в малый диффузор 24. Большой диффузор 5 закреплен в нижнем патрубке 25.
Система холостого хода включает следующие элементы: топливный жиклер 9, сообщающийся через нижние отверстия распылителя 20 с главным жиклером 19; воздушный жиклер 10 и канал с двумя выходными отверстиями 22 в нижнем патрубке 25. Сечение нижнего отверстия 22 регулируют винтом 21. Таким образом, главная дозирующая система и система холостого хода взаимосвязаны.
Для облегчения запуска двигателя карбюратор снабжен подкачивающим насосом 2 для принудительной подачи топлива. Насос состоит из плунжера 3, впускного 27 и нагнетательного 26 клапанов и распылителя 4. Подкачивающий насос имеет механический ручной привод. При нажатии на плунжер 3 через распылитель 4 подается порция топлива. Насос не связан с дросселем карбюратора.
При холостом ходе двигателя дроссельная заслонка 23 прикрыта.
Вследствие значительного разрежения у отверстий 22 топливо поступает в жиклер 9 холостого хода. Через жиклер 10 в топливо попадает воздух и образовавшаяся эмульсия сначала либо через нижнее отверстие 22, либо через оба отверстия 22 поступает в нижний патрубок 25. Благодаря наличию двух отверстий 22 пусковой двигатель плавно переходит к работе под нагрузкой.
Частоту вращения вала двигателя на холостом ходу регулируют винтом 21 (устанавливают состав смеси) и упорным винтом, регулирующим степень прикрытия дроссельной заслонки. Упорный винт расположен в приливе корпуса смесительной камеры. При работе двигателя под нагрузкой разрежение в малом диффузоре 24 возрастает по мере открытия дроссельной заслонки, в работу вступает главная дозирующая система, а система холостого хода постепенно отключается.
Топливо поступает через главный жиклер 19 и распылитель 20 в малый диффузор 24.
С увеличением открытия дроссельной заслонки расход топ лива из распылителя возрастает п уровень его в полости вокруг распылителя понижается.
В распылитель 20 через воздушный жиклер 8 и боковые отверстия поступает воздух, вследствие чего регулируются разрежение у главного жиклера 19, количество поступающего через него топлива и, следовательно, состав горючей смеси. Такое регулирование называется пневматическим торможением топлива. Диаметр отверстий жиклеров подбирают таким образом, чтобы на всех режимах работы пускового двигателя создать экономичный состав смеси.
Регулятор центробежного типа (рис. 166) предназначен для автоматического изменения количества горючей смеси, подаваемой в цилиндры, в результате чего сохраняется постоянная частота вращения коленчатого вала двигателя.
Регулятор смонтирован на переднем конце распределительного вала. Работает он следующим образом. Вместе с шестерней 2, приводимой в движение от коленчатого вала, вращаются шарнирно укрепленные на ее ступице грузы 3. Под действием центробежной силы грузы поворачиваются на осях 9 и ножками нажимают на кольцо втулки 8. Передвижению втулки вдоль оси вала противодействует натяжение пружины 6. При уменьшении нагрузки частота вращения двигателя увеличивается, грузики расходятся и сила нажатия их ножек на втулку 8 возрастает. Втулка, преодолевая натяжение пружины 6, перемещается вперед и, нажимая подшипником 4 на рычаг 5, поворачивает его. Вместе с рычагом 5 поворачивается рычаг 10 и через тягу 11 воздействует на дроссельную заслонку 12, прикрывая ее. Количество смеси, поступающей в цилиндры, уменьшается и частота вращения двигателя снижается.
При увеличении нагрузки частота вращения двигателя уменьшается и сила нажатия ножек грузиков на втулку падает. Под действием пружины 6 система рычагов перемещается, дроссельная заслонка открывается и частота вращения двигателя увеличивается.
Следовательно, при изменении нагрузки автоматически увеличивается или уменьшается количество горючей смеси, подаваемой в двигатель, чем поддерживается почти неизменная частота вращения, зависящая от натяжения пружины 6.
На заводе пружину регулятора натягивают болтом 7 таким образом, чтобы двигатель развивал мощность не менее 12,5 кВт.
Воздухоочиститель по своей конструкции — фильтрующий двухступенчатый мокрого типа. Аналогичен по устройству воздухоочистителю, показанному на рис. 27. В корпусе на центральной трубе установлены восемь гофрированных оцинкованных сеток.
К корпусу прикреплен с помощью защелок поддон, в который заливают автотракторное масло до уровня верхней кромки чаши поддона.
Под действием разрежения, создаваемого двигателем, воздух из окружающей среды поступает внутрь центральной трубы. Опускаясь вниз, воздух сначала очищается в масляной ванне поддона и затем, изменяя направление, движется вверх через сетки, смоченные маслом, на которых и оседают все оставшиеся частицы пыли.
Чистый воздух по трубе проходит к карбюратору.