Перед началом смены необходимо проверить состояние двигателя и подготовить его к работе: осмотреть и подтянуть все наружные крепления; проверить уровень масла в картере, в поддоне воздухоочистителя и при необходимости долить масло; проверить запас топлива в баке; заполнить систему охлаждения водой, а в случае холодной погоды — незамерзающим раствором (см. здесь); внешним осмотром двигателя убедиться, что нет течи топлива, масла и воды.
Если пусковой двигатель длительное время не работал, сливают конденсат из кривошипной камеры и смазывают кривошипно-шатунный механизм с помощью шприца, заливая через сливное отверстие картера 40—50 см3 дизельного масла. Затем при отъединенных от свеч проводах прокручивают 3—4 раза коленчатый вал.
Нельзя запускать двигатели без воды в системе охлаждения, так как это приводит к задиру его поршня и появлению трещин в головке цилиндра основного двигателя. Также запрещается заливать бензин во впускную трубу двигателя во избежание его разноса.
Работа пускового двигателя на полной мощности не должна продолжаться более 15 мин, иначе он перегреется.
Закончив эти подготовительные операции, воздушную заслонку прикрывают, а дроссельную — приоткрывают.
Двигатель ПД-8. Для запуска и прогрева двигателя ПД-8 ручкой 3 (рис. 172) открывают расходный вентиль на фильтре-отстойнике пускового двигателя; нажимают на кнопку-утопитель 2 поплавка карбюратора до появления течи топлива из карбюратора; прикрывают воздушную заслонку, вытянув рукоятку; выключают зажигание, нажимая на кнопку выключателя.
Нажав на кнопку включателя стартера, прокручивают коленчатый вал двигателя в течение 2—3 с, чтобы подать смазочный материал к деталям кривошипно-шатунного механизма; включают зажигание (отпустив кнопку выключателя при работающем стартере) и запускают двигатель (продолжительность непрерывной работы стартера не более 5 с). Как только двигатель начал работать, немедленно отпускают кнопку выключателя стартера, чтобы избежать длительного буксования привода шестерни стартера.
Если двигатель с первой попытки не запустился, следующую попытку запуска электростартером производят через 15—20 с; включают стартер только после полной остановки двигателя. После трех-четырех неудачных попыток запуска проверяют системы питания и зажигания и устраняют неисправности.
Если электростартер отказал в работе, двигатель запускают ручным стартером, для чего рывком тянут на себя рукоятку 1.
Ручной стартер находится в индивидуальном комплекте запасных
частей. Его устанавливают для запуска в четыре паза со стороны маховика пускового двигателя.
После запуска открывают воздушную заслонку карбюратора и, регулируя ею, прогревают пусковой двигатель. Летом двигатель прогревают в течение 2—3 мин вначале при небольшой частоте вращения холостого хода, а затем при нормальных оборотах, ограничиваемых регулятором; зимой (при температуре ниже 5 °C) — в течение 5 мин на частоте вращения холостого хода, из них первые 3 мин на минимально устойчивой частоте вращения.
Двигатель ПД-10У. Включают кнопку массы аккумуляторной батареи, нажимают на рычаг включения электростартера и вращают коленчатый вал до пуска двигателя, но не более 15 с. Если двигатель не начнет работать, еще раз включают стартер, но не ранее чем через 1—1,5 мин. После начала работы двигателя рычаг стартера следует немедленно отпустить.
Чтобы облегчить пуск холодного двигателя, рекомендуется залить в цилиндр через заливной краник 20—30 см2 смеси бензина с маслом. После первых вспышек открывают воздушную заслонку и регулируют положение дроссельной заслонки, чтобы обеспечить устойчивую работу двигателя при малой частоте вращения холостого хода.
После запуска пусковой двигатель должен проработать некоторое время (не более 2 мин) при малой и средней частоте вращения, затем его переводят на частоту вращения, ограничиваемую регулятором. При работающем пусковом двигателе от его отработавших газов прогревается впускной коллектор дизеля, а от горячей воды в пусковом двигателе — головка дизеля.
В случае неисправности стартера или аккумуляторной батареи пусковой двигатель ПД-10У можно запустить с помощью шнура.
Для этого снимают кожух маховика пускового двигателя вместе со стартером.
Включив зажигание, закладывают узел на конце шнура в прорезь маховика и на маховик двигателя со стороны муфты сцепления наматывают по часовой стрелке два-три витка пускового шнура.
Другой конец шнура пропускают между пальцами руки, охватывающими рукоятку. Во избежание травмы при возможных обратных ударах наматывать шнур на руку запрещается. Затем рывком тянут на себя пусковой шнур. При нормальном состоянии двигателя за пуск двигателя должен произойти после двух-трех таких рывков.
Двигатели П-23 и П-23М. Открывают запорный вентиль (краник) топливного бака и включают зажигание. Рычаг регулятора ставят на защелку в положение холостого хода и наполовину закрывают воздушную заслонку. Затем делают 2—5 подкачек бензина подкачивающим насосом карбюратора и нажимают рычаг стартера, вращая коленчатый вал двигателя не более 5 с. Перерывы между включениями должны быть не менее 15 с. Указанные интервалы необходимы для обеспечения сохранности аккумуляторной батареи и стартера. Включение стартера при не остановившемся двигателе вызывает скалывание зубьев шестерен привода и поломку крышки стартера.
Если после второй попытки двигатель не запускается, это указывает на неисправность в системе запуска (отсутствие искры, подачи топлива или переобогащение рабочей смеси). В случае неисправности самого стартера и невозможности ее устранения запуск производят пусковой рукояткой. При этом полностью закрывают воздушную заслонку и делают 2—5 подкачек бензина ускорительным насосом карбюратора. Затем надевают пусковую рукоятку на вертикальный вал ручного запуска и охватывают ее правой рукой так, чтобы все пальцы руки были с одной стороны. Медленно проворачивают коленчатый вал до начала хода сжатия и, как только почувствуется компрессия, резко поворачивают рукоятку. После двух-трех рывков, или первой вспышки, открывают воздушную заслонку на одну четверть или наполовину.
Запускать двигатель слишком долго при закрытой воздушной заслонке не рекомендуется, так как в этом случае в его цилиндры подается обогащенная топливом смесь. Эта смесь при отсутствии вспышки смывает со стенок цилиндров смазочный материал и затрудняет дальнейший запуск двигателя из-за пониженной компрессии.
После того как двигатель начнет работать, в течение 1,5—2 мин его прогревают (головка цилиндров прогретого двигателя на ощупь должна быть горячей), постепенно открывая воздушную заслонку.
Затем снимают рычаг регулятора с защелки. С установлением устойчивых малых оборотов воздушную заслонку по мере прогрева двигателя полностью открывают. Двигатель должен поработать на холостом ходу, на малых и средних оборотах. Работа на холостом ходу необходима для полного распределения смазочного материала по трущимся парам двигателя перед его загрузкой, а также для прогрева дизеля при подготовке его к пуску.
Горячий двигатель следует запускать с открытой воздушной заслонкой и только в случае затруднения запуска из-за недостатка топлива допускается кратковременный подсос топлива.
Чтобы остановить пусковой двигатель ПД-8, нажимают на кнопку выключателя и удерживают ее до полной остановки двигателя; закрывают воздушную заслонку карбюратора и вентиль на фильтре-отстойнике пускового двигателя.
Для останова пусковых двигателей ПД-10У закрывают дроссельную заслонку карбюратора и выключают зажигание, нажав на кнопку выключателя магнето. Затем закрывают воздушную заслонку, крышку воздушного патрубка карбюратора и перекрывают кран топливного бака.
Для останова пускового двигателя П-23 выключают зажигание выключателем магнето и закрывают вентиль топливного бака. В аварийных случаях, карбюраторные двигатели можно останавливать только выключением зажигания, а при возможности и перекрытием всасывающей трубы.