Система смазки Д-108 и Д-160

В рассматриваемых дизелях используют комбинированную сма­зочную систему (рис. 146), в которую входят смазочный насос 13 с валом 11 привода и маслоприемники 12, 15 и 16; масляные фильтры 7, которые очищают масло, поступающее от насоса; масло­ распределительная плита, распределяющая по маслопроводам масло, которое поступает от насоса и фильтров; масляный радиатор 10, состоящий из верхнего и нижнего коллекторов, охлаждающих трубок с пластинами и двух трубчатых стоек.
Трехсекционный насос (рис. 147) приводится в действие от рас­пределительных шестерен и специального вала, приводящего в дви­жение вал 2 ведущих шестерен насоса. При 1000 об/мин вала 2, производительность насосадостигает не менее 35 л/мин. Крепят насос к нижней плоскости блок-картера. Три секции насоса включают одну пару нагнетательных шестерен 3 и 16 и две пары откачи­вающих шестерен 5 и 11, помещенных в корпусах 4, 6 и 7. Нагне­тательные и откачивающие секции разделены плитами 13 и 12. Ведущие шестерни 3 и 5 закреплены на валу шпонками, а ведомые шестерни 16 и 11 свободно установлены на оси 15. С торцов насос закрыт крышками 1 и 8.
Секции откачивающих шестерен через отдельные маслоприемники перекачивают масло из передней и задней частей картера в цент­ральную его часть. Нагнетательная секция отсасывает масло из центрального маслоприемника, в корпусе 22 которого помещен сет­чатый фильтр 21, и нагнетает его по трубе 10 через каналы в блоке цилиндров во внутреннюю камеру масляного фильтра. Такое устройство позволяет надежно смазывать дизель во время движения машин на подъемах и уклонах.
При температуре масла 75—85°C насос создает на выходе дав­ление 0,2—0,29 МПа, которое поддерживает установленный в пе­редней крышке 1 редукционный клапан, состоящий из поршня 19, пружины 18 и регулировочного винта 17.
Редукционный клапан регулируют на давление 0,3—0,35 МПа.
Если давление повышается, поршень 19 перемещается, преодолевая сопротивление пружины 18, и избыток масла из нагнетательной секции насоса сливается в картер.
В дизелях Д-108 установлено два параллельно работающих комп­лекта фильтрующих элементов грубой и тонкой очистки масла (рис. 148). Кожухи 10 фильтров установлены на корпусе 1 и при­жаты к нему крышками 11 с помощью стяжных винтов 14, которые ввернуты в стержни, жестко закрепленные в корпусе.
Фильтрующий элемент тонкой очистки 8 представляет собой ко­жух 18 с отверстиями, в который вставлен такой же дырчатый кар­кас 20, обтянутый хлопчатобумажной тканью (миткалем). Миткале­вая обмотка предотвращает попадание волокон из набивки вместе с чистым маслом в поддон картера. В пространство между кожухом и каркасом плотно уложена набивка 21 из хлопчатобумажных концов (путанки). Снизу к кожуху 18 приварена нижняя крышка.
Верхняя крышка 19, прикрепляемая скрепками 32, съемная. Филь­трующий элемент тонкой очистки 8 помещен внутри фильтрующего элемента 9 грубой очистки и прижат к дну сборной коробки 22 пружиной 13 через тарелку 12.
Ленточный щелевой фильтрующий элемент 9 состоит из гофри­рованного стакана 16 и фильтрующей ленты 17, намотанной на его поверхность. Благодаря выпуклости на одной стороне латунной
ленты 17 между витками образуется зазор 0,07 мм, проходя через который масло очищается.
Через канал 25 в маслораспределительной плите 24 масло от насоса поступает в камеру 31 корпуса 1. Через масляный радиатор горячее масло проходит из камеры 31 в камеру 30. Если масло холод­ное, то в камеру 30 оно попадает, открывая перепускной клапан 2, т. е. минуя масляный радиатор. Из камеры 30 масло идет внутрь кожуха 10, где фильтруется в элементах грубой и тонкой очистки.
Пройдя фильтрующий элемент 9, масло из сборной коробки 22 по каналам 5 и 23 подается в главную магистраль дизеля. При загряз­нении элемента 9 открывается предохранительный клапан 4 и масло, минуя фильтр, направляется в главную магистраль.
К фильтрующему элементу 8 масло поступает через отверстия в заклепках донышка фильтрующего элемента грубой очистки.
Очистившись в хлопчатобумажной набивке 21 от механических частиц и смол, масло протекает во внутреннее пространство каркаса 20, а отсюда через отверстие 6, канал в стержне 7, отверстие 3 и канал 26 стекает в поддон картера. За час работы все масло, залитое в картер, трижды проходит через фильтры тонкой очистки.
Трубки от масляного радиатора присоединены к отверстиям 27 и 28. Из фильтров масло сливают через отверстие, закрытое проб­кой 29.


Смазочная система дизелей в целом работает следующим образом (см. рис. 146). При пуске в ход двигателя от шестерни распредели­ тельного вала через промежуточную шестерню и вал 11 привода вращение передается валу смазочного насоса. Откачивающими секциями насоса из передней и задней частей картера через маслоприемники 12 и 16 масло подается в центральный резервуар, а оттуда нагнетательной секцией через средний маслоприемник 15 — в боковую камеру маслораспределительной плиты. Затем масло поступает во внутреннюю камеру 31 (см. рис. 148) корпуса масляных фильтров, далее по маслопроводу — в масляный радиатор 10 (см. рис. 146) и после охлаждения возвращается в наружную камеру 30 (см. рис. 148) корпуса масляных фильтров.
Основной поток масла очищается, проходя через зазоры между витками фильтрующей ленты, и заполняет верхнюю камеру масло­ распределительной плиты, откуда по главному маслопроводу 9 (см. рис. 146) и отдельным трубам и каналам идет к трущимся поверх­ностям деталей двигателя и к масляному манометру 6.
При засорении фильтров 7 масло будет поступать в главный маслопровод 9 неочищенным через перепускной шариковый клапан фильтра. Из главного маслопровода 9 масло по трубкам подается к коренным подшипникам коленчатого вала и по трубкам 8 к осям коромысел клапанов. От коренных подшипников по сверлениям в коленах вала масло поступает к шатунным шейкам, затем по каналу в теле каждого шатуна — к верхним головкам шатунов, откуда через специальные отверстия впрыскивается на днища порш­ней для их охлаждения. Через зазоры в коренных и шатунных под­шипниках масло вытекает наружу и разбрызгивается вращающимся
валом, смазывая стенки цилиндров, поршни, толкатели, шейки и кулачки распределительного вала.
От переднего коренного подшипника масло частично отводится по каналу в блок-картере к специальному штуцеру и от него по маслопроводам 2—4 подается к переднему подшипнику распредели­тельного вала, к большой и малой промежуточным шестерням и да­лее — к подшипникам регулятора и водяного насоса.
Масло, вытекающее из втулок промежуточных шестерен, попа­дает на зубья распределительных шестерен и смазывает их. По трубкам 8 из главного маслопровода 9 масло поступает к деталям клапанного механизма, а затем, стекая в картер, смазывает штанги толкателей и декомпрессионного механизма, толкатели и кулачки распределительного вала.
Систему заполняют маслом через заливную горловину 5, имею­щую общий корпус с сапуном, которым соединяют полость блока с атмосферой для уменьшения давления газов в картере двигателя.
В сапуне сделана набивка из тонкой железной проволоки, предо­храняющая от проникновения пыли внутрь блока, а также от выбра­сывания масла наружу.
Масломерной линейкой 1 с надписями «Полный» и «Мало» опре­деляют наибольший и наименьший допустимые уровни масла в ре­зервуаре картера. Спускная пробка 14 снабжена магнитом, улав­ливающим металлические частицы, которые попадают вместе с маслом в картер.
На дизелях Д-160 в качестве масляного фильтра устанавливают полнопоточную центрифугу, по конструкции аналогичную фильтру дизелей СМД-14 (см. рис. 115).