Система зажигания

Системы зажигания применяют в двигателях с принудительным воспламенением горючей смеси в цилиндрах. Горючая смесь воспла­меняется искрой при электрическом разряде между электродами свечи зажигания.
 Для получения искрового разряда требуется напряжение до 12 тыс. вольт и более. Пробивное напряжение и интенсивность искрового разряда зависят от искрового промежутка (расстояния между электродами свечи), формы электродов, температуры, дав­ления, состава рабочей смеси и других факторов. Увеличение искро­вого промежутка вызывает необходимость повышения напряжения.
Лучшему истечению электрического заряда способствует заострен­ная форма электрода, а не закругленная. Повышение температуры в цилиндре двигателя вызывает ионизацию газов, что в свою оче­редь требует меньшего напряжения. С повышением давления смеси в искровом промежутке величина пробивного напряжения возра­стает.
Приборы системы зажигания двигателей для большей надеж­ности воспламенения рабочей смеси дают напряжение 14—20 тыс. вольт. Искровой промежуток между электродами свечи устанавли­вают 0,6—0,8 мм с учетом степени сжатия двигателя, применяемого сорта топлива и способа зажигания. Нарушение этого зазора ведет к снижению надежности работы системы зажигания.
В системах зажигания ток высокого напряжения получают с помощью магнето или системы батарейного зажигания. В первом случае система зажигания включает магнето с вращающимся маг­нитом, свечи зажигания, провода и выключатель.
Действие магнето основано на том, что при пересечении магнитных силовых линий проводником в последнем возникает (индуктируется) электродвижущая сила (ЭДС). Электродвижущая сила в проводнике будет тем больше, чем быстрее изменяется маг­нитный поток, пересекающий этот проводник.
Магнето (рис. 55) представляет собой магнитоэлектрический аппарат, состоящий из генератора переменного тока низкого на­пряжения с прерывателем и трансформатора тока высокого напря­жения с распределителем.
Генератор переменного тока включает магнитную систему, об­мотку 3 и прерыватель с конденсатором. Магнитная система, пред­ назначенная для получения переменного магнитного поля, состоит из двухполюсного постоянного магнита — ротора 2 и боковых сто­ек 1 с сердечником 4. Первичная обмотка 3, выполненная из 150— 250 витков медной проволоки диаметром 0,8—1 мм, и прерыватель с конденсатором 16 служат для получения резко переменного тока низкого напряжения. Один конец обмотки 3, намотанный на сер­дечник 4, соединен с массой непосредственно, а другой конец — через контакты молоточка 12 и наковальни 13 прерывателя. Эти контакты размыкаются кулачком 15, закрепленным на валике маг­нита — ротора 2. Конденсатор 16 включен параллельно контактам прерывателя.
Трансформатор состоит из первичной и вторичной обмоток. Пер­вичной обмоткой служит обмотка 3 генератора переменного тока.
Вторичная обмотка 6 состоит из 9—13 тыс. витков медной прово­локи диаметром 0,05—0,08 мм, которая намотана на первичную обмотку 3. Один конец обмотки 6 соединен с обмоткой 3 и через нее с массой; второй конец через скользящий угольный контакт 10, электроды 9 барабана-распределителя 11 и провода 8 высокого на­пряжения соединен с центральными электродами свечи 7.
Ротор 2 и барабан 11 приводятся во вращение от вала двигателя.
При вращении ротора 2 его полюсы поочередно подходят к башма­кам стоек 1, вследствие чего в сердечнике 4 появляется и исчезает магнитный поток. Так, при расположении северного полюса ро­тора 2 у левой боковой стой­ки магнитный поток пройдет по стойкам 1 и сердечнику 4 от северного полюса к юж­ному, т. е. слева направо.
Когда же северный полюс рас­положится у правой стойки, то магнитный поток будет про­ходить по стойкам и сердечни­ку справа налево. За каждый оборот ротора 2 магнитный поток в сердечнике 4 непре­рывно изменяется по величи­не и два раза по направле­нию. Поскольку магнитный поток пересекает витки пер­вичной обмотки 3, то в ней индуктируется переменная ЭДС, максимальная величина которой достигает 12—15 В.
Так как магнитный поток пересекает также и витки вторичной обмотки 6, то и в ней индуктируется ЭДС по­ рядка 1000—1500 В. Но та­ кая величина ЭДС недоста­точна для создания искрового разряда между электродами свечи. Для создания сильной искры между электродами свечи, к которым подводится ток от вторичной обмотки, необходимо первичную цепь разомкнуть в тот мо­мент, когда величина тока в первичной обмотке достигнет макси­мума.
Это осуществляется следующим образом. Ток низкого напряже­ния, протекающий по первичной обмотке, создает вокруг сердеч­ника 4 магнитные поля. Когда ток в первичной обмотке достигает наибольшего значения (2—3 А), кулачок 15 прерывателя набегает на выступ рычажка 14, поворачивает его вокруг оси, быстро оття­гивает закрепленный на нем контакт молоточка 12 от контакта наковальни 13, вызывая резкое прекращение тока и исчезновение созданного им магнитного поля. В результате резкого уменьшения магнитного потока во вторичной обмотке индуктируется ЭДС большой величины (до 24 тыс. вольт) и между электродами свечи 7 происходит искровой разряд, способный воспламенить рабочую смесь в цилиндре двигателя.
В момент размыкания контактов прерывателя исчезающее маг­нитное поле возбуждает в первичной обмотке ток самоиндукции напряжением 300—500 В. Для поглощения тока самоиндукции и уменьшения искрения и обгорания контактов в первичную цепь параллельно подключен конденсатор 16, который также увеличи­вает напряжение во вторичной обмотке. Как уже отмечалось, кон­такты прерывателя разъединяются кулачком 15, вращающимся вместе с якорем. Так как кулачок 15 имеет два выступа, то он раз­мыкает контакты прерывателя два раза за один оборот якоря.
Барабан 11 распределителя, приводимый через пару шестерен, вращается в два раза медленнее ротора магнето и подает ток высо­кого напряжения к каждой свече один раз за каждые два оборота коленчатого вала. Приемные контакты в крышке распределителя расположены таким образом, что ток подводится к свечам в порядке работы цилиндров двигателя. Экстренный останов двигателя про­изводится кнопочным выключателем 17, накоротко замыкающим первичную обмотку на массу.


Для предохранения вторичной обмотки от повреждения изоляции в случае появления неисправности во вторичной цепи предусмот­рен предохранительный искровой промежуток 5.
Система батарейного зажигания состоит из источника тока низкого напряжения (аккумуляторной батареи), генератора постоянного тока с реле-регулятором, катушки зажига­ния, прерывателя-распределителя и свечей зажигания. Получение тока высокого напряжения в этой системе основано на трансформа­ции (преобразовании) тока низкого напряжения в ток высокого напряжения с помощью катушки зажигания и прерывателя (с кон­денсатором). Распределитель осуществляет соединение системы на свечи зажигания в порядке работы цилиндров. Система батарейного зажигания не нашла еще широкого применения на двигателях, используемых на дорожных и строительных машинах, поэтому здесь она подробно не описывается.
Свечи зажигания работают в очень тяжелых условиях, так как они испытывают механические, тепловые и электрические нагрузки, а также подвергаются вредному воздействию продуктов сгорания топлива. На свечи воздействуют переменные давления — от 0,02—4,5 МПа и температура газов от 30 до 2500 °C. Электриче­ские разряды вызывают оплавление концов электродов, а продукты сгорания топлива — их коррозию. Все это предъявляет высокие требования к качеству материалов, из которых изготовляют свечи.
По своей конструкции свечи бывают двух типов: разборные и неразборные (рис. 56). Их различие заключается в способе креп­ления изолятора 5. В разборной свече изолятор закрепляют в корпусе накидной гайкой, а в неразборной свече — путем завальцовки верхней кромки корпуса 2. Разборные свечи в настоящее время не применяют.
Центральный электрод 8 соединяют путем электросварки с токо­проводящим стержнем 7, а боковой электрод 1 укрепляют в корпусе Электроды изготовляют из жаропрочных и химически стойких ма­териалов (97 % никеля и 3 % марганца).
Изолятор 5 — наиболее ответственная деталь свечи. Его изго­тавливают из керамических материалов, обладающих высокими жаростойкими и электроизоляционными свой­ствами.
Корпус 2 свечи изготовляют из малоуглеро­дистой стали. Верхняя часть его выполнена в форме шестигранника, а нижняя имеет резьбу для ввертывания в головку цилиндра. Во избежа­ние пропуска газа из цилиндра между его голо­вкой и корпусом свечи устанавливают медноас­бестовую кольцевую прокладку 3.
Для надежной работы свечей необходимо, чтобы температура нижней части изолятора была в пределах 560—850 °C. Если не выдер­жать нижний предел, то масло, попадающее на свечу, не будет сгорать, на изоляторе отложится нагар, что приведет к замыканию центрального электрода на массу. Ток пойдет через нагар (кокс), минуя зазор между электродами, и дви­гатель работать не будет.
Если превзойти верхний предел (850 °C), то боковые электроды быстро выходят из строя и создаются условия для так называемого калиль­ного зажигания, т. е. для преждевременного воспламенения рабочей смеси, приводящего не­ редко к выходу двигателя из строя.
Каждому типу двигателя должны соответствовать свечи зажига­ния определенной тепловой характеристики, выражаемой так назы­ваемыми калильными числами.
Провод высокого напряжения присоединяют к свече зажимной гайкой 6. Провода зажигания — многожильные медные сечением 1,3 мм2, покрыты резиновой оболочкой и заключены в защитную трубку. Каждый провод снабжен двумя наконечниками для креп­ления к свече и установки в отверстие крышки распределителя.