Смазочная система Д-50

В дизелях Д-50 применена такая же, как и показанная на рис. 45, комбинированная смазочная система, но в ней использованы более производительный насос, полнопоточная центрифуга и упрощен подвод смазочного материала к трущимся поверхностям деталей.
Насос 2 (рис. 86) через маслоприемник 15 всасывает масло из картера 1 и по трубке 3 и каналу в блоке двигателя нагнетает масло в корпус полнопоточной реактивной центрифуги 4.
После очистки в роторе центрифуги меньшая часть масла (при­ мерно 10— 15 л/мин) выбрасывается через сопло форсунок и сли­вается в картер 1, а большая (до 25 л/мин) отводится по трубке 11 в радиатор 12, охлаждается в нем и поступает по трубке 13 в блок.
Отсюда по каналам в блоке масло подводится к третьему корен­ному подшипнику 16 коленчатого вала и средней опоре распре­делительного вала. Если масло не требует охлаждения, оно пере­текает из центрифуги 4 в блок через клапан-термостат, минуя радиатор 12.
От третьего коренного подшипника масло отводится по сверле­ниям коленчатого вала ко второй и третьей шатунным шейкам, далее — ко второму и четвертому коренным подшипникам, затем —
к первой и четвертой шатунным шейкам и, наконец, к первому и пятому коренным подшипникам. В полостях 17 шатунных шеек масло подвергается дополнительной центробежной очистке. Из по­лости первого коренного подшипника по каналам в блоке масло подводится к пальцу промежуточной шестерни распределения и к втулке шестерни привода топливного насоса.
Масло, поступившее к средней опоре распределительного вала, через сверления в ней перетекает к передней и задней опорам этого вала. От задней опоры по трубке 7 и каналу в момент совпа­дения сверлений в шейке и втулке распределительного вала масло поступает в масляные каналы 10 осей коромысел. Отсюда масло подается трущимся поверхностям коромысел и штанг толкателей.
Стенки цилиндров и поршней, поршневые пальцы, шестерни рас­пределения смазываются разбрызгиванием.
Давление в системе измеряют манометром 8, который подклю­чен к трубке, идущей к крайнему коренному подшипнику колен­чатого вала.
Смазочный насос (рис. 87) крепится на крышке пер­вого коренного подшипника коленчатого вала. Он приводится во вращение шестерней коленчатого вала через шестерню 2. Маслоприемник 7 насоса расположен в средней части поддона картера и соединен с насосом трубкой. Производительность насоса 36 л/мин при 2600 об/мин его вала.


Редукционного клапана в насосе нет, он смонтирован в корпусе масляной центрифуги. Такое расположение клапана позволяет регулировать его, не снимая насос с дизеля. Основными деталями насоса являются корпус 4, шестерни 5 и 6, крышка 1. Ведущая шестерня 5 насоса закреплена шпонкой на одном валу с шестер­ней 2 привода насоса. Ведомая шестерня 6 свободно вращается на пальце, запрессованном в корпусе.
Центробежный масляный фильтр представ­ляет собой реактивную центрифугу (рис. 88). Все подаваемое насо­сом масло очищается в центрифуге, поэтому она называется полно­поточной. Ротор центрифуги состоит из корпуса 9 и наружного стакана 8, притянутого гайкой 5, которая навернута на резьбовой конец колонки корпуса ротора. Внутри ротора помещен стакан 7, закрытый сверху металлической сеткой 4.
Корпус 9 ротора вместе со стаканом 8 свободно надет на ось 11, ввернутую в центральное отверстие корпуса 13 центрифуги. Вели­чину подъема ротора под действием разности сил давления масла на дно корпуса 9 и на дно его стаканов регулируют винтом 6.
Винт 6 завертывают до упора, а затем поворачивают обратно на 1—1,25 оборота и закрепляют контргайкой. В оси 11 сделан про­дольный канал для маслоотводящей трубки 12.
От насоса масло нагнетается в ротор по подводящему каналу 2 и через кольцевую щель между осью 11 и трубкой 12. Вытекая из форсунок 10 с большей скоростью, масло заставляет ротор вра­щаться с большой частотой вращения. Механические примеси под действием центробежной силы отделяются и осаждаются плотным слоем на внутренних стенках ротора. Стакан 7 направляет масло, выходящее из поперечных каналов оси 11, в нижнюю часть корпуса центрифуги, чем предотвращается смывание отложений со стенок ротора. Очищенное масло, расходуемое на привод ротора, сливается в картер, а остальная часть через радиальные сверления в колонке корпуса и оси ротора по трубке 12 поступает в радиатор 3 и каналы 17 двигателя для смазывания его деталей.
 В корпусе центрифуги установлено три клапана 14— 16. Редук­ционный клапан 16 отрегулирован на давление 0,65—0,7 МПа.
Он направляет на слив в картер нефильтрованное холодное масло, когда весь его объем не может пройти через каналы центрифуги или когда эти каналы закрыты. Перепускной клапан 14 перепускает очищенное холодное масло в блок двигателя, минуя радиатор 3.
Он открывается при разности давлений 0,06—0,07 МПа. Сливной клапан 15 поддерживает давление в магистрали в пределах 0,1 — 0,2 МПа, отводя не использованное дизелем масло в поддон картера.
Все клапаны поршневые и имеют одинаковые устройство, размеры и свободный к ним доступ для регулирования.
Предохранительный клапан для перепуска масла к трущимся деталям (минуя фильтр) у двигателя Д-50 отсутствует.