Система питания Д-65

Схема системы питания дизелей Д-65 (рис. 94) включает топ­ливный насос с регулятором и подкачивающим насосом, форсунки, топливные фильтры, воздухоочиститель, впускные и выпускные коллекторы, искрогаситель, топливный бак и различную арматуру (трубки, краны, манометр).
Топливо из топливного бака 1 по трубке низкого давления поступает к подкачивающему насосу 15. Затем по трубке 8 низкого давления топливо подается к топливным фильтрам грубой и тон­кой очистки 6 и 3. Пройдя очистку в фильтрах, топливо по трубке 7 поступает в головку топливного насоса 13. Излишки топлива из головки топливного насоса по трубке 12 низкого давления вновь поступают во всасывающую линию подкачивающего насоса.
Плунжеры топливного насоса забирают топливо из головки насоса и по трубкам 11 высокого давления подают его к форсункам 4, через распыляющие отверстия которых топливо впрыскива­ется в камеры сгорания, расположенные в поршнях. Воздух во время хода поршня вниз при такте впуска засасывается в цилиндр двига­теля, проходя через фильтр грубой очистки воздуха и фильтрую­щие элементы воздухоочистителя 10, впускной коллектор, впуск­ные каналы в головке блока цилиндров и зазор между тарелкой открытого впускного клапана и седлом клапана в головке блока.
Во время такта выпуска, когда открыт выпускной клапан, отработавшие в цилиндре газы выходят в выпускной коллектор, затем через выпускную трубу и искрогаситель выбрасываются в атмосферу. Топливные фильтры, топливный насос и регулятор имеют такое же устройство, как у дизелей Д-37Е, и описаны здесь (см. рис. 35) и здесь (рис. 65—67).
Подкачивающий насос (рис. 95) поршневого типа приводится в движение от эксцентриковой шейки кулачкового вала топливного насоса. Корпус 1 насоса имеет систему каналов для соединения отверстий подвода и отвода топлива с отверстиями цилиндра, в котором установлен поршень 13.
К стержню 11 поршень прижат пружиной 14, упирающейся дру­гим концом в пробку, ввернутую в корпус насоса. Со стороны фланца в корпусе сделан канал, в котором установлен плоский толкатель, прижимаемый пружиной к эксцентриковой шейке кулач­кового вала топливного насоса.
Для предотвращения просачивания топлива стержень 11 и втулка 12 взаимно притерты и не могут быть разукомплектованы.
Впускной 9 и нагнетательный 2 клапаны грибкового типа изготов­лены из капрона. При вращении кулачкового вала топливного насоса его эксцентрик набегает на толкатель 10, заставляя его пере­мещаться. Толкатель через стержень 11 перемещает поршень 13.
Пружины толкателя и поршня сжимаются.
 В надпоршневом пространстве создается давление, а в подпорш­невом — разрежение и топливо перетекает через открытый под действием давления нагнетательный клапан 2 из надпоршневого пространства в подпоршневое. Впускной клапан в это время закрыт.
Когда выступ эксцентрика выйдет из-под толкателя, поршень и толкатель возвращаются в первоначальное положение под дей­ствием пружин. При этом в подпоршневом пространстве создается давление, а в надпоршневом — разрежение. В это время нагнета­ тельный клапан под действием давления закрывается, а впускной под действием разрежения открывается. Топливо из подпоршне­вого пространства идет в топливные фильтры, а через открытый впускной клапан 9 под действием разрежения засасывается в надпоршневое пространство. Таким образом, топливо нагнетается и всасывается при движении поршня в сторону эксцентрика под действием пружины, а при движении поршня от эксцентрика оно перетекает из надпоршневого пространства в подпоршневое.
При последующих ходах поршня процесс повторяется в той же последовательности. При неработающем насосе впускной 9 и нагне­тательный 2 клапаны перекрывают клапанные гнезда. Производи­тельность подкачивающего насоса зависит от частоты вращения
кулачкового вала топливного насоса и хода поршня. При незначи­тельном гидравлическом сопротивлении фильтрующих элементов топливных фильтров усилия пружины достаточно для возвращения поршня в исходное положение. Если фильтры засорились, их гидравлическое сопротивление возрастает, давление в пространстве под поршнем увеличивается и пружина уже не обеспечивает пол­ного хода поршня. Если фильтрующие элементы засорятся настоль­ко, что их гидравлическое сопротивление станет больше усилия пружины, подача топлива прекратится. В этом случае для продол­жения работы нужно очистить или заменить топливные фильтры.


Для заполнения топливной системы топливом перед пуском и удале­ния из нее воздуха в систему питания двигателя включен насос поршневого типа для ручной подкачки топлива. Он установлен на корпусе подкачивающего насоса над впускным клапаном 9 и состоит из корпуса 7, поршня 3 со штоком 4 и рукояткой 5 и крышки 6, навернутой на корпус 7. Поршень соединен со штоком штифтом.
Рукоятка 5 штока навернута на крышку 6 корпуса. Отверстие в кор­пусе клапана соединяет пространство под впускным клапаном с под­ поршневым пространством.
Насос ручной подкачки работает таким образом. Повернув рукоятку 5, перемещают ее вместе со штоком 4 и поршнем 3 вверх.
В подпоршневом простран­стве создается разрежение, под действием которого от­крывается впускной кла­пан 9 и топливо поступает в пространство под порш­нем 3.
При перемещении ру­коятки 5 и поршня 3 вниз в подпоршневом простран­стве создается давление, вследствие чего впускной клапан 9 закрывается, а нагнетательный 2 откры­вается. Топливо через кла­пан 2 и каналы в подкачи­вающем насосе подается по трубкам в топливные филь­тры.
Заполняют систему топ­ливом и удаляют из нее воз­ дух при открытом воздуш­ном вентиле фильтра тон­кой очистки до появления из сливной трубки чистого без пены топлива. После прокачивания, рукоятку 5 навертывают на крышку 6 во избежание подсоса воз­духа в систему питания.
На дизелях Д-65 примене­ны четырехдырчатые фор­сунки, по принципу дейст­вия аналогичные форсун­кам на дизелях Д-37Е (см. рис. 71).
Для улучшения качест­ва очистки воздуха, повы­шения пылеемкости воздухоочистителя и срока его службы, на двигатели Д-65 устанавливают воздухоочистители с большим диа­метром корпуса, центральной трубы и с увеличенным по высоте фильтром грубой очистки воздуха (рис. 96).
Корпус 7 воздухоочистителя состоит из головки, внутренней центральной трубы 4 и обечайки корпуса. В корпусе воздухоочистителя смонтированы фильтрующие элементы: верхний 8 изго­товлен из поропласта; средний 9 и нижний 10 из капроновых нитей, спрессованных в шайбообразный брикет; нижний фильтрующий элемент 10 — из нитей большого диаметра, средний 9 — из нитей меньшего диаметра. Расположение фильтрующих элементов нельзя изменять.
Все фильтрующие элементы плотно прилегают к трубе 4 и внутренней поверхности корпуса 7, что гарантирует отсутствие пропуска неочищенного воздуха вдоль контактируемых поверхно­стей. Фильтрующие элементы в корпусе воздухоочистителя удер­живаются от перемещений с помощью пластмассовых обойм 3.
Верхняя обойма упирается в торец головки воздухоочистителя.
Нижняя обойма закреплена в корпусе с помощью упорного кольца 11, приваренного к поддону.
Снизу корпус воздухоочистителя закрыт поддоном 12, емкость которого использована как резервуар для масла; к поддону при­ варена внутренняя ванна 1, форма которой обеспечивает постоян­ное поступление масла из наружной полости поддона во время работы. Поддон прикреплен к корпусу воздухоочистителя стяжными болтами 2 с гайками-барашками. На верхний конец центральной трубы корпуса воздухоочистителя надет фильтр грубой очистки воздуха, который закреплен хомутом 5.
Фильтр 6 грубой очистки на воздухоочистителе дизеля Д-65 может иметь такую же конструкцию, как и показанный на рис. 34, б (см. здесь).
В последнем случае завихритель фильтра изготовлен из пласт­массы. Воздух в этом фильтре поступает снизу через сетку и при­ ходит во вращение в завихрителе. При этом крупные частицы пыли под действием центробежных сил прижимаются к внутренней поверх­ности корпуса и, скользя по ней, через окна в верхней части кор­пуса выбрасываются наружу.
Воздухоочиститель фланцем головки с помощью болтов прикреп­лен к переходному патрубку, а последний — к впускному коллектору.
Впускной коллектор служит для подвода воздуха к впускным каналам головки блока. Коллектор представляет собой отливку из алюминиевого сплава с двумя фланцами для крепления к головке блока с помощью шпилек с четырьмя гайками.
У дизеля с запуском от пускового двигателя внутри коллек­тора (вдоль него) проходит труба, соединенная через чугунный литой патрубок с выпускной системой пускового двигателя. При запуске пусковым двигателем отработавшие газы дизеля, имеющие высокую температуру, проходя по трубе внутри коллектора, подо­гревают воздух, поступающий в дизель, благодаря чему в некото­рой степени облегчается запуск дизеля в холодное время.
На двигателе с запуском от электростартера задний и перед­ний фланцы коллектора заглушены стальными штампованными заглушками.
Выпускная система дизеля включает в себя выпускной коллектор, выпускной патрубок, выпускную трубу и искрогаситель. Сверху на выпускную трубу надевают искрогаситель-глушитель.
Искрогаситель-глушитель (рис. 97) состоит из стальных штам­пованных из листа сварных деталей. Он включает в себя корпус 7 с крышкой 6. Сверху к корпусу приварена конусная направляю­щая чаша 5. В нижней части корпуса к нему приварено дно 2.
Снизу к дну крепят патрубок с прорезями, которым искрогаситель надевают на выпускную трубу и кре­пят на ней хомутом. Сверху к дну приварен завихритель, состоящий из направляющего цилиндра 4 и зави­хрителя 3 с выштампованными кри­волинейными перьями.
Искрогаситель-глушитель служит для уменьшения шума при выпуске газов и обеспечения противопожар­ной безопасности при работе двига­теля. Отработавшие газы из выпуск­ ной трубы попадают на лопатки за­вихрителя 3; проходя между лопат­ками, они закручиваются. При этом тяжелые частицы горячей сажи под действием центробежной силы отбра­сываются к периферии и, ударяясь о направляющую чашу 5, падают вниз, в отсек между направляющим цилинд­ром 4 и корпусом 7. Пройдя через завихритель, газы попадают между направляющей чашей и крышкой 6 в пространство, которое сообщается с атмосферой через щели между кор­пусом и крышкой искрогасителя. При переходе из большого прост­ранства в узкие щели и затем при выходе из щелей в атмосферу скорость газов меняется, что обеспечивает гашение мелких искр, не попавших в отсек, а также шума выходящих газов.