На дизелях А-41 и А-01М применяют жидкостную систему охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости (рис. 130).
Основными сборочными единицами системы охлаждения являются водяной радиатор, водяной насос 15, вентилятор 11 и термометр 2 для измерения температуры воды, выходящей из двигателя. Воду заливают в систему охлаждения через горловину радиатора, закрытую пробкой 3, сливают — через сливной кран 21.
При работе пускового двигателя, когда коленчатый вал дизеля не вращается, циркуляция охлаждающей жидкости в водяной рубашке 36 пускового двигателя осуществляется термосифонно. При запуске дизеля получает вращение крыльчатка 46 водяного насоса, которая подает охлаждающую жидкость под давлением через водораспределительный канал 14 в рубашку блока цилиндра.
Проходя под напором через водяные рубашки блока и головок цилиндров, вода нагревается за счет тепла, выделяющегося при работе дизеля. Из головок цилиндров нагретая охлаждающая жидкость через водоотводную трубу 8 поступает в радиатор.
Проходя по трубкам сердцевины 12 радиатора, вода отдает тепло воздуху, просасываемому через сердцевину вентилятором 11. Охлажденная в радиаторе вода вновь нагнетается насосом 15 в рубашку двигателя. Датчик 7 термометра воды ввертывается в водоотводную трубу 8. Водяной насос 15 и вентилятор 11 смонтированы как единый агрегат (рис. 130, в).
В нижней части корпуса имеется отверстие 49 для слива просочившейся через манжету воды. Появление течи свидетельствует о том, что манжета износилась, насос нужно перебрать и заменить детали.
Вентилятор 11, который служит для создания воздушного потока, обдувающего сердцевину 12 радиатора, состоит из крестовины и шкива 47. Шкив приводится во вращение от коленчатого вала двигателя клиноременной передачей 16. Один из ремней является приводным для генератора, натяжение его осуществляется натяжным устройством, а натяжение второго ремня — натяжным роликом, закрепленным на крышке картера шестерен.
Водяной радиатор пятирядный, разборной конструкции. Он состоит из сердцевины 12, верхнего 5 и нижнего 19 баков, двух боковин и основания.
Сердцевина радиатора представляет собой пять рядов плоскоовальных охлаждающих трубок, пропущенных через ряд спаянных с ними горизонтальных охлаждающих пластин. К верхним и нижним пластинам сердцевины накладками и болтами крепят верхний 5 и нижний 19 баки. Для обеспечения герметичности радиатора между опорными пластинами и баками установлены резиновые прокладки.
В верхний бак впаяна заливная горловина с пароотводной трубкой 4. Горловина закрывается пробкой 3 с паровоздушным клапаном. К задней стенке верхнего бака присоединен патрубок 9 подвода воды в радиатор и кронштейн крепления радиатора к двигателю, а к задней стенке нижнего бака — патрубок 20 отвода воды из радиатора. Нижний бак 19 имеет сквозное отверстие для прохода заводной рукоятки.
На боковых сторонах радиатора для жесткости установлены правая и левая боковины, к ним приварены кронштейны крепления масляного радиатора 13. Сзади к водяному радиатору болтами крепят кожух 10 вентилятора.
Водяной радиатор установлен спереди двигателя на передних кронштейнах рамы на резиновых подушках 22 и закреплен болтами, приваренными к основанию радиатора. В верхней части радиатор присоединен к двигателю патрубком 9 и двумя шлангами с обжимающими их хомутиками. Патрубок соединен с водоотводной трубой 8 двигателя. Нижний бак радиатора патрубком 20 соединен с подводящим патрубком двигателя.
При работе двигателя на температурном режиме, близком к кипению воды, при давлении пара 0,028—0,038 МПа открывается выпускной клапан 42 пробки горловины и пар выходит в атмосферу по пароотводной трубе. Во время остывания системы, когда разрежение в ней достигает 0,001—0,012 МПа, открывается впускной клапан 43 и система сообщается с атмосферой.
Для регулирования потока воздуха, обдувающего сердцевины водяного и масляного радиаторов, перед ними установлена шторка 17, которая механизмом 18 свертывания шторки может быть поднята или опущена, а также зафиксирована в определенном положении.
Основная особенность системы охлаждения дизеля А-01М — использование пускового водоподогревающего устройства, состоящего из свечи накаливания 50, электровентилятора 34 и котла 25.
Котел 25 представляет собой сварную разборную конструкцию и состоит из горелки 30, наружной и внутренней водяных рубашек.
От свечи 50 накаливания, установленной в горелке, топливо воспламеняется в период пуска подогревателя. Котел 25 посредством подводящей 23 и отводящей 33 труб включен в систему охлаждения двигателя.
Топливо (бензин) поступает в горелку котла самотеком по трубкам 39 и 51 через электромагнитный запорный клапан из специального бака 41. Воздух для сгорания подается по воздухоподводящему шлангу 32 электровентилятором 34. Электровентилятор 34 и свеча 50 питаются от аккумуляторной батареи.
Количество поступающего бензина регулируют иглой 52. Управление подачей бензина — дистанционное с помощью электромагнитного устройства, клапана и переключателя 58. При переводе переключателя 58 в положение «0» включают вентилятор и свечу накаливания, в положение «I» — только вентилятор, в положение «II» — вентилятор и подачу бензина. Кроме того, для свечи накаливания предусмотрен отдельный включатель 57.
Во время действия пускового подогревающего устройства горячие газы, образующиеся при сгорании бензина, обогревают котел 25, после чего щитком 24 газохода направляются для подогрева масляного поддона картера. Вода (или антифриз), нагреваясь в котле, поступает в водяную рубашку двигателя по трубе 33. Отдавая свое тепло стенкам блока и головке двигателя, пары конденсируются и жидкость снова возвращается в котел по трубе 23.