Система охлаждения А-41 и А-01М

На дизелях А-41 и А-01М применяют жидкостную систему охлаж­дения закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости (рис. 130).
Основными сборочными единицами системы охлаждения яв­ляются водяной радиатор, водяной насос 15, вентилятор 11 и тер­мометр 2 для измерения температуры воды, выходящей из двига­теля. Воду заливают в систему охлаждения через горловину радиа­тора, закрытую пробкой 3, сливают — через сливной кран 21.
При работе пускового двигателя, когда коленчатый вал дизеля не вращается, циркуляция охлаждающей жидкости в водяной ру­башке 36 пускового двигателя осуществляется термосифонно. При запуске дизеля получает вращение крыльчатка 46 водяного насоса, которая подает охлаждающую жидкость под давлением через водораспределительный канал 14 в рубашку блока цилиндра.
Проходя под напором через водяные рубашки блока и головок цилиндров, вода нагревается за счет тепла, выделяющегося при работе дизеля. Из головок цилиндров нагретая охлаждающая жид­кость через водоотводную трубу 8 поступает в радиатор.
Проходя по трубкам сердцевины 12 радиатора, вода отдает тепло воздуху, просасываемому через сердцевину вентилятором 11. Ох­лажденная в радиаторе вода вновь нагнетается насосом 15 в ру­башку двигателя. Датчик 7 термометра воды ввертывается в водоотводную трубу 8. Водяной насос 15 и вентилятор 11 смонтированы как единый агрегат (рис. 130, в).

Водяной насос центробежного типа крепится к перед­ней плоскости блока. Внутри корпуса на двух шарикоподшипниках установлен вал 48, на задний конец которого посажена крыльчат­ка 46, закрепленная болтом и стопорной шайбой. Водяная полость насоса соединена с водораспределительным каналом 14 блока цилиндров двигателя. Конец вала 48, входящий в водяную полость, уплотнен резиновой манжетой.
В нижней части корпуса имеется отверстие 49 для слива просо­чившейся через манжету воды. Появление течи свидетельствует о том, что манжета износилась, насос нужно перебрать и заменить детали.
 Вентилятор 11, который служит для создания воздушного потока, обдувающего сердцевину 12 радиатора, состоит из кресто­вины и шкива 47. Шкив приводится во вращение от коленчатого вала двигателя клиноременной передачей 16. Один из ремней является приводным для генератора, натяжение его осуществляется натяж­ным устройством, а натяжение второго ремня — натяжным роли­ком, закрепленным на крышке картера шестерен.
 Водяной радиатор пятирядный, разборной конструк­ции. Он состоит из сердцевины 12, верхнего 5 и нижнего 19 баков, двух боковин и основания.
Сердцевина радиатора представляет собой пять рядов плоско­овальных охлаждающих трубок, пропущенных через ряд спаянных с ними горизонтальных охлаждающих пластин. К верхним и ниж­ним пластинам сердцевины накладками и болтами крепят верхний 5 и нижний 19 баки. Для обеспечения герметичности радиатора между опорными пластинами и баками установлены резиновые прокладки.
В верхний бак впаяна заливная горловина с пароотводной труб­кой 4. Горловина закрывается пробкой 3 с паровоздушным клапаном. К задней стенке верхнего бака присоединен патрубок 9 под­вода воды в радиатор и кронштейн крепления радиатора к двига­телю, а к задней стенке нижнего бака — патрубок 20 отвода воды из радиатора. Нижний бак 19 имеет сквозное отверстие для прохода заводной рукоятки.
На боковых сторонах радиатора для жесткости установлены правая и левая боковины, к ним приварены кронштейны крепления масляного радиатора 13. Сзади к водяному радиатору болтами кре­пят кожух 10 вентилятора.
Водяной радиатор установлен спереди двигателя на передних кронштейнах рамы на резиновых подушках 22 и закреплен болтами, приваренными к основанию радиатора. В верхней части радиатор присоединен к двигателю патрубком 9 и двумя шлангами с обжимаю­щими их хомутиками. Патрубок соединен с водоотводной трубой 8 двигателя. Нижний бак радиатора патрубком 20 соединен с подво­дящим патрубком двигателя.
При работе двигателя на температурном режиме, близком к кипению воды, при давлении пара 0,028—0,038 МПа открывается выпускной клапан 42 пробки горловины и пар выходит в атмосферу по пароотводной трубе. Во время остывания системы, когда разре­жение в ней достигает 0,001—0,012 МПа, открывается впускной клапан 43 и система сообщается с атмосферой.
Для регулирования потока воздуха, обдувающего сердцевины водяного и масляного радиаторов, перед ними установлена штор­ка 17, которая механизмом 18 свертывания шторки может быть под­нята или опущена, а также зафиксирована в определенном поло­жении.
Основная особенность системы охлаждения дизеля А-01М — использование пускового водоподогревающего устройства, состоя­щего из свечи накаливания 50, электровентилятора 34 и котла 25.
Котел 25 представляет собой сварную разборную конструкцию и состоит из горелки 30, наружной и внутренней водяных рубашек.
От свечи 50 накаливания, установленной в горелке, топливо воспламеняется в период пуска подогревателя. Котел 25 посредст­вом подводящей 23 и отводящей 33 труб включен в систему охлаж­дения двигателя.
Топливо (бензин) поступает в горелку котла самотеком по труб­кам 39 и 51 через электромагнитный запорный клапан из специаль­ного бака 41. Воздух для сгорания подается по воздухоподводящему шлангу 32 электровентилятором 34. Электровентилятор 34 и свеча 50 питаются от аккумуляторной батареи.
Количество поступающего бензина регулируют иглой 52. Уп­равление подачей бензина — дистанционное с помощью электро­магнитного устройства, клапана и переключателя 58. При переводе переключателя 58 в положение «0» включают вентилятор и свечу накаливания, в положение «I» — только вентилятор, в положение «II» — вентилятор и подачу бензина. Кроме того, для свечи накали­вания предусмотрен отдельный включатель 57.
Во время действия пускового подогревающего устройства горячие газы, образующиеся при сгорании бензина, обогревают котел 25, после чего щитком 24 газохода направляются для подогрева масля­ного поддона картера. Вода (или антифриз), нагреваясь в котле, поступает в водяную рубашку двигателя по трубе 33. Отдавая свое тепло стенкам блока и головке двигателя, пары конденсируются и жидкость снова возвращается в котел по трубе 23.