Система охлаждения Д-108 и Д-160

В дизелях Д-108 и Д-160 применена жидкостная принудитель­ная система охлаждения закрытого типа. Ряд сборочных единиц системы охлаждения описан в статье (см. рис. 49—52, 54).
 Центробежные насосы этой группы дизелей одно­типны. Насос (рис. 149) состоит из корпуса 11, крыльчатки 10, закрепленной на валу 14, и уплотнительного устройства. Жидкость по патрубку 15 поступает внутрь корпуса 11 к центру крыльчатки.
При вращении крыльчатки жидкость отбрасывается центробежной силой к стенкам корпуса, откуда вытесняется в водяную рубашку двигателя через отводящий патрубок 16, расположенный касательно к корпусу.
Корпус 11 крепят болтами к кронштейну 9, который вместе с фланцем 4 прикреплен к корпусу распределительных шестерен.
В крыльчатке 10 сделано пять разгрузочных отверстий, уменьшаю­щих давление жидкости в полости перед втулкой 8.
Вал вращается на двух бронзовых втулках 2 и 8. Втулка 2 смазывается маслом, поступающим через отверстие 13 во фланце 4, а втулка 8 — графитовой набивкой, заложенной в канавки на внут­ренней поверхности втулки. Для предотвращения утечки масла через зазор между валиком и втулкой 2 во фланце установлен самоподжимной сальник 5.
На переднем конце валика укреплена шестерня 1 насоса, которая приводится во вращение от большой промежуточной распредели­тельной шестерни. Чтобы жидкость не подтекала, на конец кронш­тейна 9 навернута гайка 7 с набивкой 6. Набивка представляет собой три витка асбестового шнура, пропитанного смесью масла и графита. Подтягивая гайку сальника, можно плотно прижать набив­ку к валику.
 Вентилятор (рис. 150) служит для создания потока воздуха, обдувающего сердцевину радиатора, и состоит из двойной штампованной крестовины с прикрепленными к ней шестью лопас­тями 2, натяжного устройства, чугунного трехручьевого шкива 3 и стального кронштейна 14 с приваренной к нему осью. В два малых ручья шкива установлены ремни 5 для привода вентилятора, в тре­тий большой ручей — ремень 6 для привода генератора переменного тока.
Шкив установлен на оси на двух шарикоподшипниках и закреп­лен упорной шайбой и гайкой. От продольного перемещения он удер­живается наружной обоймой шарикоподшипника, пружинным коль­цом и крышкой, прикрепленной к шкиву болтами. Для смазки под­шипников в ось шкива ввернута масленка 12. Для предотвращения вытекания масла из подшипниковой полости и попадания в него грязи установлен самоподжимной сальник 8, а между крышкой и шкивом — прокладка. Шкив и крестовина вентилятора в сборе с лопастями статически отбалансированы. Вентилятор прикреплен к, кожуху 18 распределительных шестерен.
Натяжение ремней 5 регулируют натяжным роликом 1, вращая болт 10, ввернутый в ось 19 головки двуплечего рычага 16. Регули­ровочный болт стопорится в определенном положении гайкой 11.
Нижний конец болта прикреплен гайкой к шарнирной оси 20. Двуплечий рычаг шарнирно установлен на оси кронштейна 13, прикреп­ленного болтами к верхней стенке кожуха распределительных шестерен. На оси 17 длинного плеча рычага 16 на двух шарикопод­шипниках установлен натяжной ролик 1. В ось ролика ввернут штуцер с трубкой 15. Верхний конец трубки подходит к масленке 9, через которую нагнетается смазочный материал в подшипниковую полость натяжного ролика.


 Схема водяного охлаждения этих дизелей рас­смотрена на примере дизеля Д-108. Водяные рубашки дизеля Д-108 и его пускового двигателя П-23 соединены между собой, поэтому вода, заливаемая через горловину 2 (рис. 151) верхнего резервуара, заполняет всю систему охлаждения.
При запуске только пускового двигателя вода циркулирует тер­мосифонным способом по короткому контуру и при закрытых кла­панах термостатов 4. Нагретая в рубашке 8 пускового двигателя, вода вследствие уменьшения ее плотности поднимается вверх по отводящей трубе 18 в рубашку 6 головки цилиндров дизеля и водо­отводную трубу 5. Одновременно в рубашку пускового двигателя поступает холодная вода из переходного патрубка, сообщающегося с водораспределительной камерой 10 блока цилиндров и водяным насосом 11. В водораспределительную камеру 10 вода поступает из водяной рубашки 6 блока цилиндров, а в водяной насос — из водо­отводной трубы 5. При этом варианте работы системы головки и цилиндры дизеля прогреваются, что необходимо для облегчения его запуска.
В период пуска дизеля, когда пусковой двигатель вращает его коленчатый вал, циркуляция воды изменяется. Водяной насос 11 из водоотводной трубы 5 подает воду в переходный патрубок, откуда часть жидкости через водораспределительную камеру 10 поступает в водяную рубашку 6 и затем в головки цилиндров. Другая часть воды по трубе 17 подается в рубашку пускового двигателя и далее в головки цилиндров дизеля, а оттуда через водоотводную трубу 5 снова к насосу. При таком варианте работы системы, когда клапаны термостатов закрыты и радиатор отключен, дизель окончательно прогревается теплом, выделяющимся при сгорании в нем топлива. Когда температура охлаждающей воды достигнет 70 °C, клапаны термостатов 4 откроются и вода начнет циркулировать через радиа­тор 1. Водяной насос через подводящую трубу 12 всасывает воду из нижнего резервуара радиатора 1 и нагнетает ее в водяные ру­башки дизеля и пускового двигателя, а затем через водоотводную трубу 5 и термостаты 4 — в верхний резервуар радиатора. Благодаря термостатам независимо от нагрузки и температуры окружающего воздуха устанавливается наиболее благоприятная для работы дви­гателя температура охлаждающей воды (75—85 °C).