Дизели А-41 и А-01М (см. табл. 1 и 4) устанавливают на тракторах ДТ-75М, Т-4А и Т-4АП1, которые используют в качестве тягачей или базовых машин для бульдозеров и погрузчиков. Кроме того, эти двигатели применяют в качестве силовых установок одноковшовых экскаваторов, самоходных кранов, автогрейдеров, катков и других машин.
Двигатели А-41 и А-01М однотипны по своему устройству и отличаются только числом цилиндров и некоторыми изменениями в конструкции отдельных сборочных единиц. В качестве примера на рис. 117 и 118 приведены общий вид и поперечный разрез дизелей А-01М.
Остов дизеля образуют неподвижные корпусные детали: блок-картер 2 (см. рис. 117), головка 10 цилиндров, картер 5 маховика, картер 12 шестерен распределения. С правой стороны остова расположены топливный насос 4, пусковой двигатель 6, топливные фильтры 7, маслозаливная горловина 3. В передней части смонтированы водяной насос и вентилятор 11. Сзади к двигателю при креплен корпус муфты сцепления. Сверху на головке цилиндров находится впускной коллектор.
Блок-картер 6 (см. рис. 118) представляет собой сложную отливку коробчатой формы из серого чугуна. Верхняя часть отливки образует блок цилиндров, а нижняя — верхнюю половину картера коленчатого вала 5.
Жесткость блока обеспечивается установкой перегородок и дополнительным оребрением внутренней поверхности. Горизонтальная перегородка располагается в средней части блока.
В расточенные гнезда верхней половины блока устанавливают шесть мокрых гильз 7 цилиндров. В верхней плите блока имеется шесть ступенчатых цилиндрических расточек. В расточке большого диаметра размещается верхний упорный бурт гильзы. По второй расточке центрируется верхний посадочный пояс гильзы. Нижними посадочными поясами для гильз служат расточки в горизонтальной перегородке. По нижнему поясу гильзы уплотнены резиновыми кольцами круглого сечения, установленными в канавках гильз. В верхнем посадочном поясе уплотнение обеспечивается прижатием буртика гильзы к блоку и железоасбестовой прокладкой между блоком 6 и головкой 9 цилиндров.
Полость между стенками блока представляет собой водяную рубашку 15. Вода омывает наружные поверхности гильз по всей высоте между верхним и нижним посадочными поясами. В водяную рубашку вода поступает из водораспределительной трубы, отлитой заодно с блоком. Водяная рубашка блока сообщается с водяной рубашкой головки цилиндров через отверстия в верхней плите. Вода в водораспределительную трубу поступает от водяного насоса.
В верхней плите блока расположены двенадцать отверстий для штанг 16 толкателей. Полости для штанг толкателей отделены от водяной рубашки вертикальными перегородками. В вертикальных перегородках расположены также опоры распределительного вала 18.
К верхней плоскости блока шпильками крепят две взаимозаменяемые головки 9 цилиндров (одна головка на три цилиндра); к нижней плоскости блока болтами крепят поддон 2 картера, а уплотняют разъем пробковой прокладкой. К передней стенке блока крепят водяной насос и картер с крышкой шестерен распределения, а к задней — картер маховика и патрубок подвода воды в пусковой двигатель. На правой стороне блока имеются обработанные фланцы для крепления кронштейна топливного насоса, маслозаливной горловины и трубки слива воды из водяной рубашки. На левой стороне блока расположены обработанные фланцы для крепления масляных фильтров, кронштейны осей толкателей, закрытые двумя боковыми крышками на шпильках, и отверстие для слива масла из радиатора в поддон. В задней части двигателя имеются опорные поверхности для крепления его к раме.
Головка цилиндров представляет собой чугунную отливку, выполненную заодно с клапанной коробкой. В головке цилиндров размещены клапанный механизм, впускные и выпускные каналы форсунки, водяная рубашка. С нижней стороны головки цилиндров расположены гнезда под впускные и выпускные клапаны. Для посадки впускных клапанов фаски гнезд обработаны под углом 30°.
Гнезда выпускных клапанов имеют чугунные вставки (запрессованные в головку с натягом) с фасками, которые обработаны под углом 45°. Для установки форсунок в головке цилиндров имеются специальные гнезда.
Клапанная коробка головки цилиндров закрывается колпаком 12, который крепят тремя шпильками, а уплотняют стык колпака с коробкой паронитовой прокладкой. Сверху на колпаке имеется люк, к которому присоединен сапун для сообщения картерного пространства двигателя с атмосферой.
Особенностью конструкции дизеля А-41 является установка одной головки на четыре цилиндра и механизма уравновешивания сил инерции второго порядка при движении шатунно-поршневой группы.