Общие сведения. Остов двигателей А-41 и А-01М

Дизели А-41 и А-01М (см. табл. 1 и 4) устанавливают на тракто­рах ДТ-75М, Т-4А и Т-4АП1, которые используют в качестве тяга­чей или базовых машин для бульдозеров и погрузчиков. Кроме того, эти двигатели применяют в качестве силовых установок од­ноковшовых экскаваторов, самоходных кранов, автогрейдеров, кат­ков и других машин.
 Двигатели А-41 и А-01М однотипны по своему устройству и отличаются только числом цилиндров и некоторыми изменениями в конструкции отдельных сборочных единиц. В качестве примера на рис. 117 и 118 приведены общий вид и поперечный разрез дизелей А-01М.
Остов дизеля образуют неподвижные корпусные детали: блок-картер 2 (см. рис. 117), головка 10 цилиндров, картер 5 маховика, картер 12 шестерен распределения. С правой стороны остова рас­положены топливный насос 4, пусковой двигатель 6, топливные фильтры 7, маслозаливная горловина 3. В передней части смонти­рованы водяной насос и вентилятор 11. Сзади к двигателю при­ креплен корпус муфты сцепления. Сверху на головке цилиндров находится впускной коллектор.
Блок-картер 6 (см. рис. 118) представляет собой сложную от­ливку коробчатой формы из серого чугуна. Верхняя часть отливки образует блок цилиндров, а нижняя — верхнюю половину картера коленчатого вала 5.
Жесткость блока обеспечивается установкой перегородок и до­полнительным оребрением внутренней поверхности. Горизонталь­ная перегородка располагается в средней части блока.

Поперечные вертикальные перегородки разделяют блок на шесть отсеков, в каж­дом из которых монтируется один цилиндр. В нижней части попе­ речные перегородки блока имеют приливы, предназначенные для установки коленчатого вала. Вместе с крышками эти приливы обра­зуют опоры для коренных шеек коленчатого вала.
В расточенные гнезда верхней половины блока устанавливают шесть мокрых гильз 7 цилиндров. В верхней плите блока имеется шесть ступенчатых цилиндрических расточек. В расточке большого диаметра размещается верхний упорный бурт гильзы. По второй расточке центрируется верхний посадочный пояс гильзы. Нижними посадочными поясами для гильз служат расточки в горизонтальной перегородке. По нижнему поясу гильзы уплотнены резиновыми кольцами круглого сечения, установленными в канавках гильз. В верх­нем посадочном поясе уплотнение обеспечивается прижатием бур­тика гильзы к блоку и железоасбестовой прокладкой между бло­ком 6 и головкой 9 цилиндров.
Полость между стенками блока представляет собой водяную ру­башку 15. Вода омывает наружные поверхности гильз по всей вы­соте между верхним и нижним посадочными поясами. В водяную рубашку вода поступает из водораспределительной трубы, отлитой заодно с блоком. Водяная рубашка блока сообщается с водяной ру­башкой головки цилиндров через отверстия в верхней плите. Вода в водораспределительную трубу поступает от водяного насоса.
В верхней плите блока расположены двенадцать отверстий для штанг 16 толкателей. Полости для штанг толкателей отделены от водяной рубашки вертикальными перегородками. В вертикальных перегородках расположены также опоры распределительного вала 18.
К верхней плоскости блока шпильками крепят две взаимозаме­няемые головки 9 цилиндров (одна головка на три цилиндра); к нижней плоскости блока болтами крепят поддон 2 картера, а уплотняют разъем пробковой прокладкой. К передней стенке блока крепят водяной насос и картер с крышкой шестерен распределения, а к задней — картер маховика и патрубок подвода воды в пусковой двигатель. На правой стороне блока имеются обработанные фланцы для крепления кронштейна топливного насоса, маслозаливной гор­ловины и трубки слива воды из водяной рубашки. На левой стороне блока расположены обработанные фланцы для крепления масляных фильтров, кронштейны осей толкателей, закрытые двумя боковыми крышками на шпильках, и отверстие для слива масла из радиатора в поддон. В задней части двигателя имеются опорные поверхности для крепления его к раме.
Головка цилиндров представляет собой чугунную отливку, вы­полненную заодно с клапанной коробкой. В головке цилиндров размещены клапанный механизм, впускные и выпускные каналы форсунки, водяная рубашка. С нижней стороны головки цилиндров расположены гнезда под впускные и выпускные клапаны. Для по­садки впускных клапанов фаски гнезд обработаны под углом 30°.
Гнезда выпускных клапанов имеют чугунные вставки (запрессован­ные в головку с натягом) с фасками, которые обработаны под углом 45°. Для установки форсунок в головке цилиндров имеются спе­циальные гнезда.
Клапанная коробка головки цилиндров закрывается колпа­ком 12, который крепят тремя шпильками, а уплотняют стык кол­пака с коробкой паронитовой прокладкой. Сверху на колпаке имеется люк, к которому присоединен сапун для сообщения кар­терного пространства двигателя с атмосферой.
Особенностью конструкции дизеля А-41 является установка одной головки на четыре цилиндра и механизма уравновешивания сил инерции второго порядка при движении шатунно-поршневой группы.