Система питания состоит из бака, фильтра-отстойника с краном, топливопровода, карбюратора и воздухоочистителя.
Топливный бак располагают над дизелем и крепят болтами к капоту трактора или кузову машины.
Сверху к баку приварена горловина, через которую заливают топливо. Горловину закрывают пластмассовой крышкой, имеющей отверстия для со единения полости бака с атмосферой.
Снизу к баку приварен сборник в виде стакана, предназначенный для сбора механических примесей, которые могут попасть в топливо.
В сборник ввернут штуцер 4 (рис. 158) фильтра-отстойника. В штуцер запрессована трубка 5, к которой припаян сетчатый металлический фильтр. Трубка с фильтром выступает над днищем топливного бака, поэтому топливо в отстойник попадает из верхних слоев, содержащих меньше механических примесей. Стеклянный стакан 11 отстойника закрыт крышкой 6, уплотненной резиновой прокладкой 1. В разъеме между стаканом и крышкой установлена фильтрующая сетка 2 отстойника. В центральном канале крышки 6 расположен шарик 7 с пружиной 3. В резьбовое отверстие крышки ввернута игла вентиля 9 отстойника. При ввертывании иглы шарик 7, сжимая пружину 3, прижимается к седлу в крышке 6.
При вывертывании вентиля шарик отжимается от седла пружиной 3 и в фильтр-отстойник поступает топливо. Вентиль уплотняется сальником 8, поджимаемым гайкой 10. Отстоянное топливо проходит через фильтрующую сетку 2 в полость крышки и по резиновой трубке, надетой на наконечник крышки, самотеком поступает в карбюратор. Стакан 11 отстойника прикрепляют к крышке с помощью дужки 12 и винта 14 с гайкой 15. Топливопровод изготавливают из медной трубки, снабженной соединительными гайками на обоих концах.
Карбюратор К-16А (рис. 159, а), который устанавливают на двигателях ПД-10У, состоит из поплавковой камеры 16 с поплавком 11, запорной иглы 10, диффузора, главного жиклера-распылителя 20, жиклера 4 холостого хода, дроссельной 8 и воздушной 2 заслонок и смесительной камеры.
Диффузор — это участок патрубка карбюратора с сужением по средине. Смесительной камерой называют участок карбюратора от самой узкой части диффузора (горловины) до оси дроссельной заслонки 8. Жиклер-распылитель 20 представляет собой объединенные в одну деталь главный жиклер и распылитель, выходное отверстие которого находится в центре диффузора.
Поплавковая камера 16, поплавок 11 и запорная игла 10 пред назначены для поддержания постоянного уровня топлива в распылителе. Сверху поплавковая камера закрыта крышкой 12, к которой подсоединен штуцер 14 подвода топлива. В крышке 12 смонтирован утапливатель 9 поплавка для обогащения смеси при пуске двигателя.
Нажимая на утапливатель, поднимают уровень топлива в поплавковой камере, благодаря чему увеличивается количество топлива, переливающегося через жиклер в смесительную камеру. Для принудительного обогащения смеси при пуске служит также воздушная заслонка 2, помещенная на оси в патрубке.
Для работы двигателя на холостом ходу и с малыми нагрузками карбюратор имеет систему холостого хода, которая включает топливный 18, эмульсионный 6 и воздушный 3 каналы, винт 5, жиклер 4 и два калиброванных отверстия 7.
Главное дозирующее устройство, которое состоит из жиклера-распылителя 20 и колодца 19, обеспечивает на широком диапазоне средних нагрузок постоянство обедненного (экономичного) состава смеси. Колодец 19 соединен каналом 17 с поплавковой камерой. Из этого колодца топливо подается также в систему холостого хода.
Когда двигатель не работает, топливо устанавливается в поплавковой камере 16 и жиклере-распылителе 20 на одном уровне. При этом срез распылителя находится несколько выше уровня топлива, контролируемого поплавковым клапаном.
При пуске двигателя воздушную заслонку 2 закрывают, а дроссельную заслонку 8 несколько приоткрывают. Вследствие малого разрежения в диффузоре топливо из жиклера-распылителя 20 не поступает. В этот период за дроссельной заслонкой создается большое разрежение, которое передается в каналы 3, 6 и 18 холостого хода.
Под действием этого разрежения топливо из канала 18 через жиклер 4 холостого хода засасывается в канал 6, в котором оно эмульсируется небольшим количеством воздуха, поступающим по каналу 3 из воздушного патрубка. В этот патрубок воздух засасывается через отверстие в воздушной заслонке. Образовавшаяся эмульсия через отверстия 7 поступает на дроссельную заслонку 8, где она распыляется воздухом, проходящим через щели между дроссельной заслонкой и стенкой смесительной камеры. После того как двигатель начинает работать, воздушную заслонку полностью открывают.
При работе двигателя на холостом ходу дроссельную заслонку открывают на небольшую величину, а воздушную заслонку — полностью. Так как разрежение за дроссельной заслонкой по-прежнему передается в каналы 3 и 18, то карбюратор работает так же, как и при пуске двигателя. Разница лишь в том, что в канале 6 топливо эмульсируется значительно лучше и горючая смесь получается менее обогащенной. Минимальную частоту вращения холостого хода регулируют винтом-ограничителем закрытия дроссельной заслонки, а качество смеси — винтом 5, при завинчивании которого горючая смесь обедняется, а при вывинчивании — обогащается.
При работе двигателя с увеличивающейся нагрузкой (по мере открытия дроссельной заслонки) увеличивается разрежение в диффузоре и вступает в работу главное дозирующее устройство. По каналу 17 топливо поступает в колодец 19. По каналам 3 и 18 в этот же колодец из воздушного патрубка засасывается воздух, который, смешиваясь с топливом, образует эмульсию. Эмульсия через жиклер-распылитель 20 поступает в диффузор. Воздух, про ходящий с большой скоростью через диффузор, распыляет эмульсию, которая в виде горючей смеси направляется в цилиндр двигателя.
С увеличением открытия дроссельной заслонки возрастает разрежение в диффузоре, но вместе с тем увеличивается и количество воздуха, поступающего в колодец 19. В результате уменьшается разрежение у главного жиклера и смесь обедняется.
Максимальному количеству вытекающего из жиклера-распылителя топлива, а значит и максимальной мощности двигателя, соответствует полностью открытая дроссельная заслонка. Количество горючей смеси, поступающей в цилиндр двигателя, в зависимости от нагрузки автоматически устанавливается регулятором, устройство и принцип работы которого подробно описаны в этой статье (см. рис. 43).
Воздухоочиститель (рис. 159, б) состоит из корпуса 21, крышки 22, сетчатого элемента 23 и фильтрующего элемента 24 из поропласта. Корпус изготовлен из полиэтилена. Внутри корпуса сделан буртик, в который упирается сетчатый элемент 23, также изготовленный из полиэтилена. Между сетчатым элементом и вертикальной стенкой корпуса 21 образуется полость, соединяющаяся через отверстие на фланце корпуса с диффузором карбюратора.
Воздухоочиститель крепят к карбюратору винтами 26 и гайками 25.
Полиэтиленовая крышка 22 имеет окна для впуска воздуха и цилиндрический буртик, которым крышку крепят к корпусу 21, соединяя эти детали с натягом.