Для привода современных дорожных и строительных машин при меняют поршневые двигатели внутреннего сгорания, которые классифицируют по нескольким признакам.
По назначению двигатели подразделяют на транспортные, стационарные и специального назначения. На дорожных и строительных машинах в основном используют двигатели первой группы.
По роду применяемого топлива — на двигатели легкого жидкого топлива, работающие на бензине; двигатели тяжелого жидкого топлива, работающие на дизельном топливе; двигатели газового топлива, работающие на генераторном, природном и сжиженном пропан-бутановом газах; двигатели смешанного топлива, в которых основное топливо — газ, а для воспламенения используются присадки жидкого топлива, и, наконец, многотопливные двигатели, конструкция которых позволяет использовать в качестве топлива бензин, керосин, дизельное топливо и т. д.
По способу образования горючей смеси различают двигатели с внутренним и внешним смесеобразованием. У двигателей первой группы горючая смесь из топлива и воздуха образуется внутри цилиндров (дизели), а у двигателей второй группы — вне цилиндров (у карбюраторных двигателей — в карбюраторе, у газовых — в смесителе).
В зависимости от способа воспламенения горючей смеси дизели относят к двигателям с воспламенением от сжатия, в которых вследствие высокой температуры сжатого воздуха топливо, подаваемое в цилиндры, воспламеняется без постороннего источника зажигания. По этому признаку карбюраторные и газовые двигатели называют двигателями с принудительным зажиганием горючей смеси электрической искрой. На дорожных и строительных машинах преимущественно применяют дизели и карбюраторные двигатели, работающие на жидком топливе.
По способу охлаждения различают двигатели с жидкостным и воздушным охлаждением.
По числу рабочих цилиндров двигатели бывают одно-, двух-, трех-, четырех-, шестицилиндровыми и т. д., а по расположению цилиндров — горизонтальными, вертикальными (большая часть со временных двигателей), V -образными и др.
Основными показателями работы двигателя являются эффективная мощность, частота вращения коленчатого вала в минуту, крутящий момент, часовой и удельный эффективный расходы топлива, эффективный коэффициент полезного действия (КПД), а также расход смазочного масла на 1 кВт-ч.
Эффективной мощностью двигателя называется мощность, развиваемая на коленчатом валу. Применительно к дизелям, устанавливаемым на строительных и дорожных машинах, различают следующие виды эффективной мощности: номинальную, эксплуатационную и максимальную, которые согласно ГОСТ 18509—73 характеризуются следующим образом.
Номинальная мощность — эффективная мощность дизеля, изготовленного и отрегулированного в соответствии с технической документацией предприятия-изготовителя, без вентилятора, воздухоочистителя, глушителей шума впуска и выпуска, искрогасителя, выпускной трубы и нейтрализатора отработавших газов, с отключенными генератором, гидронасосом и компрессором, прошедшего обкатку в течение не более 60 ч, гарантируемая пред приятием-изготовителем при работе на номинальном скоростном режиме при полной подаче топлива и стандартных атмосферных условиях, температуре и плотности топлива.
Эксплуатационная мощность — эффективная мощность дизеля, изготовленного и отрегулированного в соответствии с технической документацией предприятия-изготовителя, с вентилятором, воздухоочистителем, глушителями шума впуска и выпуска, искрогасителем, выпускной трубой и нейтрализатором отработавших газов, если они входят в комплект дизеля, установленного на машине, с отключенными или работающими без нагрузки генератором, гидронасосом и компрессором, прошедшего обкатку в течение не более 60 ч, при работе на номинальном скоростном режиме при полной подаче топлива и стандартных атмосферных условиях, температуре и плотности топлива.
Максимальная мощность Ne — наибольшее значение эффективной мощности, развиваемой дизелем, изготовленным, отрегулированным и укомплектованным в соответствии с технической документацией предприятия-изготовителя, при полной подаче топлива. Мощность двигателя выражают в киловаттах (кВт).
Крутящий момент характеризует нагрузку, которую вал двигателя может передать трансмиссии. Крутящий момент — средний за цикл момент, передаваемый от коленчатого вала дизеля машине.
Часовой расход топлива GT показывает, какое количество топлива потребляет двигатель при данном режиме работы за один час (кг/ч).
Удельный эффективный расход топлива qe получается от деления часового расхода топлива на развиваемую двигателем эффективную мощность и выражается в граммах на один киловатт в час (г/кВт•ч).
Об экономичности двигателей судят по удельному эффективному расходу топлива, который составляет на режиме номинальной мощности у дизелей 240—300, а у карбюраторных двигателей 300— 380 г/кВт-ч. Зная удельный эффективный расход топлива qe и эффективную мощность двигателя Ne , можно подсчитать часовой расход топлива
GT =qeNe
Для оценки экономичности работы двигателей введено понятие
эффективного коэффициента полезного действия ηе, которое определяется по формуле
ηе = Qe/QT
где Qe — количество тепла, превращенного в полезную работу на коленчатом валу двигателя; QT — количество тепла, подведенного к двигателю с топливом при условии полного его сгорания.
Величина эффективного КПД ηе для карбюраторных двигателей составляет 0,2—0,3, а для дизелей — 0,32—0,38.
Следовательно, в полезную работу в двигателях превращается только часть энергии, соответствующей теплотворной способности из расходованного топлива, причем дизели наиболее экономичны.
Дизели также отличаются большей надежностью, возможностью использовать дешевое топливо, меньшей токсичностью отработавших газов, меньшей пожарной опасностью и поэтому их более широко применяют на дорожных и строительных машинах, чем карбюраторные двигатели.
Главными конструктивными параметрами двигателя являются диаметр цилиндра, ход поршня, число цилиндров, габариты и масса двигателя.
Ходом поршня S (рис. 1) называется расстояние между крайними положениями поршня в цилиндре (верхней и нижней мертвыми точками). Объем цилиндра над поршнем, находящимся в крайнем нижнем положении (н. м. т.),
называется полным объемом цилиндра Va .
Объем цилиндра над поршнем, находящимся в крайнем верхнем положении (в. м. т.), составляет объем камеры сгорания Vc.
Разность между полным объемом и объемом камеры сгорания является рабочим объемом цилиндра Vn. Сумма рабочих объемов всех цилиндров, выраженная в литрах, называется литражом двигателя.
Число, показывающее, во сколько раз полный объем цилиндра больше объема камеры сгорания, называется степенью сжатия.
Степень сжатия большинства карбюраторных двигателей находится в пределах 5—9, а дизелей — 15—20.
По частоте вращения двигателя и величине хода поршня определяют среднюю скорость поршня, м/с:
Сm = Sn/30
где S — ход поршня, м; n — частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин.
В зависимости от средней скорости поршня Сm различают следующие двигатели: до 6 м/с — тихоходные, 6—9 м/средней быстроходности, более 9 м/с — быстроходные.
На дорожных и строительных машинах используют двигатели средней быстроходности или быстроходные. В табл. 1 приведен перечень двигателей внутреннего сгорания, а также отечественных дорожных и строительных машин, на которых эти двигатели устанавливают.