В систему пуска дизелей электрическим стартером входят источник электроэнергии (аккумуляторные батареи) и потребители (стартер и свечи накаливания). На дизелях обычно устанавливают две последовательно соединенные батареи, общее напряжение которых 12 В. Каждая батарея имеет три аккумулятора, соединенных последовательно. Устройство системы пуска со стартером кратко описано здесь (см. рис. 57).
Дизели Д-37Е запускают электростартером СТ-212Б1 (рис. 78, а), который представляет собой электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения с номинальным напряжением 12 В.
Максимальная мощность его равна 3,3 кВт.
Управление стартером — дистанционное посредством установленного на его корпусе электромагнитного реле 6.
На электростартере СТ-212Б1 установлена обгонная муфта свободного хода роликового типа (рис. 78, б). Обгонная муфта имеет шлицевую втулку 22, на которой жестко укреплены отводка 12 и обойма 23 с клиновидными пазами. Втулка 22 может перемещаться вдоль вала 16 якоря. В клиновидные пазы обоймы 23 установлены ролики 24, отжимаемые усилием пружины 25 через толкатель 26 в сторону узкой части паза. Ролики 24 размещены над ступицей шестерни 15 привода, свободно сидящей на валу 16 якоря.
Чтобы ускорить пуск дизелей, оборудованных стартерами, применяют устройства для подогрева воздуха, поступающего в цилиндры. У дизелей Д-37Е для этого на впускном трубопроводе установлена свеча накаливания (рис. 79). Ее спираль мощностью 400 Вт размещена вокруг токоподводящего стержня 3. Свечой пользуются в холодное время года при температуре воздуха ниже +5° С.
Чтобы запустить двигатель, включают свечу накаливания на 40— 60 с.
Для пуска в работу стартер имеет включатель. При повороте ключа влево на 45° включается свеча накаливания, при дальнейшем повороте еще на 45° включается промежуточное реле, которое в свою очередь включает тяговое реле 6 (см. рис. 78, а) стартера.
Электромагнит втягивает якорь 7 тягового реле и через рычаг 10 передает движение отводке 12, которая сжимает пружину 13 отводки. Эта пружина давит на обгонную муфту 14 и вместе с шестерней 15 подает ее вперед, вводит в зацепление с венцом маховика шестерню 15.
Если при включении зуб шестерни 15 встанет против зуба на венце маховика, рычаг 10 будет поворачиваться и перемещать отводку 12 до тех пор, пока контактный диск не замкнет контакты. Тогда стартер включится, провернет шестерню 15 так, что ее зуб встанет против впадины на венце маховика, пружина введет шестерню в зацепление и стартер передаст крутящий момент на коленчатый вал.
При включении стартера вал 16 начинает вращать втулку 22 с обоймой 23, а ролики 24, заклинившись в узкой части паза, толкают шестерню 15, и она вращается в ту же сторону, что и вал 16.
После пуска дизеля маховик становится ведущим и вращает шестерню 15 быстрее, чем вращается вал 16 якоря. При этом ролики 24 сдвинутся в широкую часть паза обоймы 23, разъединяя ступицу шестерни 15 с обоймой, и вращение шестерни на вал якоря передаваться не будет.
Как только произошел запуск дизеля, надо отпустить рычаг 10.
Электрическая цепь стартера разомкнется, а отводка 12 с шестерней 15 займут первоначальное положение под действием пружины 13.