Система пуска дизелей электрическим стартером

В систему пуска дизелей электрическим стартером входят источ­ник электроэнергии (аккумуляторные батареи) и потребители (стартер и свечи накаливания). На дизелях обычно устанавливают две последовательно соединенные батареи, общее напряжение кото­рых 12 В. Каждая батарея имеет три аккумулятора, соединенных последовательно. Устройство системы пуска со стартером кратко описано здесь (см. рис. 57).
Дизели Д-37Е запускают электростартером СТ-212Б1 (рис. 78, а), который представляет собой электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения с номинальным напряжением 12 В.
Максимальная мощность его равна 3,3 кВт.
Управление стартером — дистанционное посредством установ­ленного на его корпусе электромагнитного реле 6.
На электростартере СТ-212Б1 установлена обгонная муфта сво­бодного хода роликового типа (рис. 78, б). Обгонная муфта имеет шлицевую втулку 22, на которой жестко укреплены отводка 12 и обойма 23 с клиновидными пазами. Втулка 22 может перемещаться вдоль вала 16 якоря. В клиновидные пазы обоймы 23 установлены ролики 24, отжимаемые усилием пружины 25 через толкатель 26 в сторону узкой части паза. Ролики 24 размещены над ступицей шестерни 15 привода, свободно сидящей на валу 16 якоря.
Чтобы ускорить пуск дизелей, оборудованных стартерами, при­меняют устройства для подогрева воздуха, поступающего в ци­линдры. У дизелей Д-37Е для этого на впускном трубопроводе уста­новлена свеча накаливания (рис. 79). Ее спираль мощностью 400 Вт размещена вокруг токоподводящего стержня 3. Свечой пользуются в холодное время года при температуре воздуха ниже +5° С.
Чтобы запустить двигатель, включают свечу накаливания на 40— 60 с.
Для пуска в работу стартер имеет включатель. При повороте ключа влево на 45° включается свеча накаливания, при дальнейшем повороте еще на 45° включается промежуточное реле, которое в свою очередь включает тяговое реле 6 (см. рис. 78, а) стартера.
 Электромагнит втягивает якорь 7 тягового реле и через рычаг 10 передает движение отводке 12, которая сжимает пружину 13 от­водки. Эта пружина давит на обгонную муфту 14 и вместе с шестерней 15 подает ее вперед, вводит в зацепление с венцом маховика шестерню 15.

После этого якорь 7 перемещает шток 5, а контакт­ный диск 4 замыкает контакты, в результате ток от аккумулятор­ных батарей начинает поступать к стартеру, который будет прокру­чивать коленчатый вал двигателя.
 Если при включении зуб шестерни 15 встанет против зуба на венце маховика, рычаг 10 будет поворачиваться и перемещать от­водку 12 до тех пор, пока контактный диск не за­мкнет контакты. Тогда стартер включится, провер­нет шестерню 15 так, что ее зуб встанет против впадины на венце маховика, пружина введет ше­стерню в зацепление и стартер передаст крутящий момент на коленчатый вал.
При включении стартера вал 16 начинает вращать втулку 22 с обоймой 23, а ролики 24, закли­нившись в узкой части паза, толкают шестерню 15, и она вращается в ту же сторону, что и вал 16.
После пуска дизеля маховик становится веду­щим и вращает шестерню 15 быстрее, чем вращает­ся вал 16 якоря. При этом ролики 24 сдвинутся в широкую часть паза обоймы 23, разъединяя ступицу шестерни 15 с обоймой, и вращение шестерни на вал якоря передаваться не будет.
Как только произошел запуск дизеля, надо отпустить рычаг 10.
Электрическая цепь стартера разомкнется, а отводка 12 с шестер­ней 15 займут первоначальное положение под действием пру­жины 13.