Механизмы газораспределения и декомпрессии Д-37Е

Механизм газораспределения в дизелях Д-37Е (рис. 60) имеет верхнее расположение клапанов. Он состоит из распределительного вала 1, толкателей 2, штанг 7, коромысел 9, клапанов 19 и их пру­жин 16, а также шестерен распределения. Особенность механизма — расположение штанг толкателей снаружи в отдельных кожухах и размещение деталей привода к клапанам на каждой головке.
Толкатель 2 грибкового типа. На внутренней стороне донышка сделана сферическая выточка, в которую упирается на­конечник штанги 7 толкателя. Снаружи толкателя имеется выточка для валика механизма декомпрессии.
Коромысла 9 клапанов на одном конце имеют резьбовые отвер­стия для регулировочного винта 8, на другом — закаленные ра­диусные поверхности. В отверстие ступицы в средней части коро­мысла запрессована бронзовая втулка 22 с кольцевой канавкой и отверстием для подвода масла. Сверху в ступице сделано отверстие, через которое поступает масло. Перемещение коромысла вдоль оси ограничено с одной стороны торцами стойки 12, а с другой — пру­жинными кольцами.
Коромысло 9 качается на пустотелой оси 11, закрепленной в стойках 12. Механизм имеет две оси 11 коромысел с внутренними каналами для подвода смазочного материала.
Клапаны 19 установлены в головке блока дизелей: по од­ному впускному и выпускному клапану на каждый цилиндр. Под действием пружин 16 притертые конусы тарелок клапанов плотно прижаты к своим гнездам 20. Перемещаются клапаны в направляю­щих втулках 18, запрессованных в головке блока.
Впускной и выпускной клапаны изготовляют из легированной жаростойкой стали. Верхние торцы стержней клапанов 19 закалены.
В верхнюю канавку на стержне входит выступ сухарей 13. Сухари удерживаются на клапане тарелкой 14, которую снизу поджимают пружины 16 клапана. На каждом клапане установлено по две пру­жины 16, опирающиеся на шайбу 17.
В тарелку 14 ставят упорное пружинное кольцо 15, которое вхо­дит в паз над сухарями и препятствует их выпадению. Направляю­щие втулки 18 клапанов изготовлены из антифрикционного чугуна и запрессованы в головку цилиндра до упора в бурт на втулке.
Штанга 7 толкателя расположена внутри трубчатого кожу­ха 5, уплотненного во втулке толкателя и в головке цилиндра рези­новыми кольцами 4 и 6. Втулки толкателя имеют по два продольных паза, которые служат для слива масла, стекающего по штангам в картер. Клапанный механизм закрыт крышкой 10, уплотненной пробковой прокладкой.
Механизм работает следующим образом. При вращении вала 1 каждый из его кулачков набегает на толкатель 2 и поднимает его вместе со штангой 7, которая своим верхним наконечником нажимает на шаровой конец винта 8. Коромысло 9, поворачиваясь на оси 11,
давит на стержень клапана 19 и опускает его вниз, сжимая пру­жины 16. Когда выступающая часть кулачка сойдет с толкателя, пружина поднимет клапан и прижмет его к гнезду.
Открываются и закрываются клапаны в определенной последо­вательности, благодаря чему цилиндры работают в строгом порядке (см. табл. 3).
Во время работы дизеля стержни клапанов удлиняются вследст­вие нагревания, поэтому для плотной посадки клапана в гнезде между бойком коромысла 9 и торцом клапана 19 посредством винта 8 устанавливают зазор 0,3 мм.


Распределительный вал 1 имеет три опорные шейки и восемь кулачков. Для облегчения установки, вала в кар­тер дизеля опорные шейки сделаны разного диаметра. Передняя шейка заканчивается хвостовиком, на который насаживают ведо­мую шестерню распределения и крепят ее к шейке тремя болтами.
Все кулачки вала одинакового профиля. Рабочие поверхности кулачков и опорных шеек закалены. Взаимное расположение кулач­ков определяет порядок работы цилиндров и диаграмму газорас­пределения. Впускные и выпускные клапаны открываются и закры­ваются при таком положении поршня, когда обеспечены лучшее наполнение цилиндра воздухом и очистка его от продуктов сгора­ния топлива.
Штанги 7 толкателей изготовляют из дюралюминиевого прутка, на который с обеих сторон напрессовывают стальные закаленные наконечники. Такая конструкция создает постоянство зазора между бойком коромысла 9 и торцом клапана 19 при холодном и нагретом двигателе.
На рис. 61 показана схема шестерен распределения со спираль­ными зубьями. Ведущая шестерня 3 закреплена на коленчатом валу дизеля. С ней находится в зацеплении промежуточная шестерня 2, которая вращается на пальце, запрессованном в отверстие на перед­ней стенке картера и прикрепленном к картеру двумя болтами.
Промежуточную шестерню устанавливают так, чтобы во впадину с меткой С входил зуб ведущей шестерни 3 с такой же меткой.
Ведомая шестерня 1 закреплена на распределительном валу. Она имеет в два раза больше зубьев, чем ведущая шестерня 3. В резуль­тате распределительный вал вращается в два раза медленнее, чем коленчатый вал дизеля, что и необходимо для работы дизеля.
От промежуточной шестерни приводятся в движение шестерни 6 и 7 привода гидравлического и топливного насосов. Шестерня 4, как и шестерня 3, установлена на коленчатом валу. С шестерней 4 находится в зацеплении шестерня 5, которая служит для привода смазочного насоса. Все шестерни распределения устанавливают по меткам таким же образом, как и промежуточную шестерню 2.
Механизм декомпрессии дизелей Д-37Е (рис. 62). В отверстия картера двигателя и втулки толкателей впускных клапанов встав­лены четыре валика 3 (рис. 62, а). Концы валиков с лысками входят в проточку толкателей 6, а на других концах посажены рычаги 1, связанные с рейкой 10 (рис. 62, в) привода. Рейку перемещают тя­гой 12 и рукояткой управления. Если механизм декомпрессии выключен (рис. 62, б, положение I ), то лыски на валиках 3 нахо­дятся в горизонтальном положении и не препятствуют толкателям опускаться вниз; клапанный механизм двигателя работает нор­мально.
Для выключения компрессии в цилиндрах во время запуска двигателя рукоятку механизма декомпрессии вытягивают на себя, перемещая рейку в крайнее заднее положение. При этом рычаги повернут валики так, что лыски на их концах встанут вертикально.
В положении II валиков (рис. 62, б) толкатели при проворачивании коленчатого вала не доходят до нижнего положения, а впуск­ные клапаны не закрываются полностью. Сжатие воздуха в цилинд­рах в этом случае невозможно и вал двигателя легко проворачи­вается. Когда двигатель разовьет пусковые обороты, механизм де­компрессии выключают, валики его при этом повернуты лысками вверх и клапаны будут закрываться нормально.