Механизм газораспределения в дизелях Д-37Е (рис. 60) имеет верхнее расположение клапанов. Он состоит из распределительного вала 1, толкателей 2, штанг 7, коромысел 9, клапанов 19 и их пружин 16, а также шестерен распределения. Особенность механизма — расположение штанг толкателей снаружи в отдельных кожухах и размещение деталей привода к клапанам на каждой головке.
Толкатель 2 грибкового типа. На внутренней стороне донышка сделана сферическая выточка, в которую упирается наконечник штанги 7 толкателя. Снаружи толкателя имеется выточка для валика механизма декомпрессии.
Коромысла 9 клапанов на одном конце имеют резьбовые отверстия для регулировочного винта 8, на другом — закаленные радиусные поверхности. В отверстие ступицы в средней части коромысла запрессована бронзовая втулка 22 с кольцевой канавкой и отверстием для подвода масла. Сверху в ступице сделано отверстие, через которое поступает масло. Перемещение коромысла вдоль оси ограничено с одной стороны торцами стойки 12, а с другой — пружинными кольцами.
Коромысло 9 качается на пустотелой оси 11, закрепленной в стойках 12. Механизм имеет две оси 11 коромысел с внутренними каналами для подвода смазочного материала.
Клапаны 19 установлены в головке блока дизелей: по одному впускному и выпускному клапану на каждый цилиндр. Под действием пружин 16 притертые конусы тарелок клапанов плотно прижаты к своим гнездам 20. Перемещаются клапаны в направляющих втулках 18, запрессованных в головке блока.
Впускной и выпускной клапаны изготовляют из легированной жаростойкой стали. Верхние торцы стержней клапанов 19 закалены.
В верхнюю канавку на стержне входит выступ сухарей 13. Сухари удерживаются на клапане тарелкой 14, которую снизу поджимают пружины 16 клапана. На каждом клапане установлено по две пружины 16, опирающиеся на шайбу 17.
В тарелку 14 ставят упорное пружинное кольцо 15, которое входит в паз над сухарями и препятствует их выпадению. Направляющие втулки 18 клапанов изготовлены из антифрикционного чугуна и запрессованы в головку цилиндра до упора в бурт на втулке.
Штанга 7 толкателя расположена внутри трубчатого кожуха 5, уплотненного во втулке толкателя и в головке цилиндра резиновыми кольцами 4 и 6. Втулки толкателя имеют по два продольных паза, которые служат для слива масла, стекающего по штангам в картер. Клапанный механизм закрыт крышкой 10, уплотненной пробковой прокладкой.
Механизм работает следующим образом. При вращении вала 1 каждый из его кулачков набегает на толкатель 2 и поднимает его вместе со штангой 7, которая своим верхним наконечником нажимает на шаровой конец винта 8. Коромысло 9, поворачиваясь на оси 11,
давит на стержень клапана 19 и опускает его вниз, сжимая пружины 16. Когда выступающая часть кулачка сойдет с толкателя, пружина поднимет клапан и прижмет его к гнезду.
Открываются и закрываются клапаны в определенной последовательности, благодаря чему цилиндры работают в строгом порядке (см. табл. 3).
Во время работы дизеля стержни клапанов удлиняются вследствие нагревания, поэтому для плотной посадки клапана в гнезде между бойком коромысла 9 и торцом клапана 19 посредством винта 8 устанавливают зазор 0,3 мм.
Распределительный вал 1 имеет три опорные шейки и восемь кулачков. Для облегчения установки, вала в картер дизеля опорные шейки сделаны разного диаметра. Передняя шейка заканчивается хвостовиком, на который насаживают ведомую шестерню распределения и крепят ее к шейке тремя болтами.
Все кулачки вала одинакового профиля. Рабочие поверхности кулачков и опорных шеек закалены. Взаимное расположение кулачков определяет порядок работы цилиндров и диаграмму газораспределения. Впускные и выпускные клапаны открываются и закрываются при таком положении поршня, когда обеспечены лучшее наполнение цилиндра воздухом и очистка его от продуктов сгорания топлива.
Штанги 7 толкателей изготовляют из дюралюминиевого прутка, на который с обеих сторон напрессовывают стальные закаленные наконечники. Такая конструкция создает постоянство зазора между бойком коромысла 9 и торцом клапана 19 при холодном и нагретом двигателе.
На рис. 61 показана схема шестерен распределения со спиральными зубьями. Ведущая шестерня 3 закреплена на коленчатом валу дизеля. С ней находится в зацеплении промежуточная шестерня 2, которая вращается на пальце, запрессованном в отверстие на передней стенке картера и прикрепленном к картеру двумя болтами.
Промежуточную шестерню устанавливают так, чтобы во впадину с меткой С входил зуб ведущей шестерни 3 с такой же меткой.
Ведомая шестерня 1 закреплена на распределительном валу. Она имеет в два раза больше зубьев, чем ведущая шестерня 3. В результате распределительный вал вращается в два раза медленнее, чем коленчатый вал дизеля, что и необходимо для работы дизеля.
От промежуточной шестерни приводятся в движение шестерни 6 и 7 привода гидравлического и топливного насосов. Шестерня 4, как и шестерня 3, установлена на коленчатом валу. С шестерней 4 находится в зацеплении шестерня 5, которая служит для привода смазочного насоса. Все шестерни распределения устанавливают по меткам таким же образом, как и промежуточную шестерню 2.
Механизм декомпрессии дизелей Д-37Е (рис. 62). В отверстия картера двигателя и втулки толкателей впускных клапанов вставлены четыре валика 3 (рис. 62, а). Концы валиков с лысками входят в проточку толкателей 6, а на других концах посажены рычаги 1, связанные с рейкой 10 (рис. 62, в) привода. Рейку перемещают тягой 12 и рукояткой управления. Если механизм декомпрессии выключен (рис. 62, б, положение I ), то лыски на валиках 3 находятся в горизонтальном положении и не препятствуют толкателям опускаться вниз; клапанный механизм двигателя работает нормально.
Для выключения компрессии в цилиндрах во время запуска двигателя рукоятку механизма декомпрессии вытягивают на себя, перемещая рейку в крайнее заднее положение. При этом рычаги повернут валики так, что лыски на их концах встанут вертикально.
В положении II валиков (рис. 62, б) толкатели при проворачивании коленчатого вала не доходят до нижнего положения, а впускные клапаны не закрываются полностью. Сжатие воздуха в цилиндрах в этом случае невозможно и вал двигателя легко проворачивается. Когда двигатель разовьет пусковые обороты, механизм декомпрессии выключают, валики его при этом повернуты лысками вверх и клапаны будут закрываться нормально.