Смазочная система СМД-14

В дизелях СМД-14 применена комбинированная смазочная си­стема (рис. 114). Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, детали механизма газораспределе­ния, втулка шестерни топливного насоса и втулка промежуточной шестерни.
Разбрызгиванием смазываются гильзы цилиндров, поршни, пор­шневой палец, зубья шестерен и другие детали, для которых нет необходимости в принудительном подводе масла. Кроме того, на двигателе имеется ряд сборочных единиц (водяной насос, генера­тор, стартер), которые не подключены к системе. Они смазываются отдельно.
Масло заливают в поддон 14 блок-картера через заливную гор­ловину с фильтрующей сеткой, а сливают через отверстие в поддоне, закрываемое пробкой. Уровень масла контролируют масломерной линейкой. Насос 13 засасывает масло из поддона 14 блок-картера через сетку маслоприемника 11 и подает его через нагнетательный маслопровод и каналы в блок-картере к фильтру (центрифуге) 7.
Из корпуса центрифуги основной поток масла направляется по маслопроводу к радиатору 5. Остальная часть масла (около 20 %) идет на привод ротора реактивной центрифуги 7 и затем сливается в поддон картера через маслопровод 10. Из радиатора по маслопро­воду 6 масло поступает в главную магистраль 17 и по поперечным каналам 16 подается в коренные подшипники коленчатого вала. От коренных подшипников часть масла через наклонные каналы 15 в коленчатом валу подводится к шатунным шейкам, в полостях которых проходит дополнительную центробежную очистку. Дру­гая часть масла от коренных подшипников отводится по сверлениям в блоке к подшипникам распределительного вала.
Клапанный механизм смазывается маслом, поступающим пуль­сирующим потоком от задней опоры распределительного вала по вертикальным каналам 4. Масло к нему поступает только при сов­падении наклонного отверстия в шейке распределительного вала с отверстием, подводящим масло к опоре, и с вертикальным отвер­стием в канале 4. Из канала 4 масло по трубке 2 подается во внутрен­нюю полость 18 осей коромысел и через отверстия в осях — к втул­кам коромысел.

Остальные трущиеся поверхности клапанного механизма смазы­ваются маслом, вытекающим из втулок коромысел. Масло из кла­панной коробки сливается в блок-картер через отверстия под штанги толкателей в головке цилиндров и в блок-картере, попадает во внутреннюю полость толкате­лей и через отверстия в до­нышках толкателей смазы­вает кулачки распределитель­ного вала.
Зубья распределительных шестерен смазываются мас­лом, поступающим из трех ра­диальных отверстий оси про­ межуточной шестерни, а так­ же маслом, вытекающим из переднего подшипника рас­пределительного вала и под­шипников промежуточной ше­стерни привода топливного насоса. Кроме того, на зубья попадает масло, разбрызги­ваемое шестерней привода масляного насоса.
В смазочной системе дви­гателя имеются четыре авто­матически работающих кла­пана: предохранительный 12, сливной 9 и перепускной 8.
Предохранительный клапан 12 пре­дотвращает чрезмерное повы­шение давления в системе при пуске холодного двига­теля, когда вязкость масла высокая. Клапан отрегулиро­ван на давление 0,7—0,8 МПа.
Если давление превысит эту величину, масло сбрасывает­ся в картер двигателя.
Сливным клапаном 9 регулируется давле­ние масла в главной масля­ной магистрали 17. При ра­боте прогретого двигателя (до температуры масла 70—95 °C) при номинальной частоте вращения давление масла должно быть 0,25—0,35 МПа.
 Перепускной клапан 8 пропускает неочищенное масло, минуя фильтр грубой очистки, в магистраль при засорении фильтра грубой очистки, а также в момент пуска двигателя при низкой температуре. Клапан отрегулирован на перепад давления 0,3—0,45 МПа.
Для отключения радиатора (в период зимней эксплуатации дви­гателя) в смазочной системе предусмотрен переключатель. Пере­ключатель имеет два положения: 3 (зима) и Л (лето).
Температуру масла измеряют дистанционным термометром, дат­чик которого установлен в корпусе фильтра. Циферблат термометра смонтирован на щитке приборов. Давление масла в масляной маги­страли контролируют манометром, также расположенным на щитке приборов.
Смазочный насос шестеренного типа дизелей СМД-14 аналогичен описанному в этой статье (см. рис. 46). Вместо двойного масляного фильтра грубой и тонкой очистки масла (см. рис. 47) двигатели СМД-14 оснащены полнопоточной центрифугой (см. рис. 88), принцип дей­ствия которой описан здесь.
Основные детали полнопоточной центрифуги двигателей СМД-14 (рис. 115): корпус 1, ротор, состоящий из остова 6 и крышки 7, ось 8 и колпак 5. В корпусе центрифуги размещены перепускной клапан и переключатель 22 масляного радиатора. Сливной клапан находится в крышке фланца масляного фильтра. Переключатели масляного радиатора, перепускной и сливной клапаны аналогичны клапанам фильтра двойной очистки масла.
Для очистки масло подается в ротор через центральный канал в корпусе фильтра и через сверления в оси и нижней части остова ротора. Очищенное в роторе масло поступает в главную магистраль через отверстия 15 в верхней части остова и отверстия в оси ротора, а также через трубку 16 отвода масла.
Благодаря тому что все масло, поступающее в главную магист­раль и далее к местам смазки, проходит тонкую очистку, качество очистки масла намного выше, чем в фильтре двойной очистки.
Отсутствие же второй секции — щелевого фильтра — значительно упрощает конструкцию всего фильтра и его обслуживание при эксплуатации.