Механизм передачи двигателей П-23 состоит из муфты сцепления, редуктора и автомата включения.
Муфта сцепления предназначена для плавного соединения коленчатого вала пускового двигателя с маховиком дизеля во время пуска последнего. Она расположена в закрытом кожухе 8 (рис. 168), прикрепленном к задней стенке блок-картера пускового двигателя, и состоит из ведущего диска 2, соединенного с маховиком пускового двигателя, и двух ведомых дисков: неподвижного 1 и нажимного 3, соединенных с шлицевым валом 11. На переднем конце вала имеется опорная шейка, а на заднем — шестерня 16, выполненная как одно целое с валом.
Передней опорой вала служит роликоподшипник, вставленный свободно в выточку коленчатого вала, а задней — шарикоподшипник 10, установленный в кожухе муфты сцепления. Неподвижный диск муфты удерживается на валу стопорным пальцем 5.
Нажимной диск скользит по ступице неподвижного диска и удерживается от проворачивания головкой стопорного пальца 5, входящей в паз нажимного диска. Между этими дисками расположен ведущий диск с двумя фрикционными накладками. Ведущий диск имеет зубья, которыми входит в зацепление с внутренним зубчатым венцом маховика.
На втулку неподвижного диска навернута крестовина 20 муфты, имеющая по окружности четыре вилки, в которых закреплены нажимные кулачки 4. Кулачки качаются на пальцах. Один конец кулачка имеет головку, упирающуюся при работе муфты в нажимной диск, другой соединяется двойной серьгой 19 с ушками подвижной муфты 7.
Чтобы крестовина муфты сцепления не могла проворачиваться на резьбе втулки неподвижного диска, она имеет защелку 18.
Головка защелки вставлена в отверстие крестовины и отжимается пружиной. Другой конец защелки имеет кнопку для выжимания.
При навертывании крестовины на втулку неподвижного диска защелка входит в одно из отверстий нажимного диска, удерживая крестовину в определенном положении.
Для регулирования муфты сцепления нажимной диск имеет 16 отверстий, в которые может быть установлена защелка крестовины.
Оттянув защелку, крестовину можно повернуть и установить в определенное положение относительно нажимного диска, обеспечивая нужную силу нажима кулачков.
Включение и выключение муфты сцепления осуществляется с помощью механизма управления, состоящего из вилки 14 и разъемного хомута 6.
Рычаг управления муфтой сцепления насажен на вертикальный валик 12 и укреплен на нем шпонкой и стяжным болтиком. Управление этим рычагом дистанционное через тягу. Вертикальный валик вращается в приливах корпуса муфты.
Внутри корпуса на вертикальном валике расположена отводная вилка 14 в виде двух рычажков, отлитых заодно с втулкой.
Вилка укреплена на валике двумя шпонками и двумя стяжными болтиками, стягивающими разрезную втулку. Концы рычажков вилки лапками захватывают пальцы разъемного хомута 6. Разъемный хомут свободно охватывает кольцевой буртик подвижной муфты 7. Половинки хомута скреплены двумя болтами. К верхнему пальцу разъемного хомута припаяна воронка, служащая маслосборником при наливании масла через масленку. Масленка впрессована в отверстие кожуха муфты сцепления. Из воронки масло по каналу в пальце хомута поступает на трущиеся поверхности подвижной муфты.
Принцип работы муфты сцепления заключается в следующем.
При повороте рычага включения муфты к себе (от дизеля) отводная вилка 14 передвигает разъемный хомут и подвижную муфту вперед.
При этом серьги, действуя на концы нажимных кулачков, заставляют последние поворачиваться вокруг пальцев. Свободные концы кулачков давят на нажимной диск 3, перемещают его по втулке не подвижного диска и прижимают им ведущий диск 2 к неподвижному диску 1. В этом случае при работающем двигателе трение между дисками увеличивается, ведущий диск сцепляется с ведомым и приводит во вращение вал муфты сцепления. Муфта включается.
Чтобы выключить муфту, необходимо отжать (движением от себя к дизелю) рычаг включения муфты, тогда хомут вместе с подвижной муфтой будет отжимать серьги и кулачки от нажимного диска. Последний, освобождая средний диск, позволит ему свободно вращаться, не приводя во вращение вал муфты сцепления.
Чтобы произвести безударное включение приводных шестерен редуктора, необходимо приостановить вращение вала муфты сцепления и соединенного с ним вала механизма включения. Для остановки вала муфты сцепления с сидящими на нем дисками, которые после выключения муфты еще продолжают вращаться по инерции, устроен особый тормоз. Тормоз представляет собой диск 17, приклепанный к заднему фланцу кожуха муфты с внутренней стороны.
При выключении муфты сцепления подвижная муфта 7 скользит по валу до тех пор, пока не упрется торцом в тормозок. При нажатии ее на тормозок вращение замедляется и тем самым притормаживается вал муфты сцепления и связанный с ним вал механизма включения.
В нижней части корпуса муфты имеется спускное устройство 23, служащее для спуска скопившегося отработанного масла, а также керосина при промывке дисков муфты.
В боковой стенке кожуха муфты имеется люк, закрытый крышкой. Люк предназначен для осмотра и регулировки механизма сцепления, а также для промывки дисков муфты.
Редуктор пускового двигателя предназначен для прокручивания коленчатого вала холодного (непрогретого) дизеля с небольшой частотой вращения, но большим крутящим моментом (перед пуском), а прогретого — с большой (пусковой) частотой вращения для быстрого пуска. Редуктор — двухступенчатый, с замедлен ной передачей для прокручивания холодного дизеля и прямой передачей, применяемой после прогрева при пуске; передней частью прикреплен к кожуху муфты сцепления, а задней входит в отверстие кожуха маховика дизеля и прикреплен к кожуху двумя болтами.
Редуктор состоит из чугунного корпуса 1 (рис. 169) с крышкой 27, двойной промежуточной шестерни 9, свободно сидящей на оси 6, скользящей шестерни 2, насаженной на шлицевой вал 3, и деталей управления редуктором. Большой венец промежуточной шестерни находится в постоянном зацеплении с шестерней вала муфты сцепления, но соединен не на полный зуб. Скользящая шестерня имеет наружный и внутренний зубчатые венцы. При зацеплении скользящей шестерни наружным венцом с малым венцом промежуточной шестерни включается замедленная передача, а при зацеплении внутренним венцом со свободной частью зубьев шестерни муфты сцепления — прямая (ускоренная) передача. Редуктор управляется установленным на его крышке рычагом.
Масло заливают в редуктор через заливное отверстие в корпусе, а спускают через спускное отверстие в нижней части корпуса, закрытое пробкой 28. В корпус ввернут сапун 25, соединяющий внутреннее пространство корпуса с атмосферой.
Автомат включения предназначен для соединения шестерни 4 привода с зубчатым венцом маховика дизеля при прокручивании его и для автоматического выключения шестерни привода из зацепления с венцом маховика после пуска дизеля. Шестерня привода свободно надета на шлицевой конец вала 3; на хвостовой части ее болтами закреплена муфта 5. В задний торец муфты впрессована пятка 11, в которую упирается рычаг механизма включения.
Рычаг продвигает шестерню вперед и она входит в зацепление с зубчатым венцом маховика. Шестерня удерживается во включенном положении защелками 13, соединенными пальцами с муфтой.
Как только частота вращения маховика дизеля превысит 300— 320 об/мин, защелки под действием центробежной силы разойдутся, преодолев силу натяжения пружины 12, шестерня с муфтой отодвинется назад пружинами 17 толкателя и выйдет из зацепления с венцом маховика дизеля.