Механизм передачи двигателей П-23

Механизм передачи двигателей П-23 состоит из муфты сцепле­ния, редуктора и автомата включения.
Муфта сцепления предназначена для плавного соеди­нения коленчатого вала пускового двигателя с маховиком дизеля во время пуска последнего. Она расположена в закрытом кожухе 8 (рис. 168), прикрепленном к задней стенке блок-картера пускового двигателя, и состоит из ведущего диска 2, соединенного с махови­ком пускового двигателя, и двух ведомых дисков: неподвижного 1 и нажимного 3, соединенных с шлицевым валом 11. На переднем конце вала имеется опорная шейка, а на заднем — шестерня 16, выполненная как одно целое с валом.
Передней опорой вала служит роликоподшипник, вставленный свободно в выточку коленчатого вала, а задней — шарикоподшип­ник 10, установленный в кожухе муфты сцепления. Неподвижный диск муфты удерживается на валу стопорным пальцем 5.
Нажимной диск скользит по ступице неподвижного диска и удер­живается от проворачивания головкой стопорного пальца 5, входя­щей в паз нажимного диска. Между этими дисками расположен ведущий диск с двумя фрикционными накладками. Ведущий диск имеет зубья, которыми входит в зацепление с внутренним зубчатым венцом маховика.
На втулку неподвижного диска навернута крестовина 20 муфты, имеющая по окружности четыре вилки, в которых закреплены нажимные кулачки 4. Кулачки качаются на пальцах. Один конец кулачка имеет головку, упирающуюся при работе муфты в нажимной диск, другой соединяется двойной серьгой 19 с ушками подвижной муфты 7.
Чтобы крестовина муфты сцепления не могла проворачиваться на резьбе втулки неподвижного диска, она имеет защелку 18.
Головка защелки вставлена в отверстие крестовины и отжимается пружиной. Другой конец защелки имеет кнопку для выжимания.
При навертывании крестовины на втулку неподвижного диска защелка входит в одно из отверстий нажимного диска, удерживая кресто­вину в определенном положении.
Для регулирования муфты сцепления нажимной диск имеет 16 отверстий, в которые может быть установлена защелка крестовины.
Оттянув защелку, крестовину можно повернуть и установить в определенное положение относительно нажимного диска, обеспе­чивая нужную силу нажима кулачков.
Включение и выключение муфты сцепления осуществляется с помощью механизма управления, состоящего из вилки 14 и разъем­ного хомута 6.
Рычаг управления муфтой сцепления насажен на вертикальный валик 12 и укреплен на нем шпонкой и стяжным болтиком. Управ­ление этим рычагом дистанционное через тягу. Вертикальный валик вращается в приливах корпуса муфты.
Внутри корпуса на вертикальном валике расположена отвод­ная вилка 14 в виде двух рычажков, отлитых заодно с втулкой.
Вилка укреплена на валике двумя шпонками и двумя стяжными болтиками, стягивающими разрезную втулку. Концы рычажков вилки лапками захватывают пальцы разъемного хомута 6. Разъемный хомут свободно охватывает кольцевой буртик подвижной муфты 7. Половинки хомута скреплены двумя болтами. К верхнему пальцу разъемного хомута припаяна воронка, служащая маслосборником при наливании масла через масленку. Масленка впрессована в отверстие кожуха муфты сцепления. Из воронки масло по каналу в пальце хомута поступает на трущиеся поверхности подвижной муфты.
Принцип работы муфты сцепления заключается в следующем.
При повороте рычага включения муфты к себе (от дизеля) отводная вилка 14 передвигает разъемный хомут и подвижную муфту вперед.
При этом серьги, действуя на концы нажимных кулачков, заставляют последние поворачиваться вокруг пальцев. Свободные концы ку­лачков давят на нажимной диск 3, перемещают его по втулке не­ подвижного диска и прижимают им ведущий диск 2 к неподвижному диску 1. В этом случае при работающем двигателе трение между дисками увеличивается, ведущий диск сцепляется с ведомым и при­водит во вращение вал муфты сцепления. Муфта включается.
Чтобы выключить муфту, необходимо отжать (движением от себя к дизелю) рычаг включения муфты, тогда хомут вместе с под­вижной муфтой будет отжимать серьги и кулачки от нажимного диска. Последний, освобождая средний диск, позволит ему свободно вращаться, не приводя во вращение вал муфты сцепления.
Чтобы произвести безударное включение приводных шестерен редуктора, необходимо приостановить вращение вала муфты сцеп­ления и соединенного с ним вала механизма включения. Для ос­тановки вала муфты сцепления с сидящими на нем дисками, которые после выключения муфты еще продолжают вращаться по инерции, устроен особый тормоз. Тормоз представляет собой диск 17, прикле­панный к заднему фланцу кожуха муфты с внутренней стороны.


При выключении муфты сцепления подвижная муфта 7 скользит по валу до тех пор, пока не упрется торцом в тормозок. При нажатии ее на тормозок вращение замедляется и тем самым притормаживается вал муфты сцепления и связанный с ним вал механизма включения.
В нижней части корпуса муфты имеется спускное устройство 23, служащее для спуска скопившегося отработанного масла, а также керосина при промывке дисков муфты.
В боковой стенке кожуха муфты имеется люк, закрытый крыш­кой. Люк предназначен для осмотра и регулировки механизма сцепления, а также для промывки дисков муфты.
 Редуктор пускового двигателя предназначен для прокру­чивания коленчатого вала холодного (непрогретого) дизеля с неболь­шой частотой вращения, но большим крутящим моментом (перед пуском), а прогретого — с большой (пусковой) частотой враще­ния для быстрого пуска. Редуктор — двухступенчатый, с замедлен­ ной передачей для прокручивания холодного дизеля и прямой пере­дачей, применяемой после прогрева при пуске; передней частью прикреплен к кожуху муфты сцепления, а задней входит в отвер­стие кожуха маховика дизеля и прикреплен к кожуху двумя бол­тами.
 Редуктор состоит из чугунного корпуса 1 (рис. 169) с крышкой 27, двойной промежуточной шестерни 9, свободно сидящей на оси 6, скользящей шестерни 2, насаженной на шлицевой вал 3, и дета­лей управления редуктором. Большой венец промежуточной шестер­ни находится в постоянном зацеплении с шестерней вала муфты сцепления, но соединен не на полный зуб. Скользящая шестерня имеет наружный и внутренний зубчатые венцы. При зацеплении скользящей шестерни наружным венцом с малым венцом промежу­точной шестерни включается замедленная передача, а при зацеплении внутренним венцом со свободной частью зубьев шестерни муфты сцепления — прямая (ускоренная) передача. Редуктор управляется установленным на его крышке рычагом.
Масло заливают в редуктор через заливное отверстие в корпусе, а спускают через спускное отверстие в нижней части корпуса, закрытое пробкой 28. В корпус ввернут сапун 25, соединяющий внутреннее пространство корпуса с атмосферой.
 Автомат включения предназначен для соединения шестерни 4 привода с зубчатым венцом маховика дизеля при прокру­чивании его и для автоматического выключения шестерни привода из зацепления с венцом маховика после пуска дизеля. Шестерня привода свободно надета на шлицевой конец вала 3; на хвостовой части ее болтами закреплена муфта 5. В задний торец муфты впрес­сована пятка 11, в которую упирается рычаг механизма включения.
Рычаг продвигает шестерню вперед и она входит в зацепление с зубчатым венцом маховика. Шестерня удерживается во включен­ном положении защелками 13, соединенными пальцами с муфтой.
Как только частота вращения маховика дизеля превысит 300— 320 об/мин, защелки под действием центробежной силы разойдутся, преодолев силу натяжения пружины 12, шестерня с муфтой отодви­нется назад пружинами 17 толкателя и выйдет из зацепления с венцом маховика дизеля.