Общие сведения. Остов двигателей Д-65

Дизели Д-65 (см. табл. 1 и 3) устанавливают на тракторах, которые используют в качестве тягачей или базовых машин для одноковшовых экскаваторов, бульдозеров. Кроме того, дизели Д-65Н применяют в качестве силовых установок одноковшовых и траншейных экскаваторов.
Дизели Д-65 выпускают под марками Д-65Н, Д-65ЛС, Д-65М и др. Они однотипны по своему устройству и отличаются только конструкциями отдельных сборочных единиц и пусковых устройств.
Дизель Д-65ЛС отличается от дизеля Д-65Н конструкцией махо­вика, картера маховика с механизмом включения шестерни при­ вода и передней опоры.
 Остовы дизелей Д-65 имеют во многом одинаковое устройство.
Все механизмы, агрегаты и отдельные детали размещают и крепят внутри и снаружи остова, состоящего из блок-картера 1 (рис. 90), головки 2 цилиндров, поддона 21 картера, картера 32 шестерен распределения с крышкой 25 и картера 15 маховика.
Блок-картер 1 представляет собой чугунную отливку сложной коробчатой формы, объединяющую в одно целое верхнюю часть картера с блоком цилиндров, которые выполнены в виде отдельных вставных гильз 33. Для повышения жесткости блок-картер внутри имеет перегородки, усиленные так же, как и его стенки, ребрами.
Поперечные вертикальные перегородки, разделяющие водяную рубашку блок-картера, образуют четыре отдельных отсека, в кото­рых размещены гильзы цилиндров.
Для установки гильз 33 в верхней полке и горизонтальной пере­городке блок-картера расточены отверстия. Верхнее отверстие выполнено ступенчатым и образует опору для буртика гильзы, удерживающего ее в осевом направлении. В нижнем отверстии резиновыми кольцами создано уплотнение в месте выхода гильзы в кривошипную камеру.
Опоры коренных подшипников 29 образованы пол у кольцевыми утолщениями в перегородках, передней и задней стенках блок-кар­тера и прилегающими к ним крышками. Опорные поверхности в блок-картере и крышках обрабатывают совместно, поэтому пере­ставлять крышки с одного места на другое не допускается.
К передней плоскости блок-картера крепят картер 32 шестерен распределения, который спереди закрыт крышкой 25. К задней обработанной плоскости блок-картера болтами крепят картер 15 маховика 17. На боковых стенках блок-картера предусмотрены обработанные площадки для крепления агрегатов и деталей дви­гателя.
Во всех местах, где требуется уплотнение, предотвращающее вытекание воды, масла или попадание внутрь блок-картера пыли и грязи, между прилегающими деталями и блок-картером установ­лены прокладки из картона, пробки и специальные сальники.
К верхней плоскости блок-картера с помощью шпилек с гайками крепят головку 2 цилиндров, в которой размещены впускные и выпускные каналы и клапаны. Пространство вокруг каналов и камер образует водяную рубашку головки, сообщающуюся через отверстия с рубашкой охлаждения блок-картера. Против каждого цилиндра на нижней плоскости головки сделано два отверстия с фасками, служащими опорными седлами для впускных 7 и выпуск­ных 6 клапанов.

Цилиндрические ступенчатые отверстия, выходящие на наклон­ную плоскость головки и сообщающиеся с камерами сгорания, служат для установки форсунок. На головке цилиндров располо­жены коромысла клапанов и другие детали механизма газораспре­деления. Все эти детали закрыты сверху крышкой 5 для пре­дохранения от пыли и грязи и предотвращения течи масла на­ружу.
 Картер 32 шестерен распределения и крышка 25 отлиты из серого чугуна. На нижней плоскости картера шестерен просверлены отверстия для болтов и установочных штифтов, которыми крепят и фиксируют кронштейн привода смазочного насоса 23, Картер шестерен центрируют па блок-картере по буртику оси промежуточ­ной шестерни и запрессованному в блок-картер штифту.
Картер 15 маховика также отлит из серого чугуна. Для точ­ного расположения картера служат установочные штифты и болт, входящие в отверстия в стенке картера маховика. На нижней стенке картера предусмотрено резьбовое отверстие, закрываемое пробкой, что позволяет периодически сливать масло.
В верхней части картер маховика образует отдельную коробку, в которой размещен механизм передачи вращения от пускового двигателя 14 к дизелю. На наружной стенке коробки имеются два резьбовых отверстия, закрытые пробками: нижнее — для слива масла из коробки при его смене, верхнее — для проверки уровня масла в коробке. На верхней обработанной площадке коробки четырьмя шпильками крепят пусковой двигатель, для правильной установки которого имеются два установочных штифта.
Поддон 21 картера дизеля отштампован из листовой стали и к блок-картеру прикреплен болтами с пружинными шайбами. Для полного слива масла из масляной ванны в нижней части установ­лена пробка 22. Для уменьшения расплескивания масла при работе машин в масляной ванне смонтированы маслоуспокаивающие пла­стины.
С боковых сторон дизеля крепят топливный насос, топливные фильтры тонкой и грубой очистки, масляную центрифугу. Для проверки уровня масла в поддоне 21 картера установлена масло­ мерная линейка. Для подъема дизеля ввернуты два рым-болта в корпус водяного насоса и один рым-болт в верхнюю часть кар­тера 15 маховика.