Общие сведения. Остов двигателей Д-50

Дизели Д-50 (см. табл. 1 и 3) устанавливают на тракторах МТЗ, которые используют в качестве базовых машин для многоковшовых экскаваторов, бульдозеров и погрузчиков.
Описываемые ниже дизели однотипны по своему устройству и отличаются только пусковыми устройствами. На дизеле Д-50 устанавливают стартер СТ-212 (см. здесь), на Д-50Л — карбюратор­ный одноцилиндровый двигатель ПД-10У.
Остовы этих дизелей имеют во многом одинаковое устройство.
Все механизмы, агрегаты и отдельные детали размещают и крепят внутри и снаружи остова, состоящего из блок-картера 13 (рис. 80), головки 26 цилиндров, поддона 4 картера, крышки распределитель­ных шестерен и картера маховика.
Блок-картер 13 представляет собой чугунную отливку слож­ной коробчатой формы, объединяющую в одно целое верхнюю часть картера с блоком цилиндров. Для повышения жесткости блок-картер внутри имеет перегородки,усиленные так же, как и его стенки, ребрами. Поперечные вертикальные перегородки, разделяющие водяную рубашку блок-картера, образуют четыре отдельных отсека, в которых размещены гильзы 31 цилиндров. Для установки гильз в верхней полке и горизонтальной пере­ городке блок-картера расточены отверстия.

Верхнее отверстие, выполненное ступенчатым, образует опору для буртика гильзы, который удерживает ее в осевом направлении. В нижнем отверстии резиновыми кольцами создано уплотнение в месте выхода гильзы в кривошипную камеру.
На верхней плоскости блок-картера имеются отверстия для про­ хода штанг толкателей; резьбовые отверстия для шпилек крепле­ния головки 26 цилиндров; отверстия, сообщающие водяные ру­башки блок-картера и головки, и отверстие для подвода масла к клапанному механизму.
Во всех местах, где требуется уплотнение, предотвращающее вытекание воды или масла или попадание внутрь блок-картера пыли и грязи, установлены прокладки из картона и пробки или специальные сальники 17.
К верхней плоскости блок-картера с помощью шпилек с гайками крепят головку цилиндров, в которой размещены впускные и выпуск­ные каналы и клапаны, а также вихревые камеры сгорания. Про­странство вокруг каналов и камер образует водяную рубашку го­ловки, сообщающуюся через отверстия с рубашкой охлаждения блок-картера. Против каждого цилиндра на нижней плоскости головки сделано два отверстия с обработанными под углом 45° фасками, служащими опорными седлами для впускных и выпуск­ных клапанов. Для лучшего наполнения цилиндров воздухом впуск­ные отверстия имеют больший размер, чем выпускные.
Цилиндрические ступенчатые отверстия, выходящие на наклон­ную плоскость головки и сообщающиеся с камерами сгорания, служат для установки форсунок. На головке цилиндров располо­жены коромысла клапанов и другие детали механизма газораспре­деления. Все эти детали закрыты сверху крышкой 27 для предохра­нения их от пыли и грязи и предотвращения течи масла наружу.
У вихревой камеры верхняя часть сферы получена обработкой головки цилиндров, а нижняя образована съемной вставкой.
Благодаря точному литью получают достаточно точные и чистые поверхности сферы и канала во вставке без механической обра­ботки. Выше вставок в камерах расположены отверстия для све­чей зажигания.