Механизм газораспределения Д-50

Механизмы газораспределения имеют верхнее расположение клапанов. Распределительный вал 1 (рис. 83) механизма газорас­пределения дизеля Д-50 имеет три опорные шейки, которые вра­щаются во втулках, запрессованных в блоке. Вал имеет восемь кулачков: два крайних и два средних — для выпускных клапанов, остальные — для впускных. Профили кулачков для впускных и выпускных клапанов разные, поэтому выпускные клапаны откры­ваются на большее время, чем впускные. Между шестым и седьмым кулачками на валу нарезан однозаходный червяк 2 для привода счетчика мото-часов.
Масло к шейкам вала 1 подводится по каналу вдоль оси вала и радиальным отверстиям. От осевого перемещения вал удержива­ется ввернутым в крышку распределительных шестерен болтом 10, который одновременно является регулировочным. На переднем конце вала закреплена шестерня 11 шпонкой и болтом с шайбой.
Тарелки впускного 5 и выпускного 6 клапанов разного диа­метра. Для плотного закрытия отверстия в головке цилиндров тарелка клапана имеет фаску, выполненную под углом 45°. Впуск­ной клапан изготовлен из хромистой стали, а выпускной — из жа­роупорной сильхромовой, которая сохраняет прочность и твердость при высокой температуре и хорошо сопротивляется коррозии.
Клапаны подвергают закалке. Они имеют по две пружины.

В стальном закаленном толкателе клапана грибовидной формы сделана широкая внутренняя расточка под штангу. Штанга толка­теля изготовлена из цельного стального прутка. Пустотелые оси коромысел крепят в четырех чугунных стойках: три одинаковые, а задняя имеет резьбовое отверстие, в которое ввернут угольник трубки 4, подводящей масло к коромыслам. Распорные пружины 3 и стопорные кольца на оси удерживают коромысла от осевого перемещения.
 Чтобы устранить шум при работе, распределительные шестерни 7—9, 11, 12 выполнены со спиральными зубьями. Длясогласова­ния работы кривошипно-шатунного и распределительного механизмов, а также топливного насоса шестерни закрепляют на валах в определенном, положении, а при сборке устанавливают относи­тельно друг друга по меткам.
Дизель Д-50 не имеет механизма декомпрессии.