Основные механизмы и системы

Двигатели внутреннего сгорания состоят из сборочных единиц и деталей, которые объединены в отдельные механизмы и системы.
В конструкции двигателя можно выделить следующие основные механизмы и системы: остов двигателя, кривошипно-шатунный ме­ханизм, механизм газораспределения, системы питания, зажига­ния, смазочную, охлаждения и пуска.
Остов двигателя об­разуют неподвижные корпусные детали, которые служат для уста­новки и крепления всех важней­ших механизмов и сборочных еди­ниц двигателя. К деталям остова относятся блок-картер 18 (рис. 7 и 8), головка 13 цилиндров, под­дон 22 картера и картер 20 махо­вика.
Кривошипно-шатун­ный механизм преобразует возвратно-поступательное движе­ние поршня в цилиндре во вра­щательное движение коленчатого вала. Он включает цилиндр 12, пор­шень 15 с кольцами, поршневой па­лец 16, шатун 17, коленчатый вал 21 и маховик 19.
Механизм газорас­пределения осуществляет своевременный впуск в цилиндр горючей смеси или воздуха и вы­пуск наружу отработавших газов.
Он состоит из распределительного кулачкового вала 3 (см. рис. 7), шестерен 1 и 2 для привода распре­делительного вала, толкателей 4, выпускных 10 и впускных 9 кла­панов и пружин 6.
Система питания служит для приготовления горючей смеси определенного состава из жидкого топлива и воздуха и подачи ее в цилиндры (карбюраторные двигатели) или для подачи топлива в цилиндры и наполнения их воздухом (дизели).
У карбюраторных двигателей эта система включает топливный бак, топливопроводы, топливные фильтры, подкачивающий топливный насос, карбюратор 5, воздухоочиститель, впускной и выпускной трубопроводы.
У дизеля в систему питания входят те же сборочные единицы, за исключением карбюратора, и дополнительно имеются топливный насос 31 (см. рис. 8) и форсунка 29.

Система зажигания карбюраторного двигателя пред­ назначена для принудительного воспламенения горючей смеси от электрической искры. При этом ток высокого напряжения получают двумя способами: от системы батарейного зажигания с помощью аккумуляторной батареи или от магнето. Батарейное зажигание по­ лучило распространение на автомобильных двигателях, а зажига­ние от магнето — на пусковых двигателях дизелей. У дизелей си­стема зажигания отсутствует.
Смазочная система предназначена для подвода масла при определенной температуре и под определенным давлением к трущимся поверхностям подвижных деталей для уменьшения сил трения между ними, удаления продуктов износа трущихся деталей и отвода выделяющегося тепла. Смазочная система включает резер­вуар для масла (обычно используется поддон картера), смазочный насос, радиатор, фильтры и маслопроводы. Для залива масла в кар­тер и вентиляции последнего служит сапун 26.
Система охлаждения предназначена для отвода тепла от сборочных единиц и деталей с целью предотвращения чрезмерного нагрева их горючими газами. Применяют два способа охлаждения двигателей: жидкостное и воздушное. Жидкостная система охлажде­ния включает рубашку охлаждения 30, радиатор, водяной насос 27, вентилятор, клапан-термостат, патрубки и трубопроводы. Воздуш­ная система охлаждения состоит из охлаждающих ребер 38, венти­лятора или воздуходувки и направляющих элементов.
Система пуска предназначена для пуска двигателя в ход.
Различают пуск двигателя от руки посредством рукоятки и механи­ческий пуск с помощью пускового карбюраторного двигателя или электрического стартера. Кроме того, в систему пуска входит ме­ханизм передачи движения от пускового двигателя или стартера к основному двигателю.