Двигатели внутреннего сгорания состоят из сборочных единиц и деталей, которые объединены в отдельные механизмы и системы.
В конструкции двигателя можно выделить следующие основные механизмы и системы: остов двигателя, кривошипно-шатунный механизм, механизм газораспределения, системы питания, зажигания, смазочную, охлаждения и пуска.
Остов двигателя образуют неподвижные корпусные детали, которые служат для установки и крепления всех важнейших механизмов и сборочных единиц двигателя. К деталям остова относятся блок-картер 18 (рис. 7 и 8), головка 13 цилиндров, поддон 22 картера и картер 20 маховика.
Кривошипно-шатунный механизм преобразует возвратно-поступательное движение поршня в цилиндре во вращательное движение коленчатого вала. Он включает цилиндр 12, поршень 15 с кольцами, поршневой палец 16, шатун 17, коленчатый вал 21 и маховик 19.
Механизм газораспределения осуществляет своевременный впуск в цилиндр горючей смеси или воздуха и выпуск наружу отработавших газов.
Он состоит из распределительного кулачкового вала 3 (см. рис. 7), шестерен 1 и 2 для привода распределительного вала, толкателей 4, выпускных 10 и впускных 9 клапанов и пружин 6.
Система питания служит для приготовления горючей смеси определенного состава из жидкого топлива и воздуха и подачи ее в цилиндры (карбюраторные двигатели) или для подачи топлива в цилиндры и наполнения их воздухом (дизели).
У карбюраторных двигателей эта система включает топливный бак, топливопроводы, топливные фильтры, подкачивающий топливный насос, карбюратор 5, воздухоочиститель, впускной и выпускной трубопроводы.
У дизеля в систему питания входят те же сборочные единицы, за исключением карбюратора, и дополнительно имеются топливный насос 31 (см. рис. 8) и форсунка 29.
Смазочная система предназначена для подвода масла при определенной температуре и под определенным давлением к трущимся поверхностям подвижных деталей для уменьшения сил трения между ними, удаления продуктов износа трущихся деталей и отвода выделяющегося тепла. Смазочная система включает резервуар для масла (обычно используется поддон картера), смазочный насос, радиатор, фильтры и маслопроводы. Для залива масла в картер и вентиляции последнего служит сапун 26.
Система охлаждения предназначена для отвода тепла от сборочных единиц и деталей с целью предотвращения чрезмерного нагрева их горючими газами. Применяют два способа охлаждения двигателей: жидкостное и воздушное. Жидкостная система охлаждения включает рубашку охлаждения 30, радиатор, водяной насос 27, вентилятор, клапан-термостат, патрубки и трубопроводы. Воздушная система охлаждения состоит из охлаждающих ребер 38, вентилятора или воздуходувки и направляющих элементов.
Система пуска предназначена для пуска двигателя в ход.
Различают пуск двигателя от руки посредством рукоятки и механический пуск с помощью пускового карбюраторного двигателя или электрического стартера. Кроме того, в систему пуска входит механизм передачи движения от пускового двигателя или стартера к основному двигателю.