Техническое обслуживание механизма газораспределения

Техническое обслуживание механизма газораспределения заклю­чается в проверке и регулировании зазора между торцом стержня клапана и бойком коромысла, проверке герметичности клапанов и осевого перемещения распределительного вала.
Наиболее часто требуется регулировать зазоры в клапанах, так как при увеличении этих зазоров уменьшается наполнение цилиндров воздухом или смесью, а при их уменьшении обгорают фаски выпускных клапанов и заедают стержни клапанов в направ­ляющих втулках.
Проверяют и регулируют зазоры сначала после 60 ч работы двигателя, а затем через каждые 240—480 ч. Обязательно регули­руют зазоры после разборки механизма привода клапанов или сня­тия головки цилиндров. Перед проверкой и регулированием зазо­ров проверяют затяжку гаек крепления головки цилиндров и стоек осей коромысел. Зазоры удобно проверять в обоих клапанах каждого цилиндра одновременно в последовательности, соответст­вующей порядку работы двига­теля. В этом случае для регули­рования зазоров между клапа­нами и коромыслами в каждом следующем цилиндре коленча­тый вал поворачивают на пол­-оборота у четырехцилиндровых двигателей и на 120° — у ше­стицилиндровых двигателей. За­зоры проверяют при положе­ниях коленчатого вала, соответствующих концу такта сжатия в каждом цилиндре.
Если зазоры в клапанах, за­меренные щупом, больше или меньше, чем предусмотрено, ос­лабляют контргайку 4 (рис. 173) регулировочного винта 5 и, про­ворачивая его отверткой, добиваются получения необходимого зазора. Например, для дизеля Д-108 зазор между коромыслом 6 и стержнем 7 клапана должен быть равным 0,25—0,33 мм.
Затем между наконечником 3 штанги 1 и хвостовиком коромысла 6 устанавливают зазор 0,5—1,0 мм, добиваясь открытия клапанов при включении механизма декомпрессии в пределах 0,7—2,5 мм.
Регулируют зазор поворотом наконечника 3 при ослабленной контр­гайке 2, после затяжки которой зазор проверяют вновь. Аналогично проверяют и регулируют зазоры в клапанах других дизелей. При правильном обслуживании и нормальных условиях работы дви­гателя герметичность клапанов сохраняется не менее 2000 ч работы двигателя.
Воздействие горячих газов, ударных нагрузок, отложение на­гара со временем нарушают герметичное прилегание клапанов к гнез­дам. Это приводит к прорывам отработавших газов, уменьшению компрессии и мощности двигателя, затруднению его пуска и т. д.
Причиной появления стука в клапанах при правильных зазорах может быть отставание клапана под действием сил инерции, выз­ванное ослаблением пружины из-за уменьшения ее длины. Стук клапана в этом случае появляется обычно при работе двигателя с частотой вращения, близкой к номинальной. При снижении ча­стоты вращения стук исчезает.
Ослабленную пружину можно выявить, не снимая всех пружин с головки. Для этого измеряют усилия, необходимые для отрыва каждого клапана от седла. Пружину, требующую наименьшего уси­лия, заменяют новой, и проверяют работу механизма по стуку дви­гателя.

Перед заменой пружины поршень соответствующего цилиндра переводят в в.м.т., чтобы клапаны не упали внутрь ци­линдра.
В случае небольших износов или порчи уплотняющих поверх­ностей клапана и седла (выбоины, коробление, обгорание фасок) их ремонтируют путем притирки.
Осевое перемещение распределительного вала, например у ди­зелей СМД-14, регулируют при износе бурта втулки 2 (рис. 174) переднего подшипника, а также при снятии и последующей уста­новке крышки 9 картера распределительных шестерен. При регули­ровании винт 6 завертывают отверткой 7 до упора в подпятник 5, отпустив предварительно ключом 8 контргайку. Затем, вывернув винт 6 на четверть оборота, вновь фиксируют его контргайкой.
Это дает возможность распределительному валу перемещаться в пре­делах 0,5 мм.