Остов двигателей

Неподвижный остов двигателя образует защитный корпус для расположенных внутри него деталей, предохраняя их от поврежде­ний, коррозии и загрязнения.
Детали остова (рис. 9) для повышения их жесткости выполняют более массивными, чем остальные детали двигателя, поэтому они составляют основную часть общей массы двигателя. Все детали осто­ва надежно соединены между собой и для герметичности и пылене­проницаемости стыки в соединениях уплотнены прокладками.
Детали остова отливают из серого или легированного чугуна либо из алюминиевого сплава.
Блок-картер 7 представляет собой отливку коробчатой формы, верхняя часть которой образует блок цилиндров, а ниж­няя — верхнюю половину картера коленчатого вала. Жесткость блок-картера увеличена за счет постановки перегородок и оребрения внутренней поверхности. Поперечные вертикальные перегородки разделяют блок-картер на одинаковые отсеки, число которых равно числу цилиндров.
При воздушном охлаждении (рис. 9, а) поверхность охлажде­ния цилиндров 4 увеличена за счет ребер. При жидкостном охлаж­дении (рис. 9, б) между наружной поверхностью цилиндра и внут­ренними стенками блока создано пространство — водяная рубашка, заполняемая охлаждающей жидкостью.

В блок-картере устанавливают подшипники коленчатого и распределительного валов, оси и валы шестерен приводов разных механизмов и другие детали. Примерно в средней части блок-картера имеется горизонтальная перегородка, отделяющая верх­нюю полость картера, в которой циркулирует охлаждающая жидкость, от нижней, заполненной маслом и масляным туманом, обра­зующимися при вращении коленчатого вала двигателя.
На внутренних и наружных поверхностях стенок блока имеются обработанные площадки для крепления различных деталей и меха­низмов. Так, шпильками 19 (см. рис. 9, б) крепят масляный фильтр, а шпильками 26 — коренные подшипники коленчатого ва­ла.
К верхней части каждого цилиндра крепят головку 3 (см. рис. 9, а), которая при воздушном охлаждении также снабжена специальными ребрами. При жидкостном ох­лаждении многоцилиндровый двигатель имеет либо одну общую головку цилиндров, либо одну головку на несколь­ко цилиндров. Головку кре­пят к верхней обработанной поверхности блок-картера шпильками 13 (см. рис. 9, б).
Водяная рубашка блок-картера сообщается с водяной рубашкой головки цилиндров отверстиями в верхней плите.
На двух фигурных фланцах, расположенных впереди блок-картера, монтируют картер распределительных шестерен и водяной насос. Фланец в нижней части заднего торца блок-картера используют для крепления картера маховика, а также верхней 14 и нижней 18 половин корпуса уплотне­ния коленчатого вала. Это уплотнение не допускает вы­текания масла из картера.
Хотя внутреннее пространство блок-картера тщательно закрыто и уплотнено во избежание попадания пыли и вытекания масла, однако полностью герметизировать его нельзя, потому что при работе двигателя возможен прорыв воздуха и газов из цилиндра в картер. Чтобы при этом избежать повышения давления в картере и предотвратить вытеснение из него масла, полость картера сооб­щена с атмосферой с помощью сапуна (рис. 9, в).
Сапун пропускает из картера наружу воздух и газы, если дав­ление в нем выше атмосферного. Если же после остановки двига­теля давление остывшего в нем воздуха стало ниже атмосферного, в картер через сапун входит воздух снаружи. Проволочная на­бивка 34, смоченная маслом, очищает этот воздух от пыли.
Головка цилиндров (рис. 10) у четырехцилиндрового двигателя чаще всего является общей отливкой сложной формы, которую крепят к блоку шпильками, расположенными равномерно по всей ее поверхности. Поверхность головки, соприкасающуюся с блоком, тщательно обрабатывают. Во избежание прорыва газов она должна плотно прилегать к блок-картеру. Между блок-картером и головкой создается уплотнение с помощью металлоасбестовой про­ кладки 7.
В головке расточены гнезда 4 и 5 под клапаны. Крайние и средние гнезда 5 соединены внутри голов­ки каналами 1 с выхлопной тру­бой для удаления отработавших газов. Остальные четыре гнезда 4, имеющие больший размер, соеди­нены другими каналами с впуск­ной трубой 12.
Для установки форсунок слу­жат отверстия 10, которые через вихревые камеры сообщаются с цилиндрами двигателя. Нижняя часть 3 камеры вставная и крепит­ся в головке стопорным болтом 8.
Свечи накаливания, предназначен­ные для подогрева воздуха уста­навливают в отверстия 9.
Для соединения водяных руба­шек головки цилиндров и блок-картера в нижней стенке головки имеются отверстия, совпадающие с соответствующими отверстия­ми в блок-картере. Клапанный механизм, смонтированный на го­ловке цилиндров, закрыт колпаком 13 и его крышкой. 14.
Поддон 9 (см. рис. 9, а) картера изготовляют литым или штампованным. Его крепят к блок-картеру болтами. Плоскость разъема уплотняют прокладкой 8 из пробки или другого материала.
Поддон имеет маслосливной штуцер и трубку для масломерной линейки.
Картер маховика (рис. 11) представляет собой отливку цилиндрической формы. Картер с блок-картером соединяется через фланец 4 болтами, входящими в отверстия 8. Внутренняя и наруж­ная поверхности картера усилены ребрами. Нижняя часть перед­ ней стенки имеет обработанный фланец 7, к которому с наружной стороны с помощью шплинтов крепят войлочную ленту 6, уплотня­ющую стык в месте прилегания картера маховика к нижней 18 (см. рис. 9, б) половине корпуса уплотнения коленчатого вала.
К фланцу 1 (см. рис. 11) крепят тремя болтами электростартер.
 На цилиндрической поверхности картера маховика расположены несколько приливов с обработанными поверхностями для крепле­ния двигателя к раме.
Двигатель крепят к раме большей частью в трех точках: одна опора впереди и две — сзади. Переднюю опору обычно выполняют шарнирной. Две задние опоры чаще всего делают на картере махо­вика. В некоторых случаях в качестве задних опор применяют кронштейны, привернутые к блоку двигателя, или специальные лапы, отлитые вместе с блоком. Двигатель крепят на раме эластично, чтобы снизить передачу вибрации, возникающей при его работе.
Упругими элементами в опорах, как правило, являются резиновые прокладки (подушки).