Кривошипно-шатунный механизм Д-65

Конструкция кривошипно-шатунного механизма дизелей Д-65 показана на рис. 91. Цилиндр вместе с поршнем 3 и головкой обра­зует замкнутый объем, в котором совершается рабочий цикл дви­гателя. Внутренняя поверхность стенок цилиндра служит также направляющей при движении поршня. Цилиндры рассматриваемых дизелей изготовлены в общей отливке с использованием вставных гильз 1.
Применение вставных гильз позволяет увеличить срок службы блока путем замены изношенных гильз, изготовленных из высоко­качественного чугуна. У дизелей Д-65 гильзы мокрые. Каждая гильза центрируется в блоке двумя поясками, проточенными на ее наружной поверхности. Под бурт верхнего пояска подкладывают медное уплотнительное кольцо, а в проточки нижнего пояса закла­дывают два резиновых кольца, предохраняющих картер от попада­ния воды из водяной рубашки. Крепление гильзы только за бурт верхнего пояса позволяет ей свободно удлиняться вниз при нагре­вании.
Поршни 3 отливают из алюминиевого сплава. Днища поршней имеют камеры, что способствует хорошему перемешиванию топ­лива с воздухом во время сгорания и обеспечивает мягкую работу дизеля. На наружной боковой поверхности поршня сделано пять канавок для поршневых колец 2. Три верхние канавки предназна­чены для компрессионных колец.
 Поршневые кольца изготовляют из специального чугуна. Верхнее поршневое компрессионное кольцо для умень­шения износа гильзы хромировано по наружной цилиндрической поверхности.


Компрессионные кольца, устанавливаемые во 2-ю и 3-ю канавки поршня, для улучшения компрессионных качеств имеют на внутрен­ней поверхности выточки, которые при установке колец должны быть обращены вверх, к днищу поршня.
В две нижние канавки поршня устанавливают маслосъемные скребковые кольца (по два в каждую канавку). Скребковые кольца по наружной поверхности хромированы.
Поршневой палец 4 плавающего типа удерживается от осевого перемещения стопорными кольцами. Шатун описан здесь (см. рис.18, б).
 Коленчатый вал 17 (см. рис. 91) имеет пять коренных шеек, которыми он опирается на коренные подшипники, расположенные в картере; четыре шатунные шейки; щеки, связывающие коренные и шатунные шейки; противовесы, изготовляемые заодно с валом и предназначенные для уравновешивания инерционных сил и умень­шения нагрузок на коренные подшипники.
Коленчатый вал сбалансирован на заводе путем высверливания металла в противовесах, поэтому их не разрешается дополнитель­но обрабатывать. На переднем конце вала устанавливают ведущую шестерню 13 системы распределения и других механизмов двига­теля. На концах коленчатого вала сделаны маслосгонные резьбы, которые предотвращают вытекание масла из картера. На переднем конце вала посажен шкив 14 привода вентилятора и генератора.
Коленчатый вал — стальной, штампованный, корен­ные и шатунные шейки закалены токами высокой частоты. В шатун­ных шейках имеются полости для центробежной очистки масла при вращении вала. Полости закрывают резьбовыми заглушками 18, Заглушки разбивают по массе на группы (в пределах 2 г). На вал устанавливают заглушки только одной группы. Этим достигается улучшение балансировки вала. На шейках вала сделаны смазочные отверстия.
Коренные и шатунные шейки соединены косыми сверлениями, через которые поступает масло из коренных шеек к шатунным.
Храповик 15 имеет специальные пазы, служащие для проворачива­ния коленчатого вала вручную рукояткой.
Между шестерней 13 и шкивом 14 на валу установлен штампо­ванный масляный отражатель 16, отбрасывающий масло от перед­него сальникового уплотнения вала.
На заднем конце вала имеется фланец, к которому шестью бол­тами 10 (из них два призонных) крепится чугунный маховик 7 с напрессованным на нем стальным зубчатым венцом 6, служащим для проворачивания коленчатого вала дизеля пусковым двигателем или электростартером. В маховик запрессованы три пальца 8 для крепления нажимных дисков муфты сцепления. На торце маховика имеются резьбовые отверстия для крепления опорного диска муфты сцепления. В центральное отверстие маховика установлен шари­ковый подшипник 9 вала муфты сцепления.
На заднем конце вала выполнена маслосгонная резьба, создаю­щая вместе с алюминиевыми вкладышами 11, установленными в блок-картере, лабиринтное уплотнение заднего конца коленчатого вала. Коленчатый вал фиксируют от осевого перемещения по пятой коренной шейке, имеющей фиксирующий бурт.