В дизелях Д-65 применен механизм газораспределения с подвесными клапанами (рис. 92). Распределительный вал 1 расположен внутри блока цилиндров на трех подшипниках скольжения (втулках из антифрикционного чугуна). Все кулачки обработаны на конус, благодаря чему толкатели 2 поворачиваются вокруг своих осей и, кроме того, более равномерно изнашиваются донышки толкателей.
Распределительный вал приводится во вращение от шестерни на переднем конце и вращается с частотой в два раза меньшей, чем частота вращения коленчатого вала.
Толкатель 2 представляет собой стакан со сферическим донышком. На внутренней стороне донышка сделана сферическая выточка, в которую упирается наконечник штанги 3. Средняя часть штанги изготовлена из трубки, к которой приварены два наконечника. Коромысло 9 качается на пустотелом валике 5, закрепленном в стойках. В валиках 5 сделаны внутренние каналы для подвода смазочного материала к втулкам коромысел.
Клапаны 12 установлены в головке блока дизеля по одному впускному и выпускному на каждый цилиндр. Под действием двух пружин 11, помещенных одна внутри другой, притертый конус тарелки плотно прижат к своему гнезду. Благодаря установке двух пружин клапаны работают надежно. Перемещаются клапаны в чугунных направляющих втулках, запрессованных в головке блока.
Механизм работает следующим образом. При вращении вала 1 каждый из его кулачков набегает на толкатель 2 и поднимает его вместе со штангой 3, которая своим верхним наконечником нажимает на шаровой конец винта 4.
Коромысло 9, поворачиваясь на валике 5, давит на клапан 12 и опускает его вниз, сжимая пружины 11. Когда вы ступающая часть кулачка сходит с толкателя, пружины поднимают клапаны и прижимают их к гнезду. Открываются и закрываются клапаны в определенной последовательности, благодаря чему цилиндры работают в строгом порядке. Во время работы дизеля стержни клапанов удлиняются вследствие нагревания. Поэтому для плотной посадки клапана в гнезде между бойком коромысла 9 и торцом клапана 12 винтом 4 устанавливают зазор 0,25 мм.
Механизм декомпрессии позволяет открывать одновременно все клапаны и удерживать их в таком положении при всех ходах поршня. Он состоит из двух одинаковых валов 7 с ввернутыми в них винтами 8. Валы соединены между собой шинами и установлены в стойках валиков 5. Поворачивают валы 7 рукояткой 6. В вертикальном положении рукоятки винты 8, нажимая на коромысла 9, открывают все клапаны на 1—1¼ мм. Компрессия в цилиндрах не создается, что облегчает проворачивание коленчатого вала дизеля в период пуска. При горизонтальном положении рукоятки 6 винты 8 отведены от коромысел 9 и не воздействуют на них.
Шестерни распределения (рис. 93) расположены в передней части двигателя. Шестерня 1 коленчатого вала напрессована на передний конец вала и от проворачивания удерживается шпонкой. Эта шестерня находится в постоянном зацеплении с промежуточной шестерней 2, которая свободно вращается на оси, запрессованной в блоке цилиндров. Шестерня 2 служит для передачи вращения шестерне 3 привода топливного насоса и шестерне 4 привода распределительного вала. Шестерня 3 установлена на ступице фланца топливного насоса и передает вращение его валу через шлицевую шайбу. В оси промежуточной шестерни 2 просверлены каналы, по которым подводится масло для смазывания шестерен распределения.
Шестерня 4 жестко закреплена на валу. От осевого перемещения ее удерживают шайба и болт, ввернутый в передний конец вала.
От шестерни 4 постоянно вращается шестерня 5 привода насоса гидравлической системы. Вал шестерни 5 опирается на два шарикоподшипника, установленных в крышке корпуса распределения.
Шестерня 1 коленчатого вала через вторую промежуточную шестерню 6 передает движение шестерне 7 привода смазочного насоса.