На дизелях Д-65 применена закрытая жидкостная система охлаждения (рис. 100). В период работы пускового двигателя до начала вращения коленчатого вала дизеля происходит термосифонная циркуляция воды. Вода, нагреваемая в рубашке 13 пускового двигателя, поднимается в его головку и оттуда по трубе 10 поступает в задний корпус термостата 6.
Далее вода протекает в головку и рубашку блока цилиндров дизеля. Отсюда она опять попадает в рубашку 13 пускового двигателя. Проходя через головку и рубашку цилиндров, вода отдает тепло их стенкам, облегчая этим пуск дизеля.
При прокручивании пусковым двигателем коленчатого вала дизеля, а также во время работы дизеля, когда температура воды ниже 70 °C, вода циркулирует по всей системе, исключая радиатор 2.
Насос 7 забирает воду из задней полости переднего корпуса термостата 6 и подает ее в водяную рубашку 16 блока цилиндров дизеля через окно во фланце крепления насоса. Полость переднего корпуса термостата в это время соединена через открытые вспомогательным клапаном боковые окна коробки термостата с полостью заднего его корпуса и полостью головки блока цилиндров дизеля.
Вода через отверстия проходит затем в головку цилиндров, а оттуда поступает в передний корпус термостата 6 и снова в водяной насос 7. Основной клапан термостата в это время закрыт (он открывается при температуре воды не ниже 70 °C) и вода в радиатор 2 не попадает. Это способствует быстрому прогреванию дизеля.
Когда температура воды в системе превысит 70 °C, откроется основной клапан термостата. Насос забирает воду из нижнего бака 1 радиатора и подает ее в рубашку 16 блока цилиндров. Вода, омывая наружные стенки гильз цилиндров, охлаждает их, затем поступает в головку цилиндров и охлаждает ее. Из головки цилиндров вода перетекает сначала в задний корпус термостата, потом в передний и через открытый основной клапан попадает в верхний бак 3 радиатора.
Перетекая из верхнего бака радиатора в нижний по трубкам, обдуваемым воздухом, который прогоняется между трубок вентилятором дизеля, вода охлаждается. Охлажденная вода из нижнего бака 1 радиатора вновь забирается насосом и подается в рубашку блоха цилиндров. На прогретом двигателе боковые окна коробки термостата закрыты вспомогательным клапаном коробки и нагретая вода из головки цилиндров не может попасть в водяной насос, не пройдя охлаждения в радиаторе.
Для отвода паров воды при ее закипании в радиаторе смонтированы паровой клапан, изготовленный заодно с заливной горловиной 4, и водяной патрубок 14.
Температуру воды контролируют дистанционным термометром 8, датчик которого установлен в патрубке верхнего бака радиатора.
Воду сливают из системы через краны 17 и 15.
Паровоздушный клапан дизелей Д-65 описан здесь (см. рис. 51, б).
Термостат состоит из коробки (рис. 101, а и б) и переднего 12 и заднего 14 корпусов (рис. 101, в). Передний корпус 12 термостата представляет собой чугунную отливку, имеющую обработанный фланец для соединения с задним корпусом 14 термостата. В средней части переднего корпуса сделана стенка, разделяющая корпус на две полости: переднюю, соединенную верхним патрубком с радиатором, и заднюю, соединенную нижним патрубком с водяным, насосом.
В стенке имеется цилиндрическое окно, соединяющее обе полости. Окно закрыто коробкой термостата и уплотнительной прокладкой. Между ее передним и задним корпусами термостата устанавливают паронитовую прокладку 17.
Задний корпус 14 термостата, также отлитый из чугуна, имеет два обработанных фланца, одним из которых задний корпус соединяется с передним корпусом термостата, другим — с фланцем на переднем торце головки цилиндров.
Задний корпус термостата для дизелей с запуском от пускового двигателя имеет специальный прилив с патрубком, соединяющим полость корпуса с водяной трубой головки цилиндра пускового двигателя. Полость заднего корпуса термостата через литые окна на фланцах соединена с одной стороны с полостью головки цилиндров, с другой — с полостями переднего корпуса термостата.
![](/images/Risunki/Ris101.jpg)
Установленная на двигателе коробка термостата омывается охлаждающей жидкостью. Когда вода холодная, сильфон сжат, основной клапан плотно закрывает верхнее цилиндрическое отверстие корпуса.
Когда двигатель прогреется (температура воды достигнет 70 °C), испарение жидкости в сильфоне вызовет в нем повышение давления паров, сильфон начнет удлиняться, основной клапан откроет цилиндрическое отверстие в корпусе, через которое вода пойдет на охлаждение в радиатор, а вспомогательный закроет боковые отверстия корпуса и прекратит доступ воды из термостата в водяной насос.
Водяной насос и вентилятор дизелей Д-65 имеют конструкцию, аналогичную описанной в этой статье (см. рис. 53).